"Моя семья"
план-конспект занятия (младшая группа)

Чистякова Татьяна Александровна

Цель занятия: Формирование у детей представления о семье и членах семьи, развитие активного словаря через знакомство с основными понятиями.

 Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с понятиями и их значением;

  • Научить соотносить изображения членов семьи с их названиями.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию зрительного восприятия через рассматривание изображений;

  • Формировать активный словарь путем повторения слов за взрослым.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей уважительное отношение к семье;

  • Способствовать формированию положительных эмоций в процессе обсуждения темы семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.moya_semya.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

ФИО воспитателя: Чистякова Татьяна Александровна  

Возрастная группа: младшая группа

Тип занятия: Речевое развитие

Тема: «Моя семья»

Цель занятия: Формирование у детей представления о семье и членах семьи, развитие активного словаря через знакомство с основными понятиями. Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с понятиями и их значением;
  • Научить соотносить изображения членов семьи с их названиями.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию зрительного восприятия через рассматривание изображений;
  • Формировать активный словарь путем повторения слов за взрослым.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей уважительное отношение к семье;
  • Способствовать формированию положительных эмоций в процессе обсуждения темы семьи.

Пространственная образовательная среда: Организация занятия предполагает расположение детей на ковре в полукруге перед воспитателем для удобного визуального контакта и эффективного восприятия демонстрируемого материала.

Предметно-практическая образовательная среда:

  • карточки с изображениями членов семьи (мама, папа, ребенок);
  • мягкая игрушка (зайчик) для создания мотивации;

Среда взаимодействия:

  • Ребенок-взрослый: воспитатель активно взаимодействует с детьми, комментируя действия, задавая простые вопросы, предлагая повторять за ним слова и показывать изображения;
  • Ребенок-ребенок: дети взаимодействуют в непрямой форме, повторяя слова друг за другом, рассматривая карточки.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

  • Знание основных понятий.
  • Умение узнавать и называть членов семьи на изображениях.
  • Развитие навыков рассматривания предметов и картинок, установление связей между изображением и словом.
  • Умение следовать указаниям воспитателя.
  • Формирование первоначальных навыков удержания внимания на одном виде деятельности.
  • Развитие наблюдательности при рассмотрении изображений.
  • Формирование представлений о семье как важной части жизни ребенка.
  • Умение участвовать в совместной деятельности с воспитателем и сверстниками.
  • Активизация речевой активности через повторение слов за взрослым.
  • Формирование положительного отношения к семье, осознание её значимости.
  • Развитие чувства уверенности в себе через положительное подкрепление воспитателем.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости и доброжелательности в общении с взрослыми и сверстниками.

Ход занятия

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, виды деятельности

Результат

1

Мотивационный этап

Создание эмоционального настроя, привлечение внимания к теме занятия

Демонстрирует мягкую игрушку (зайчика), привлекает внимание словами: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости!»

Рассматривают игрушку, проявляют интерес, откликаются на слова педагога (с помощью воспитателя).

Наглядный метод, игровой прием, фронтальная форма взаимодействия

Дети проявляют интерес к занятию, эмоционально включаются в процесс.

Формирование потребности в изучении темы «Моя семья»

Проводит беседу: «У зайчика есть семья. А у вас есть семья? Давайте узнаем, кто в его семье!»

Отвечают на вопрос с поддержкой воспитателя.

Метод беседы, стимулирование речевой активности

У детей формируется эмоциональный настрой на обсуждение темы.

2

Основной этап

Знакомство с понятиями «мама», «папа», «семья»

Показывает картинки с изображением членов семьи, четко произносит: «Это мама. Это папа. Это брат и сестра. Это семья».

Рассматривают изображения, слушают объяснения педагога, повторяют слова за воспитателем.

Наглядный метод, словесный метод, индивидуальная работа

У детей формируются представления о членах семьи, развивается активный словарь.

Развитие навыков узнавания и соотнесения изображений с названиями

Задает вопросы: «Кто это?» (показывает картинку). Предлагает детям назвать изображенных персонажей.

С помощью воспитателя отвечают на вопросы, называют членов семьи.

Метод вопросов и ответов, фронтальная форма взаимодействия

Дети начинают соотносить изображения с их названиями.

Формирование умений классифицировать и устанавливать связи между объектами

Раздает карточки с изображениями членов семьи, предлагает детям найти пары (например, мама и папа).

Рассматривают карточки, находят и показывают подходящие пары, обсуждают их с педагогом.

Практический метод, игровой прием, индивидуальная работа

Дети развивают навыки классификации, закрепляют знания о членах семьи.

3

Рефлексивный этап

Подведение итогов занятия, закрепление полученных знаний

Задает вопросы: «Кто в семье зайчика? А кто в вашей семье?» Благодарит детей за участие: «Вы молодцы!»

Отвечают на вопросы педагога, рассказывают о своих семьях с помощью взрослых, проявляют эмоции.

Метод беседы, стимулирование речевой активности, фронтальная форма взаимодействия

Дети закрепляют полученные знания, формируют положительное отношение к теме «семья».

Формирование положительного эмоционального отношения к процессу обучения

Предлагает поблагодарить зайчика: «Давайте скажем: спасибо, зайчик!»

Проявляют эмоциональный отклик (улыбаются, хлопают в ладоши).

Игровой прием, эмоциональное стимулирование

У детей закрепляется положительное эмоциональное восприятие занятия.

Итоги и самоанализ занятия: 

        Занятие на тему «Моя семья» продемонстрировало высокую результативность в достижении поставленных целей и задач. Тематика оказалась актуальной для детей младшего возраста, соответствовала их интересам и возможностям, что обеспечило высокий уровень вовлечённости воспитанников.

В процессе работы дети познакомились с основными понятиями, научились узнавать и соотносить изображения членов семьи с их названиями. Отмечено расширение активного словаря, что свидетельствует об успешной реализации обучающих задач. Использование наглядного материала и игровых приёмов способствовало развитию зрительного восприятия, внимания, навыков классификации и установлению связей между объектами.

Особое внимание заслуживает эмоциональная составляющая занятия. Игровой персонаж (мягкая игрушка) и яркие иллюстрации вызвали у детей живой интерес и поддерживали их внимание на протяжении всей деятельности. Воспитательные задачи также были реализованы: у воспитанников формировалось положительное отношение к семье как к важной ценности, а также уважительное и доброжелательное отношение к близким.

Организация образовательной среды была тщательно продумана и соответствовала возрастным особенностям группы. Материалы и пространство обеспечивали комфорт и безопасность, а взаимодействие воспитателя с детьми строилось на доверии и эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, занятие можно охарактеризовать как успешное. Оно способствовало не только развитию речевых и познавательных навыков, но и формированию положительных личностных качеств — уверенности, эмоциональной отзывчивости и любви к семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....