"Моя семья"
план-конспект занятия (младшая группа)
Цель занятия: Формирование у детей представления о семье и членах семьи, развитие активного словаря через знакомство с основными понятиями.
Обучающие задачи:
Познакомить детей с понятиями и их значением;
Научить соотносить изображения членов семьи с их названиями.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию зрительного восприятия через рассматривание изображений;
Формировать активный словарь путем повторения слов за взрослым.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей уважительное отношение к семье;
Способствовать формированию положительных эмоций в процессе обсуждения темы семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
ФИО воспитателя: Чистякова Татьяна Александровна
Возрастная группа: младшая группа
Тип занятия: Речевое развитие
Тема: «Моя семья»
Цель занятия: Формирование у детей представления о семье и членах семьи, развитие активного словаря через знакомство с основными понятиями. Обучающие задачи:
- Познакомить детей с понятиями и их значением;
- Научить соотносить изображения членов семьи с их названиями.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию зрительного восприятия через рассматривание изображений;
- Формировать активный словарь путем повторения слов за взрослым.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей уважительное отношение к семье;
- Способствовать формированию положительных эмоций в процессе обсуждения темы семьи.
Пространственная образовательная среда: Организация занятия предполагает расположение детей на ковре в полукруге перед воспитателем для удобного визуального контакта и эффективного восприятия демонстрируемого материала.
Предметно-практическая образовательная среда:
- карточки с изображениями членов семьи (мама, папа, ребенок);
- мягкая игрушка (зайчик) для создания мотивации;
Среда взаимодействия:
- Ребенок-взрослый: воспитатель активно взаимодействует с детьми, комментируя действия, задавая простые вопросы, предлагая повторять за ним слова и показывать изображения;
- Ребенок-ребенок: дети взаимодействуют в непрямой форме, повторяя слова друг за другом, рассматривая карточки.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
|
|
|
|
|
Ход занятия
№ | Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, виды деятельности | Результат |
1 | Мотивационный этап | Создание эмоционального настроя, привлечение внимания к теме занятия | Демонстрирует мягкую игрушку (зайчика), привлекает внимание словами: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости!» | Рассматривают игрушку, проявляют интерес, откликаются на слова педагога (с помощью воспитателя). | Наглядный метод, игровой прием, фронтальная форма взаимодействия | Дети проявляют интерес к занятию, эмоционально включаются в процесс. |
Формирование потребности в изучении темы «Моя семья» | Проводит беседу: «У зайчика есть семья. А у вас есть семья? Давайте узнаем, кто в его семье!» | Отвечают на вопрос с поддержкой воспитателя. | Метод беседы, стимулирование речевой активности | У детей формируется эмоциональный настрой на обсуждение темы. | ||
2 | Основной этап | Знакомство с понятиями «мама», «папа», «семья» | Показывает картинки с изображением членов семьи, четко произносит: «Это мама. Это папа. Это брат и сестра. Это семья». | Рассматривают изображения, слушают объяснения педагога, повторяют слова за воспитателем. | Наглядный метод, словесный метод, индивидуальная работа | У детей формируются представления о членах семьи, развивается активный словарь. |
Развитие навыков узнавания и соотнесения изображений с названиями | Задает вопросы: «Кто это?» (показывает картинку). Предлагает детям назвать изображенных персонажей. | С помощью воспитателя отвечают на вопросы, называют членов семьи. | Метод вопросов и ответов, фронтальная форма взаимодействия | Дети начинают соотносить изображения с их названиями. | ||
Формирование умений классифицировать и устанавливать связи между объектами | Раздает карточки с изображениями членов семьи, предлагает детям найти пары (например, мама и папа). | Рассматривают карточки, находят и показывают подходящие пары, обсуждают их с педагогом. | Практический метод, игровой прием, индивидуальная работа | Дети развивают навыки классификации, закрепляют знания о членах семьи. | ||
3 | Рефлексивный этап | Подведение итогов занятия, закрепление полученных знаний | Задает вопросы: «Кто в семье зайчика? А кто в вашей семье?» Благодарит детей за участие: «Вы молодцы!» | Отвечают на вопросы педагога, рассказывают о своих семьях с помощью взрослых, проявляют эмоции. | Метод беседы, стимулирование речевой активности, фронтальная форма взаимодействия | Дети закрепляют полученные знания, формируют положительное отношение к теме «семья». |
Формирование положительного эмоционального отношения к процессу обучения | Предлагает поблагодарить зайчика: «Давайте скажем: спасибо, зайчик!» | Проявляют эмоциональный отклик (улыбаются, хлопают в ладоши). | Игровой прием, эмоциональное стимулирование | У детей закрепляется положительное эмоциональное восприятие занятия. |
Итоги и самоанализ занятия:
Занятие на тему «Моя семья» продемонстрировало высокую результативность в достижении поставленных целей и задач. Тематика оказалась актуальной для детей младшего возраста, соответствовала их интересам и возможностям, что обеспечило высокий уровень вовлечённости воспитанников.
В процессе работы дети познакомились с основными понятиями, научились узнавать и соотносить изображения членов семьи с их названиями. Отмечено расширение активного словаря, что свидетельствует об успешной реализации обучающих задач. Использование наглядного материала и игровых приёмов способствовало развитию зрительного восприятия, внимания, навыков классификации и установлению связей между объектами.
Особое внимание заслуживает эмоциональная составляющая занятия. Игровой персонаж (мягкая игрушка) и яркие иллюстрации вызвали у детей живой интерес и поддерживали их внимание на протяжении всей деятельности. Воспитательные задачи также были реализованы: у воспитанников формировалось положительное отношение к семье как к важной ценности, а также уважительное и доброжелательное отношение к близким.
Организация образовательной среды была тщательно продумана и соответствовала возрастным особенностям группы. Материалы и пространство обеспечивали комфорт и безопасность, а взаимодействие воспитателя с детьми строилось на доверии и эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, занятие можно охарактеризовать как успешное. Оно способствовало не только развитию речевых и познавательных навыков, но и формированию положительных личностных качеств — уверенности, эмоциональной отзывчивости и любви к семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....

