Главные вкладки
Программа по работе с родителями «Умей дитя родить, умей и научить» на 2023-2025г
рабочая программа (старшая группа)
Работа с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации во все времена была и остается актуальной и не сходит с «повестки дня».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 «Соловушка»
города Смоленска
Программа по работе с родителями
«Умей дитя родить, умей и научить»
Составитель: Решетникова В.Ю.
2023
Введение
Работа с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации во все времена была и остается актуальной и не сходит с «повестки дня». Современные родители образованы, эрудированны, имеют доступ к научно-популярной информации по педагогике и психологии, имеют высокий уровень общей культуры, но все это не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры.
Вместе с тем, родители, отдав ребенка в детский сад, перестают принимать участие в преодолении трудностей, не желают участвовать в жизни детского сада. Поэтому на современном этапе становления общества одним из важнейших и приоритетных направлений работы является налаживание сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Выше сказанное говорит о необходимости модернизации существующей системы работы с родителями, поиска новых форм и методов взаимодействия с семьями. Необходима разработка и внедрение такой обновленной системы работы, которая способствовала активному включению родителей в жизнедеятельность детского сада.
В воспитании ребенка дошкольного возраста семья и детский сад безусловно решают одну главную задачу – формирование гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Полноценное развитие ребенка сложно представить вне художественно-творческой деятельности. Все конечно же зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде, раскрывает в детях творческий потенциал.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно — воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально- педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия.
Основная цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольной организации, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
- Использование активных форм взаимодействия с родителями, привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
- Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
- Выявление и транслирование положительного семейного опыта по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
- Расширение представлений родителей о профессиональной деятельности сотрудников дошкольной организации.
- Укрепление партнерских отношений между дошкольной организации и родителями.
Принципы взаимодействия с родителями:
- Принцип позитивного безоценочного принятия. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, учитывать личный опыт родителей.
- Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Динамичность. Педагог должен учитывать образовательные потребности родителей и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы педагога с родителями.
Ожидаемые результаты реализации программы
«Умей дитя родить, умей и научить»
- Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка.
- Установление партнерских отношений между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями.
- Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
- Организационный раздел
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 2 учебных года. Заседания Клуба проводятся 1 раз в 2 месяца, предусматривается 4 (5) заседания в год. Продолжительность определяется тематикой встречи и не превышает 60 минут. Группа формируется на добровольной основе (по желанию родителей (законных представителей).
Материально-техническое обеспечение программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения, воспитания
Реализация программы «Умей дитя родить умей и научить» не требует особого оборудования и сложных материалов, наличия обученного специалиста. В зависимости от темы, содержания заседания Клуба для организации встречи может быть использован музыкальный, хореографический или спортивный зал, кабинет изобразительной деятельности или групповая комната.
Развивающая предметно-пространственная среда
Для обеспечения реализации программы в должны быть созданы следующие условия:
- оформлена медиа-библиотека с подборкой об истории казачества, фольклоре и этнографии Кубани, народных промыслов;
- наличие интерактивного оборудования для демонстрации мультимедийных презентаций по темам;
- оборудование и реквизит необходимый для проведения заседания согласно теме встречи.
- Особенности организации заседаний Клуба.
План работы клуба «Умей дитя родить, умей и научить» (1-й год).
Тема заседаний | Формы проведения | Сроки реализации |
«Мой любимый Смоленск» | Круглый стол | Октябрь |
«Ожерелье Смоленска» | Творческая мастерская | Декабрь |
«Театр – это игра» | Заседание – театрализованная игра | Февраль |
«Нескучные выходные» | Дискуссия | Апрель |
Календарно-тематическое планирование программы Клуба
«Умей дитя родить, умей и научить» (1-й год)
Сроки | Мероприятие | Программные задачи | Методические приемы |
Октябрь | «Мой любимый Смоленск» (знакомим с историей города) | Развитие психолого- педагогической компетентности родителей по вопросам формирования духовно- нравственной сферы ребенка через вовлечение в творческую, музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность | Круглый стол:
«Город-герой Смоленск».
проблемных ситуаций. |
Декабрь | «Ожерелье Смоленска» (творческая мастерская). | Повышение педагогической грамотности родителей с целью создания условий для художественно - эстетического развития детей посредством использования нетрадиционный способов рисования | Тематическое практическое заседание.
«Смоленская крепостная стена».
практического |
задания?
практического задания.
| |||
Февраль | «Театр – это игра» |
настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру. | Заседание – театрализованная игра |
Апрель | «Нескучные выходные» |
деятельности родителей и детей, способствующей нормализации семейных отношений детей и родителей;
педагогической и психологической компетентности родителей;
|
распространение лучшего семейного опыта
«Что вам мешает в общение с ребенком дома»
«Выходной день в моей семье»-(дети и родители). |
Тема № 1. «Мой любимый Смоленск» (знакомим с историей города). Круглый стол.
Цель: Развитие психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам формирования духовно-нравственной сферы ребенка через вовлечение в творческую, музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Ход:
- Видеоролик на тему «город-герой Смоленск».
- Материал краткого экскурса в историю Смоленска (картины, альбомы, книги).
- Делимся опытом: «Как знакомим с родным городом»
- Психологические упражнения, решение проблемных ситуаций.
Тема № 2. «Ожерелье Смоленска» (творческая мастерская). Тематическое практическое заседание.
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей с целью создания условий для художественно-эстетического развития детей посредством использования нетрадиционных способов рисования.
Ход:
- Презентация «Смоленская крепостная стена».
- Дискуссия на тему: что необходимо для выполнения практического задания?
- Выполнение практического задания.
- Делимся опытом: как провести мини экскурсию с ребенком по достопримечательностям города.
Тема № 3 «Театр – это игра». (Заседание – театрализованная игра).
Цель: формирование художественного и эстетического вкуса; развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); развитие воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.
Ход:
Театрализованная игра.
Тема № 4 «Нескучные выходные»
Цель: организация совместной деятельности родителей и детей, способствующей нормализации семейных отношений детей и родителей; повышение
педагогической и психологической компетентности родителей; создание условий для сближения отношений родителей и детей.
Ход:
- Презентация «Как мы проводим выходной лень с ребенком» -распространение лучшего семейного опыта
- Результаты анкетирования «Что вам мешает в общение с ребенком дома»
- Показ сценки «Выходной день в моей семье»-(дети и родители).
План работы Клуба «Умей дитя родить, умей и научить» (2- й год).
Тема заседаний | Формы проведения | Сроки реализации |
Тема «Как научиться быть заботливым родителем» | Дискуссия: | Октябрь |
«Яркие краски семейной жизни». | Круглый стол | Декабрь |
«Культура взаимодействия» с элементами тренинга | Круглый стол | Февраль |
«Семья – вершина всех наших ценностей». Тема: «Всегда ли мы способны понять друг друга» | Семейный фестиваль | Апрель |
Итоги работы клуба | Итоги работы клуба | Май |
Календарно-тематическое планирование программы Клуба
«Умей дитя родить, умей и научить» (2-й год)
Сроки | Мероприятие | Программные задачи | Методические приемы |
Октябрь | Дискуссия: Тема «Как научиться быть заботливым родителем» | - Организовать ситуацию, позволяющую увидеть взаимодействие между детьми и родителями в домашней обстановке. |
|
Декабрь | Круглый стол «Яркие краски семейной жизни». | - Обеспечить возможности для эмоционально насыщенного общения между детьми и родителями, которое укрепит их отношения |
|
Февраль | Круглый стол «Культура взаимодействия» с элементами тренинга | - Содействовать формированию у родителей более глубоких знаний и практических навыков в области воспитания детей, опираясь на психологические и педагогические принципы. |
педагогическое общение»
«Самое лучшее общение – Это общение в своей семье» |
Апрель | Семейный фестиваль «Семья – вершина всех наших ценностей». Тема: «Всегда ли мы способны понять друг друга» |
гармонизация детско- родительских отношений,
родителей и детей, воспитание в детях нравственно- этических норм и традиций семьи. |
|
Май | Итоги работы клуба |
родителей. |
Тема № 1. Тема «Как научиться быть заботливым родителем»
Цель: создать условия, для выявления отношений детей и родителей дома.
Ход:
- Игра «Три волшебных «Р»
- Формула закона семьи.
- Решение родительских задач
Тема № 2. «Яркие краски семейной жизни». (круглый стол).
Цель: создать условия для обогащения детско-родительских отношений опытом эмоционально насыщенного общения.
Ход:
- Семейные традиции
- Народные пословицы и поговорки.
- Конкурс "Сиамские близнецы"
- "Музыкальная веревочка"
Тема № 3. «Культура взаимодействия» (с элементами тренинга).
Цель: создать условия для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей.
Ход:
- Беседа «Что такое педагогическое общение»
- «Правила плохих родителей»
- Динамическая пауза»
- Практикум «Варианты общения»
- Упражнение «Коробочка пожеланий»
- Интеллектуальная игра
«Самое лучшее общение – Это общение в своей семье»
Тема № 4. «Семья – вершина всех наших ценностей».
Тема: «Всегда ли мы способны понять друг друга»
Цель: создать условия для сплочения коллектива родителей и детей; создать условия гармонизация детско-родительских отношений, эмоциональное
сближение, родителей и детей, воспитание в детях нравственно-этических норм и традиций семьи.
Ход:
- Игра «Сиамские близнецы»
- «Семейные традиции»
Тема № 5. Итоги работы клуба
- Фото-выставка «Вместе к успеху».
- Награждение активных родителей.
Приложения 1
Анкета для родителей
«Знаете ли вы своего ребёнка?»
Выявление потребностей родителей в педагогических знаниях, анализ допускаемых ошибок, стимулирование наблюдений за детьми, стремление понять своего ребёнка.
Считаете ли Вы, что... | Ответы | ||
...понимаете внутренний мир ребёнка? | Да | Нет | Иногда |
...внимательно относитесь к его индивидуальным особенностям? | Да | Нет | Иногда |
...находите время побыть с ребёнком наедине? | Да | Нет | Иногда |
...отвечаете на вопросы ребёнка терпеливо? | Да | Нет | Иногда |
...часто используете наказания? | Да | Нет | Иногда |
-Какова реакция на них ребёнка? (плачет, обижается, упрямится, равнодушен, просит прощения, старается сделать наоборот...) | |||
-Часто используете поощрения? | Да | Нет | Иногда |
-Какова реакция на них ребёнка? (радуется, стремится повторить хороший поступок...) | |||
-В каком настроении чаще пребывает Ваш ребёнок? С чем это связано? | |||
-С помощью каких методов Вы устанавливаете контакт с ребёнком? (уговоры, юмор, разъяснения, обман...). | |||
-Самый эффективный из них? | |||
-По каким вопросам воспитания вы бы хотели получить консультацию специалиста? | |||
Приложение 2
Анкета для родителей «Семейные традиции»
Цель анкетирования: выявление семейных традиций, ценностей помощь родителям в осознание значимости семьи в жизни человека. Воспитателям и родителям помогает понять, как влияют обычаи и традиции на формирование толирантной личности, т.е. на наших детей.
Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.
- Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
- да, обязательно;
- возможно, если они сами сложились;
- нет, это пережиток прошлого.
- Какие семейные традиции Вы соблюдаете? Дни рождения членов семьи;
Дни поминовения усопших;
Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;
Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.;
-День создания семьи;
-Профессиональные праздники;
-Выпуск семейной газеты;
-Оформление фотоальбомов;
-Воскресные семейные обеды (ужины);
-Проведение семейных советов Другое
- Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?
-Спорт рыбалка домашние животные
-Шитье шахматы чтение
-Рукоделие, пение, музицирование
-Коллекционирование сочинение стихов (рассказов, сказок) Другое
- К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?
- спорт;
- рыбалка;
- домашние животные;
- шитьё,
- рукоделие;
- чтение;
- компьютерные игры;
- музыка;
- коллекционирование;
- другое
- Какой труд объединяет Вашу семью?
-Общего труда нет у каждого своего дела уборка квартиры
-Работа в саду ремонт квартиры уход за домашними животными
-Индивидуальная трудовая деятельность Другое
- Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в Вашей семье?
-Отдельная комната для ребенка уголок в общей комнате
-Спортивный инвентарь музыкальные инструменты
-Библиотека компьютер
-Музыкальный центр кинокамера
-Фотоаппарат живой уголок (аквариум)
-Швейная машина вязальная машина
-Столярные (слесарные) инструменты развивающие игры
-Велосипед (сноуборд, мотоцикл)
Другое
- Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?
-Мама, бабушка, прабабушка, няня, гувернантка
-Папа дедушка другие родственники
- Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?
-Умственное развитие эстетическое развитие
-Культуру общения самостоятельность
-Интерес к знаниям желание идти в школу
-Внимание к близким страх перед воспитателем
-Страх перед взрослыми сквернословие
-Непослушание нервозность
-Грубость усталость
-Возбуждение нежелание ходить в детский сад Другое
- Организуется ли специально в Вшей семье деятельность ребенка?
-Совместное чтение прогулки на природе обучаем ручным умениям
-Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.)
-Играем в развивающие игры организуем спортивные занятия
-Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
-Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами Другое
- Ваши предложения педагогическому коллективу ДОУ
Приложение3
Какие мы родители?
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Проверьте себя, ответив на данные вопросы да, иногда или нет.
- Следите ли Вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли Вы книги на эту тему?
- Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли Вы в этом случае: не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?
- Единодушны ли Вы с вашим(ей) супругом(супругой) в воспитании детей?
- Если ребенок предлагает Вам свою помощь, примите ли Вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
- Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
- Считаете ли Вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
- Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
- Признаете ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
- Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
- Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой» У меня нет времени» Подожди, пока я закончу работу».
Ключ
0-6 баллов. О настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное
представление. И хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
7-14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое над собой и своими итогами в этой области Вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв
приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.
Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими
обязанностями. И тем не менее не попытаться ли Вам еще кое-что немного улучшить.
Литература
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Карабанова, И.А. «Психологические особенности детско-родительских отношений», кн. для воспитателей/ И.А.Карабанова. – М.: Просвещение, 2004.
- Каракозова, Н.Ю. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка. (учебно-методическое пособие Н.Ю. Каракозова, А.И. Мязина, А.А. Кудрина), - СПб.: «Речь», 2012.
- Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Текст/ Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
- Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Издательство «Речь» 2002.
- Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие для воспитателей/ Н.В. Микляева. - М.: Айрис – Пресс, 2005.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/ М.А. Панфилова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду. С.В. Чиркова. - М.: ВАКО, 2009.
- Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. Серия «Справочники»/ Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
Интернет ресурсы дошкольного образования
- https://edu.gov.ru/ - Сайт Министерства образования РФ
- http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей. Много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол с родителями "Умей в гости звать,умей и угощать"
Материалы встречи с родителями по воспитанию столового этикета: текстовой материал по воспитанию культуры поведения за столом, примеры дидактических игр по данной теме, стихотворения по данной т...

Модифицированная программа по работе с гиперактивными детьми «Непоседливый ребенок». С использованием программы «Комфорт»
Программа включает в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу. Индивидуальная работа проводится по программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафр...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ для детей, испытывающим трудности в усвоении основной образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации
рабочая программа...
Консультация для родителей "Умейте предвидеть скрытую опасность!"
Уважаемые родители!Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Своевременно обучайте их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитыв...

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.
Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....

