Программа по работе с родителями «Умей дитя родить, умей и научить» на 2023-2025г
рабочая программа (старшая группа)

Решетникова Виктория Юрьевна

Работа с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации во все времена была и остается актуальной и не сходит с «повестки дня». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_roditelyami.docx56.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 «Соловушка»

города Смоленска

Программа по работе с родителями

«Умей дитя родить, умей и научить»

Составитель: Решетникова В.Ю.

2023

Введение

Работа с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации во все времена была и остается актуальной и не сходит с «повестки дня». Современные родители образованы, эрудированны, имеют доступ к научно-популярной информации по педагогике и психологии, имеют высокий уровень общей культуры, но все это не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры.

Вместе с тем, родители, отдав ребенка в детский сад, перестают принимать участие в преодолении трудностей, не желают участвовать в жизни детского сада. Поэтому на современном этапе становления общества одним из важнейших и приоритетных направлений работы является налаживание сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Выше сказанное говорит о необходимости модернизации существующей системы работы с родителями, поиска новых форм и методов взаимодействия с семьями. Необходима разработка и внедрение такой обновленной системы работы, которая способствовала активному включению родителей в жизнедеятельность детского сада.

В воспитании ребенка дошкольного возраста семья и детский сад безусловно решают одну главную задачу – формирование гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Полноценное развитие ребенка сложно представить вне художественно-творческой деятельности. Все конечно же зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.

Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде, раскрывает в детях творческий потенциал.

Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно — воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально- педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия.

Основная цель:

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольной организации, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

  • Использование активных форм взаимодействия с родителями, привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
  • Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
  • Выявление и транслирование положительного семейного опыта по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
  • Расширение представлений родителей о профессиональной деятельности сотрудников дошкольной организации.
  • Укрепление партнерских отношений между дошкольной организации и родителями.

Принципы взаимодействия с родителями:

  • Принцип позитивного безоценочного принятия. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
  • Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, учитывать личный опыт родителей.
  • Сотрудничество, а не наставничество. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  • Динамичность. Педагог должен учитывать образовательные потребности родителей и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы педагога с родителями.

Ожидаемые результаты реализации программы

«Умей дитя родить, умей и научить»

  • Повышение        родительской        компетентности        в        вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка.
  • Установление партнерских отношений между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями.
  • Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
  1. Организационный раздел

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 2 учебных года. Заседания Клуба проводятся 1 раз в 2 месяца, предусматривается 4 (5) заседания в год. Продолжительность определяется тематикой встречи и не превышает 60 минут. Группа формируется на добровольной основе (по желанию родителей (законных представителей).

Материально-техническое обеспечение программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения, воспитания

Реализация программы «Умей дитя родить умей и научить» не требует особого оборудования и сложных материалов, наличия обученного специалиста. В зависимости от темы, содержания заседания Клуба для организации встречи может быть использован музыкальный, хореографический или спортивный зал, кабинет изобразительной деятельности или групповая комната.

Развивающая предметно-пространственная среда

Для        обеспечения        реализации        программы        в        должны        быть        созданы следующие условия:

  • оформлена        медиа-библиотека        с        подборкой        об        истории        казачества, фольклоре и этнографии Кубани, народных промыслов;
  • наличие интерактивного оборудования для демонстрации мультимедийных презентаций по темам;
  • оборудование и реквизит необходимый для проведения заседания согласно теме встречи.
  1. Особенности организации заседаний Клуба.

План работы клуба «Умей дитя родить, умей и научить» (1-й год).

Тема заседаний

Формы проведения

Сроки реализации

«Мой любимый Смоленск»

Круглый стол

Октябрь

«Ожерелье Смоленска»

Творческая мастерская

Декабрь

«Театр – это игра»

Заседание – театрализованная игра

Февраль

«Нескучные выходные»

Дискуссия

Апрель

Календарно-тематическое планирование программы Клуба

«Умей дитя родить, умей и научить» (1-й год)

Сроки

Мероприятие

Программные задачи

Методические приемы

Октябрь

«Мой любимый Смоленск» (знакомим с историей города)

Развитие        психолого- педагогической

компетентности

родителей по вопросам формирования духовно- нравственной    сферы

ребенка        через вовлечение                в

творческую, музыкальную,

изобразительную, театрализованную

деятельность

Круглый стол:

  1. Видеоролик на тему

«Город-герой Смоленск».

  1. Материал краткого экскурса в историю родного города        (картины, альбомы, книги).
  2. Делимся опытом: «Как знакомим с родным городом»
  3. Психологические упражнения, решение

проблемных ситуаций.

Декабрь

«Ожерелье Смоленска» (творческая мастерская).

Повышение

педагогической

грамотности родителей с целью создания условий для художественно -

эстетического развития детей         посредством использования нетрадиционный способов рисования 

Тематическое

практическое заседание.

  1. Презентация

«Смоленская крепостная стена».

  1. Дискуссия на тему: что необходимо для выполнения

практического

задания?

  1. Выполнение

практического задания.

  1. Делимся опытом: как провести мини экскурсию с ребенком по достопримечательностям города.

Февраль

«Театр – это игра»

  • Формирование художественного        и эстетического вкуса;
  • развитие коммуникативных качеств        личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
  • развитие        воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • создание положительного эмоционального

настроя, снятие напряжённости,

решение        конфликтных ситуаций через игру.

Заседание – театрализованная игра

Апрель

«Нескучные выходные»

  • организация совместной

деятельности родителей и детей,

способствующей

нормализации семейных отношений детей и

родителей;

  • повышение

педагогической и психологической компетентности родителей;

  • создание условий для сближения отношений родителей и детей.
  1. Презентация «Как мы проводим выходной день с ребенком» -

распространение лучшего семейного опыта

  1. Результаты анкетирования

«Что вам мешает в общение с ребенком дома»

  1. Показ сценки

«Выходной день в моей семье»-(дети и родители).

Тема № 1. «Мой любимый Смоленск» (знакомим с историей города). Круглый стол.

Цель: Развитие психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам формирования духовно-нравственной сферы ребенка через вовлечение в творческую, музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Ход:

  1. Видеоролик на тему «город-герой Смоленск».
  2. Материал краткого экскурса в историю Смоленска (картины, альбомы, книги).
  3. Делимся опытом: «Как знакомим с родным городом»
  4. Психологические упражнения, решение проблемных ситуаций.

Тема        № 2.        «Ожерелье Смоленска» (творческая мастерская).        Тематическое практическое заседание.

Цель: Повышение педагогической грамотности родителей с целью создания условий для художественно-эстетического развития детей посредством использования нетрадиционных способов рисования.

Ход:

  1. Презентация «Смоленская крепостная стена».
  2. Дискуссия на тему: что необходимо для выполнения практического задания?
  3. Выполнение практического задания.
  4. Делимся опытом: как провести мини экскурсию с ребенком по достопримечательностям города.

Тема № 3 «Театр – это игра». (Заседание – театрализованная игра).

Цель: формирование художественного и эстетического вкуса; развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); развитие воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.

Ход:

Театрализованная игра.

Тема № 4 «Нескучные выходные»

Цель: организация совместной деятельности родителей и детей, способствующей нормализации семейных отношений детей и родителей; повышение

педагогической и психологической компетентности родителей; создание условий для сближения отношений родителей и детей.

Ход:

  1. Презентация «Как мы проводим выходной лень с ребенком» -распространение лучшего семейного опыта
  2. Результаты анкетирования «Что вам мешает в общение с ребенком дома»
  3. Показ сценки «Выходной день в моей семье»-(дети и родители).

План работы Клуба «Умей дитя родить, умей и научить» (2- й год).

Тема заседаний

Формы проведения

Сроки реализации

Тема «Как научиться быть заботливым родителем»

Дискуссия:

Октябрь

«Яркие краски семейной жизни».

Круглый стол

Декабрь

«Культура взаимодействия» с элементами тренинга

Круглый стол

Февраль

«Семья – вершина всех наших ценностей».

Тема: «Всегда ли мы способны понять друг друга»

Семейный фестиваль

Апрель

Итоги работы клуба

Итоги работы клуба

Май

Календарно-тематическое планирование программы Клуба

«Умей дитя родить, умей и научить» (2-й год)

Сроки

Мероприятие

Программные задачи

Методические приемы

Октябрь

Дискуссия: Тема «Как научиться быть заботливым родителем»

- Организовать ситуацию, позволяющую увидеть взаимодействие между детьми и родителями в домашней обстановке.

  1. Игра «Три волшебных «Р»
  2. Дискуссия родителей
  3. Формула закона семьи.
  4. Решение родительских задач.

Декабрь

Круглый стол

«Яркие краски семейной жизни».

- Обеспечить возможности для эмоционально насыщенного общения между детьми и родителями, которое укрепит их отношения

  1. -Семейные традиции
  2. -Народные пословицы и поговорки.
  3. -Конкурс "Сиамские близнецы"

Февраль

Круглый стол

«Культура взаимодействия» с элементами тренинга

- Содействовать формированию у родителей более глубоких знаний и практических навыков в области воспитания детей, опираясь на психологические и педагогические принципы.

  1. Беседа «Что такое

педагогическое общение»

  1. «Правила плохих родителей»
  2. Динамическая пауза»
  3. Практикум «Варианты общения»
  4. Упражнение «Коробочка пожеланий»
  5. Интеллектуальная игра

«Самое лучшее общение – Это общение в своей семье»

Апрель

Семейный фестиваль

«Семья – вершина всех наших ценностей».

Тема: «Всегда ли мы способны понять друг друга»

  • создать условия для сплочения коллектива родителей и детей.
  • создать условия

гармонизация детско- родительских отношений,

  • эмоциональное сближение

родителей и детей, воспитание в детях нравственно-

этических норм и традиций семьи.

  1. Выступление психолога.
  2. Игра «Сиамские близнецы»
  3. «Семейные традиции»

Май

Итоги работы клуба

  1. Фотовыставка, посвященная теме "Вместе к успеху".
  2. Награждение активных

родителей.

Тема № 1. Тема «Как научиться быть заботливым родителем»

Цель: создать условия, для выявления отношений детей и родителей дома.

Ход:

  1. Игра «Три волшебных «Р»
  2. Формула закона семьи.
  3. Решение родительских задач

Тема № 2. «Яркие краски семейной жизни». (круглый стол).

Цель: создать условия для обогащения детско-родительских отношений опытом эмоционально насыщенного общения.

Ход:

  1. Семейные традиции
  2. Народные пословицы и поговорки.
  3. Конкурс "Сиамские близнецы"
  4. "Музыкальная веревочка"

Тема № 3. «Культура взаимодействия» (с элементами тренинга).

Цель:        создать        условия        для        повышения        психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей.

Ход:

  1. Беседа «Что такое педагогическое общение»
  2. «Правила плохих родителей»
  3. Динамическая пауза»
  4. Практикум «Варианты общения»
  5. Упражнение «Коробочка пожеланий»
  6. Интеллектуальная игра

«Самое лучшее общение – Это общение в своей семье»

Тема № 4. «Семья – вершина всех наших ценностей».

Тема: «Всегда ли мы способны понять друг друга»

Цель: создать условия для сплочения коллектива родителей и детей; создать условия гармонизация детско-родительских отношений, эмоциональное

сближение, родителей и детей, воспитание в детях нравственно-этических норм и традиций семьи.

Ход:

  1. Игра «Сиамские близнецы»
  2. «Семейные традиции»

Тема № 5. Итоги работы клуба

  1. Фото-выставка «Вместе к успеху».
  2. Награждение активных родителей.

Приложения 1

Анкета для родителей

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

Выявление потребностей родителей в педагогических знаниях, анализ допускаемых ошибок, стимулирование наблюдений за детьми, стремление понять своего ребёнка.

Считаете ли Вы, что...

Ответы

...понимаете внутренний мир ребёнка?

Да

Нет

Иногда

...внимательно относитесь к его индивидуальным

особенностям?

Да

Нет

Иногда

...находите время побыть с ребёнком наедине?

Да

Нет

Иногда

...отвечаете на вопросы ребёнка терпеливо?

Да

Нет

Иногда

...часто используете наказания?

Да

Нет

Иногда

-Какова        реакция        на        них        ребёнка? (плачет, обижается,                упрямится, равнодушен,        просит прощения, старается сделать наоборот...)

-Часто используете поощрения?

Да

Нет

Иногда

-Какова        реакция        на        них        ребёнка?        (радуется,

стремится повторить хороший поступок...)

-В        каком        настроении        чаще        пребывает        Ваш

ребёнок? С чем это связано?

-С помощью каких методов Вы устанавливаете

контакт с ребёнком? (уговоры, юмор, разъяснения, обман...).

-Самый эффективный из них?

-По каким вопросам воспитания вы бы хотели получить консультацию специалиста?

Приложение 2

Анкета для родителей «Семейные традиции»

Цель анкетирования: выявление семейных традиций, ценностей помощь родителям в осознание значимости семьи в жизни человека. Воспитателям и родителям помогает понять, как влияют обычаи и традиции на формирование толирантной личности, т.е. на наших детей.

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.

  1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
  • да, обязательно;
  • возможно, если они сами сложились;
  • нет, это пережиток прошлого.

  1. Какие семейные традиции Вы соблюдаете? Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.;

-День создания семьи;

-Профессиональные праздники;

-Выпуск семейной газеты;

-Оформление фотоальбомов;

-Воскресные семейные обеды (ужины);

-Проведение семейных советов Другое         

  1. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

-Спорт рыбалка домашние животные

-Шитье шахматы чтение

-Рукоделие, пение, музицирование

-Коллекционирование сочинение стихов (рассказов, сказок) Другое         

  1. К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?
  • спорт;
  • рыбалка;
  • домашние животные;
  • шитьё,
  • рукоделие;
  • чтение;
  • компьютерные игры;
  • музыка;
  • коллекционирование;
  • другое        

  1. Какой труд объединяет Вашу семью?

-Общего труда нет у каждого своего дела уборка квартиры

-Работа в саду ремонт квартиры уход за домашними животными

-Индивидуальная трудовая деятельность Другое         

  1. Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в Вашей семье?

-Отдельная комната для ребенка уголок в общей комнате

-Спортивный инвентарь музыкальные инструменты

-Библиотека компьютер

-Музыкальный центр кинокамера

-Фотоаппарат живой уголок (аквариум)

-Швейная машина вязальная машина

-Столярные (слесарные) инструменты развивающие игры

-Велосипед (сноуборд, мотоцикл)

Другое         

  1. Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?

-Мама, бабушка, прабабушка, няня, гувернантка

-Папа дедушка другие родственники

  1. Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

-Умственное развитие эстетическое развитие

-Культуру общения самостоятельность

-Интерес к знаниям желание идти в школу

-Внимание к близким страх перед воспитателем

-Страх перед взрослыми сквернословие

-Непослушание нервозность

-Грубость усталость

-Возбуждение нежелание ходить в детский сад Другое         

  1. Организуется ли специально в Вшей семье деятельность ребенка?

-Совместное чтение прогулки на природе обучаем ручным умениям

-Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.)

-Играем в развивающие игры организуем спортивные занятия

-Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

-Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами Другое         

  1. Ваши предложения педагогическому коллективу ДОУ

Приложение3

Какие мы родители?

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Проверьте себя, ответив на данные вопросы да, иногда или нет.

  1. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли Вы книги на эту тему?
  2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли Вы в этом случае: не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?
  3. Единодушны ли Вы с вашим(ей) супругом(супругой) в воспитании детей?
  4. Если ребенок предлагает Вам свою помощь, примите ли Вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
  5. Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
  6. Считаете        ли        Вы,        что        последовательность        есть        один        из        основных педагогических принципов?
  7. Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
  8. Признаете ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
  9. Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
  10. Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой» У меня нет времени» Подожди, пока я закончу работу».

Ключ

0-6 баллов. О настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное

представление. И хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем Вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

7-14 баллов. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое над собой и своими итогами в этой области Вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв

приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.

Более 15 баллов. Вы вполне справляетесь со своими родительскими

обязанностями. И тем не менее не попытаться ли Вам еще кое-что немного улучшить.

Литература

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Карабанова, И.А. «Психологические особенности детско-родительских отношений», кн. для воспитателей/ И.А.Карабанова. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Каракозова, Н.Ю. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка. (учебно-методическое пособие Н.Ю. Каракозова, А.И. Мязина, А.А. Кудрина), - СПб.: «Речь», 2012.
  4. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Текст/ Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
  5. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Издательство «Речь» 2002.
  6. Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие для воспитателей/ Н.В. Микляева. - М.: Айрис – Пресс, 2005.
  7. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/ М.А. Панфилова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
  9. Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду. С.В. Чиркова. - М.: ВАКО, 2009.
  10. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. Серия «Справочники»/ Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

Интернет ресурсы дошкольного образования

  1. https://edu.gov.ru/   - Сайт Министерства образования РФ
  2. http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей. Много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол с родителями "Умей в гости звать,умей и угощать"

Материалы встречи с родителями по воспитанию столового этикета: текстовой материал по воспитанию культуры поведения за столом, примеры  дидактических игр по данной теме, стихотворения по данной т...

Модифицированная программа по работе с гиперактивными детьми «Непоседливый ребенок». С использованием программы «Комфорт»

Программа включает в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу.  Индивидуальная работа проводится по  программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафр...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Консультация для родителей "Умейте предвидеть скрытую опасность!"

Уважаемые родители!Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Своевременно обучайте их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитыв...

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....