Программа профессионального самообразования педагога «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР » 2023-2025г
методическая разработка (подготовительная группа)
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР »
2023-2025г
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "124"
Программа профессионального самообразования педагога
Сроки реализации программы:2023-2025 уч.год.
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР »
2023-2025г
Подготовила :Воспитатель подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР
Баскова Юлия Александровна
г.Дзержинск
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы:
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства в рамках ФГОС, является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В связи с этим перед нами, воспитателями стоят такие целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО).
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Согласно п.2.1 ФАОП ДО задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:
Формирование словаря.
Развитие звуковой культуры речи.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Развитие интереса к художественной литературе.
Для полноценного развития речи детей необходимо создать условия, которые включают:
Изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства.
Целенаправленную работу педагогов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматические категории;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия – развивает речь, память,
внимание, мышление
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово – действия, слово-признак. Согласовывать слова в предложении. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн – получается у всех! Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Цель:
-Повышение личного теоретического, практического уровня, профессионального мастерства , компетентности и создание условий для развития речи в процессе использования технологии «Синквейн» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.
Задачи:
Работа педагога:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.
-Изучить способы, методы и приёмы работы с техникой «Синквейн» как средства развития речи у детей с ТНР
- Разработать перспективный план по развитию речи у детей с ТНР , с использованием технологии «Синквейн» в свободной деятельности.
- Разработать картотеку карточек по темам недели .
-Разработать план работы с родителями по данной теме .
Работа с детьми :
-Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать,; познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения по средствам использования технологии «Синквейн».
-Сформировать умение следовать устным инструкциям, читать схему.
-Способствовать развитию речевой активности у детей с ТНР при использование технологии «Синквейн» в образовательной (в свободной) деятельности.
Работа с родителями:
-Осуществлять взаимодействие с родителями с целью развития речи у детей с ТНР через технологию «Сингвейн»
-Привлечь родителей к изготовлению игровых и наглядных материалов .
Источники самообразования:
- Изучение опыта работы по теме, статей в интернете.
-Изучение программы Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
-Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед № 5». (2005).
-Статья Е.В. Заверина, Синквейн как основной метод в развитии речи детей старшего дошкольного возраста www.ppk1.perm.ru/.
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 124»
- https://124.doudzr.ru/pages_category/Obrazovatelnye-standarty.html
- https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
Ожидаемый результат:
-Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- Обогощение КППС: наглядные пособия и дидактические материалы
-Обобщение опыта по исследуемой теме в рамках выступления на ГМО, педсоветах, интернет сообществах
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023г
Дата окончания работы :май 2025
2023-2024 уч.год
Месяц | Цель | Результат | Продукт |
Сентябрь 1-2 неделя | Диагностика | ||
Сентябрь 3-4 неделя | Развитие речевой активности у детей подготовительной группы ТНР по средствам технологии «Синквейн» | Познакомится с интернет-ресурсами. Изучить ФАОП. Изучить ФГОС | Разработка перспективного плана на учебный год по развитию речи у детей с ТНР , через технологию «Синквейн» |
Октябрь | Создать условия для развития речи в процессе использования технологии «Синквейн» в образовательной/ в свободной деятельности | Провести вводную беседу и ознакомление детей с технологией «Синквейн» | -Пополнение КРППС Изготовление схемы «Синквейна». Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (Овощи, фрукты , насекомые, птицы ) -выступление на родительском собрание «Инновационные технологии применяемые в работе с детьми по развитию речи в ДОУ для детей группы компенсирующей направленности». |
Ноябрь | Сформировать умение следовать устным инструкциям, читать схему, формировать умение составлять Синквейн | Д.И. « составь синквейн о домашнем животном » Д.И. « составь синквейн о диком животном » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (Ягоды грибы, домашние животные ,дикие животные, одежда обувь ) Привлечь родителей к изготовлению карточек «действия » для составления Синквейна |
Декабрь | Способствовать развитию мыслительных умений: (сравнивать, анализировать) | Д.И. « составь синквейн о мебели » Д.И. « составь синквейн о посуде » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (Зима, мебель, посуда , новогодний праздник) Консультация для родителей «Синквейн – как средство развития речи детей с ТНР» |
Январь | развивать речевые процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения. | Д.И. « составь синквейн о транспорте » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (Транспорт ,профессии) Привлечь родителей совместно с детьми составить Синквейн дома на тему «Кем работает моя мама» |
Февраль | Продолжить способствовать развитию мыслительных умений: (сравнивать, анализировать) | Д.И. « составь синквейн о животном жарких стран » Д.И. « составь синквейн о морских обитателях | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (орудия труда, животные жарких стран,комнатные растения ,животный мир морей и океанов) Мастер-класс для родителей «Учимся составлять синквейн» |
Март | Продолжить развивать речевые процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения. | Д.И. « составь синквейн о Москве » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (ранняя весна ,весенние цветы, наша родина-Россия, Москва-столица России, мой город-Дзержинск ) Конкурс для родителей и детей «Лучший Сингвейн о Дзержинске» |
Апрель | Совершенствование навыков составления Синквейна . Развитии творческого воображения. | Д.И. « составь синквейн о любимом герое » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (по произведениям Маршака, Чуковского, Михалкова и Барто ) |
Май | Закреплять и совершенствовать развитие речевой активности у детей с ТНР при использование технологии «Синквейн» в образовательной (в свободной) деятельности. . | Д.И. « составь синквейн о школьных пренадлежностях » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (по произведениям Пушкина, школьные принадлежности ) |
2024-2025 уч.год
Месяц | Цель | Результат | Продукт |
Сентябрь 1-4 неделя | Диагностика | ||
Октябрь | Планирование работы с детьми на новый учебный год | Разработка перспективного плана на учебный год по развитию речи у детей с ТНР , через технологию «Синквейн» | |
Ноябрь | Продолжить формировать умение следовать устным инструкциям, читать схему, формировать умение составлять Синквейн | Д.И. « составь синквейн о игрушках » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (игрушки) Консультация «Синквейн – как средство развития речи детей с ТНР» для родителей |
Декабрь | Продолжить способствовать развитию мыслительных умений: (сравнивать, анализировать) | Д.И. « составь синквейн о зимующих птицах » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (Зимующие птицы) |
Январь | Продолжить развивать речевые процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения. | Д.И. « составь синквейн о грузовом транспорте » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (грузовой и пассажирский транспорт ) Привлечь родителей совместно с детьми составить Синквейн дома на тему «Посажирский транспорт» |
Февраль | Продолжить способствовать развитию мыслительных умений: (сравнивать, анализировать) | Д.И. « составь синквейн о военной технике » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (детский сад,ателье, стройка наша армия ) Папка- передвижка «Эффективность применения синквейна для детей с ТНР». |
Март | Продолжить развивать речевые процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения. | Д.И. « составь синквейн о комнатных растениях » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (комнатные растения, аквариумные и пресноводные рыбки ) |
Апрель | Продолжить совершенствование навыков составления Синквейна . Развитии творческого воображения. | Д.И. « составь синквейн о космосе » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (космос,хлеб,почта) Конкурс для родителей и детей «Лучший Сингвейн о Космосе» |
Май | Закреплять и совершенствовать развитие речевой активности у детей с ТНР при использование технологии «Синквейн» в образовательной (в свободной) деятельности. | Д.И. « составь синквейн о цветах » | -Пополнение КРППС Изготовление карточек по темам недели ,для составления Синквейна (цветы на лугу, правила ПДД ) -Выступление с докладом на педсовете по теме: «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР » |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионально-личностного саморазвития на тему: «Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога.Методическая тема: «Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»....

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.
20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста...

«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» ( в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 21. 12. 2021 г.)
laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»К.Д.УшинскийПроблема формирования речи у детей дошкольного во...

Мастер – класс на тему: «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Мастер класс для педагогов: Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь определенный лексический запас.Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников являе...

Консультация для родителей "Технология синквейн как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Консультация для родителей "Технология синквейн как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"...
