Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Курилова Марина Николаевна

Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_igrovoy_deyatelnosti.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с №9 г. Ярцева Смоленской области

Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Курилова М.Н.

Ярцево

2019/20 уч.г.

Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Название темы

Цели и задачи

Содержание

1.Январь

Тема «Зима»

Дидактическая игра «Подбери родственные слова» 

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Дидактическая игра «Украсим елочку»

упражнять в образовании родственных слов.

учить согласовывать прилагательные с существительными.

учить согласовывать прилагательные с существительными.

упражнять детей в употреблении предлогов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .

Мороз – морозный, морозить, замораживать … .

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

Солнце (какое?) - …

Лед (какой?) - …

Мороз (какой?) - … .

Снежный – ком, …

Снежная - …

Снежные – заносы, …

Снежное – поле, … .

Нарядная елка стоит … зале.

Красивые игрушки висят … елке.

Гномики спрятались … елкой.

Они выбежали … елки.

Подарки для ребят спрятаны … елкой.

Дед Мороз достал подарки … елки.

Дети водят хоровод …елки.

Все подошли … елке.

Февраль

Тема:

«Зимние забавы»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Дидактическая игра «Почему так назван»

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Дидактическая игра «Скажи по - другому»

закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы. Развивать воображение.

упражнять в образовании сложных слов.

упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.

учить подбирать синонимы к словам.

Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.

Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).

Мы украсили елку для того, чтобы …

Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …

Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …

К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

Конькобежец – бегает на коньках

Саночник – катается на санках

Лыжник –  …

Хоккеист –  …

Фигурист - … .

Клюшка нужна  - хоккеисту

Коньки нужны - …

Санки нужны - …

Лыжи нужны - …

Шайба нужна - … .

Ехать -  … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

Март

Тема : «Весна»

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

Дидактическая игра «Назови ласково»

Дидактическая игра «У кого – кто»

расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имен существительных.

закрепить знание зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное и слуховое внимание.

учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

упражнять в словообразовании.

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.

Место, где стаял снег и открылась земля. - Проталина

Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.

Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.

Падение капель оттаявшего снега.- Капель.

Материал: предметные картинки перелетных и зимующих птиц.

Предметные картинки раскладываются в центре круга (изображением вниз).

Дети бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками («летят»). По команде «Стоп!» дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых на картинках перелетные птицы, делают взмахи руками.

Соловей – соловушка

Журавль - …

Лебедь - …

Скворец - …

У грача – грачата, у скворца - … .

У грача – грачонок, у журавля - … .

Апрель

Тема:

«День Космонавтики»

Дидактическая игра «Космическое путешествие»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Тема: «Профессия»

Дидактическая игра «Назови профессию»

Дидактическая игра «Справочное бюро»

закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов, Развивать фразовую речь.

расширять словарь детей за счет слов – признаков. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –щик.

закреплять представления детей о прфессиях людей и месте их работы. Упражнять в употреблении предлога в.

Материал: графические схемы предлогов на, под. Серия картинок по теме «Космос».

Педагог выставляет на магнитную доску серию картинок и графические схемы предлогов. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие и составить предложения, используя картины и схемы.

Ракета летит в космос. Луноход стоит на Луне.

В космосе много планет. Каких планет? – Больших, красивых, далеких …

Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию? – Орбитальную, космическую, далекую …

В телескоп видно небо. Какое небо? – Звездное, чистое, темное …

Кто носит багаж? – Носильщик.

Кто сваривает трубы? – Сварщик.

Кто вставляет стекла? - …

Кто работает на кране? - …

Кто кладет камни? - …

Кто чинит часы? - …

Кто точит ножи? - …

Кто кроит платье? - …

Где работает клоун? – В цирке.

Где работает учитель? – В школе.

Где работает повар? - …

Где работает продавец? - …

Где работает врач? - …

Где работает артист? - …

Где работает воспитательница?

Май

Тема «Растения»

Дидактическая игра «Образуй слова»

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Дидактическая игра «Родственные слова»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.

упражнять в образовании относительных прилагательных.

формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: мяч.

Поле из васильков. – Васильковое поле.

Запах луга. – Луговой запах.

Масло из розы. – Розовое масло.

Семена мака. – Маковые семена.

Аромат цветов. – Цветочный аромат. Букет из ландышей. – Ландышевый букет.

Материал: мяч.

Сад и яблоко -                   (Яблоневый сад.)

Сад и груша-                       (Грушевый сад.)

Груша и варенье-              (Грушевое варенье.)

Персик и сок-                     (Персиковый сок.)

Гранат и сок -                      (Гранатовый сок.)

Яблоко и пирог -                (Яблочный пирог).

Яблоко и пюре-                 (Яблочное пюре).

Ананас и желе-                  (Ананасное желе).  

Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … .

Шишка (какая?) – еловая … .

Иголки (какие?) – еловые … .

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

                                                                                 (Т. Кулакова)

Список литературы:

  • Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 159с.
  • Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С.66-70.
  • Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.
  • 12. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №6. – С.52-54.
  • 16. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С.Ушаковой. – Самара, 1994. – 10с.
  • 20. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Открытое занятие на ГМО по речевому развитию на тему: "Перелетные птицы" Задачи: Уточнять и активизировать представления о перелетных птицах; учить отвечать на вопросы полными предложениями...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки» с использованием современных образовательных технологий: здо...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?»

Цели:Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.Задачи:1. Развивать с...