КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шишова Лилия Викторовна

Открытое занятие на ГМО по речевому развитию на тему: "Перелетные птицы" Задачи: Уточнять и активизировать представления о перелетных птицах; учить отвечать на вопросы полными предложениями; продолжать учить составлять описательные рассказы о перелетных птицах с помощью мнемо таблиц; закреплять умение согласовывать прилегательные с существительными в роде, числе, падеже; упражнять в делении слова на слоги;  активизировать словарь по теме. Совершенствовать технику рисования поролоном. Развивать мышление, внимание, воображение, слуховую и зрительную память. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому, что есть на земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_rechevoe_razvitie_19.04.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами

для тубинфицированных детей  № 75»

Нижнекамского муниципального района  Республики Татарстан

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ТЕМУ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Автор:

Шишова Л.В., воспитатель,

первая квалификационная категория

г. Нижнекамск

2018г.

Дата

19 апреля  2018 г.

Тема

«Перелетные птицы»

Программа

«От рождения до школы»

Возраст

5 - 6 лет(старшая группа)

Основная образовательная область

Речевое развитие

Интегрированные образовательные области

Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма проведения

Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

Цель

Закрепить знания детей о перелетных птицах

Развивающие

Развивать мышление, внимание, воображение, слуховую и зрительную память.

Воспитательные

Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому, что есть на земле.

Образовательные

Уточнять и активизировать представления о перелетных птицах; учить отвечать на вопросы полными предложениями; продолжать учить составлять описательные рассказы о перелетных птицах с помощью мнемо таблиц; закреплять умение согласовывать прилегательные с существительными в роде, числе, падеже; упражнять в делении слова на слоги;  активизировать словарь по теме.

Совершенствовать технику рисования поролоном.  

Планируемый результат

Уметь поддерживать беседу,  высказывать свою точку зрения, делать выводы, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Методы и приемы

Словесные (беседа, загадывание загадок), наглядные (показ), практические (рисование)

Наглядные средства обучения

Иллюстрации с изображением птиц, деревьев; мнемотаблицы; мольберт; пол альбомного листа, трафарет. по три кусочка поролона, гуашевые краски, кисти, салфетки, вода в тазу; аудиозапись “голоса птиц”, видео пение скворца

Организация детей

  1.  

   3.

Индивидуальная работа

С Данисом, Лейсан, Амиром – составление полных предложений ответ на вопрос; с Ильмаром, Ангелиной, Артемом – правильное произношение звуков.

Словарная работа

Зяблик Иволга, трясогузка, перелетные птицы

Предварительная работа

Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, чтение стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, беседы с детьми, просмотр презентации «Перелетные птицы» и видеоролика.

Структура ОД

  1. Организационный момент
  2. Загадывание загадок
  3. Д/И «Один – много»
  4. Д/И «Назови ласково»
  5. Физминутка
  6. Д/И «Рассади птиц на деревья»
  7. Составление рассказов по мнемотаблицам
  8.  Рисование иволги
  9.  Итог. Рефлексия

Ход ОД

1. организационный момент

2. Просмотр видеописьма        

3.Загадывание загадок

4. Д/И «Один - много»

5. Д/И «Назови ласково»

6. Физминутка

7. Д/И «Рассади птиц на деревья»

8. Составление описательного рассказа по мнемотаблице.

9. Рисование иволги.

10. Итог. Рефлексия

Ребята, обратите внимание, к нам в группу пришли гости, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними.

К нам на электронную почту пришло видео письмо. (Включить запись)  Человек, который изучает птиц, перевел письмо на наш язык.

Дорогие друзья!!! Надеюсь, вы узнали меня. С приходом весны, я вернулся родные края, но не нашел своего родного домика. Помогите мне, пожалуйста, смастерите новый домик.  (как называется домик скворца?)

А я вам помогу. Первую деталь домика найдете, отгадав загадки. В последней загадке будет подсказка, где искать следующую деталь.

Гнездо свое он в поле вьет,            

Где тянутся растения.                              

Его и песни и полет                                  

Вошли в стихотворения!     (жаворонок)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.  (грач)

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (соловей)

Кто эта птица?

Никогда                                          

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

Эта птица (когда страшно)

Издаёт тяжёлый звук.

Будто кошка где-то рядом

Начала скандалить вдруг. (иволга)

С ледоходом прилетает,

Черным хвостиком мотает,

Черный с белым хвостик узкий

У изящной ...(трясогузки)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (цапля)

Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Про каких птиц отгадывали загадки? (Это перелетные птицы, потому, что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно).

В последней загадке подсказка, где искать деталь.

Вот нашли!!! Молодцы! На ней написано новое задание.

Игра «Один – много». Подсказка:  кого последних будет много, среди них и найдете.

Из тёплых краёв все птицы возвращаются не в одиночку, а стаей, говорят – летит птичья стая.

Как мы скажем про стаю гусей – гусиная стая,

                                   Стая лебедей – лебединая

                                   Стая журавлей – журавлиная

                                   Стая грачей – грачиная

Дидактическая игра: «Один - много» ( t 3 мин.)

Инструкция: ласточка – много ласточек

зяблик – много зябликов

журавль – много журавлей

цапля – много цапель

аист – много аистов

грач – много грачей

кукушка – много кукушек

утка – много уток

скворец – много скворцов

Я одна, а кого много? (детей)

Молодцы, ребята! Нашли еще одну деталь скворечника. Задание «Назови ласково». Последнее слово, которое вы назовете, будет подсказкой, где искать.

Игра с мячом «Назови ласково»

Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме.

Слова: птица, крыло, клюв, скворец, соловей, журавль, лебедь, утка.

Вам пора отдохнуть и изобразить птиц.

Цапля серая носатая                          (руки к носу)

Целый день стоит, как статуя             (руки на пояс, лопатки свести)

На одной ноге постой-ка ,                  (руки на поясе поднимаем левую ножку)

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой,                 (руки на поясе, поднимаем правую ножку)

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая,                          (на двух ножках, руки к нос

Целый день стоит, как статуя.             ( руки  на пояс)

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой  (Качают головой)

Прямо и гордо умеют держаться  (Распрямляют спину)

Очень бесшумно на воду садятся  (Садятся)

Подсказка: Стена домика находится там, куда вы сядете                                          

Вот и нашли стенку скворечника.

Задание: Рассадите птиц на деревья.  Найдете следующее задание за деревом, на котором  будет сидеть 3 птицы.

Дидактическая игра: Рассади птиц на деревья. (t 3 мин.)

Краткое описание: Дети делят слова на слоги.

Инструкция: Ищем дерево для птичек.

Предлагаемый материал:

1 слог: грач, дрозд

2 слога: скворец, утка, аист, зяблик

3 слога: кукушка, ласточка, иволга

4 слога: трясогузка, жаворонок

Молодцы, ребята! Нашли деталь скворечника. Что же там написано посмотрим.

Все птички довольны, вьют свои гнезда.

Ребята, расскажите о птицах по таблице.

Следующую подсказку найдете на зеленой ленточке.

Давайте составим описательный рассказ по таблице.

Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ.

На таблице схематично изображена последовательность рассказа.

Например: Весной  в наши края возращаются перелетные птицы. оперенье этой птицы желтого и черного цвета. Питается птица насекомыми. Живет в лесу, поет красивые песни. Это птица – иволга.

Вот зеленая ленточка, а вот и деталь.

Последнее задание: Нарисуйте иволгу.Закончив работу, сможете собрать домик.

Пройдите за столы. Наложите трафарет на листок бумаги. Обратите внимание у нас три кусочка поролона и на тарелочке три краски. Какие цвета? (Желтая для грудки, черная для спинки, крыльев и хвоста, красная для клювика) Макаем поролон в краску и примакиваем к трафарету.

Самостоятельная работа детей (воспитатель включает голоса птиц)

Моем руки в тазике и вытираем салфеткой.

Собираем скворечник.

Спасибо, друзья! Теперь я спокойно смогу жить в своем домике и выводить потомство! в знак благодарности, пролетая мимо вашего сада, на окошке я оставил подарок! Удачи вам!!! Ваш скворец!!!

О ком мы сегодня говорили?

Что вам больше всего понравилось?

Что было особенно трудно?

Игра «Один – много».                            Задание «Назови ласково».                  

Подсказка:  кого последних                   Последнее слово,

будет много, среди них и                        которое вы назовете,

найдете.                                                     будет подсказкой, где искать.

Вам пора отдохнуть                                   Рассадите птиц на деревья.  

и изобразить птиц.                                     Найдете следующее задание

Стена домика находится там,                   за деревом, на котором      

куда вы сядете                                            будут сидеть 3 птицы

Нарисуйте иволгу.                              

Закончив работу,                                        

сможете собрать домик                

       

Все птички довольны,

вьют свои гнезда.

Ребята, расскажите

о птицах по таблице.

Следующую подсказку

найдете на зеленой ленточке.

Гнездо свое он в поле вьет,            

Где тянутся растения.                              

Его и песни и полет                                  

Вошли в стихотворения!     (жаворонок)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.  (грач)

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (соловей)

Кто эта птица?

Никогда                                          

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

Эта птица (когда страшно)

Издаёт тяжёлый звук.

Будто кошка где-то рядом

Начала скандалить вдруг. (иволга)

С ледоходом прилетает,

Черным хвостиком мотает,

Черный с белым хвостик узкий

У изящной ...(трясогузки)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (цапля)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста "Необычные превращения обычной пуговицы"

Этот конспект составлен в помощь воспитателям и педагогам для формирование познавательного интереса к предметам и объектам окружающего мира...

Конспект организованной образовательной деятельности для работы с детьми старшего дошкольного возраста "Что? Где? Когда? Вот текла, текла водичка..."

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними...

Конспект организованной образовательной деятельности «Жизнь растений» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о растениях, как о живых организмах.Задачи:Обучающая: формировать представления о способах дыхания, питания, роста, размножения и движения ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Фантазии карандаша»

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми. Материалы и оборудование: картинки с изображением тучки, мальчика, собаки, кошки, девочки, дерева машины, цветка, зонтика большой мул...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

Цель: закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах  и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы. Образовательные задачи: 1.​ Расширять и актив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здоровье – это богатство!»

Систематизировать представления детей о человеке, здоровье, способах его сохранения и здоровом образе жизни.Закрепить представления детей о значимости режима дня, о том какая еда полезна, какая вредна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимовье зверей»

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Познакомить с особенностями диких животных (их детенышей), впадающих в спячку, а также с теми, кто в...