Педагогический проект «Юный строитель»
материал

Мухарникова Эльвира Руслановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_pedagogicheskiy_proekt.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект
«Юный строитель»

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Сроки проведения: сентябрь - октябрь

Участники проекта: все дети группы, родители, воспитатели

Возраст детей: 5-6 лет

Цель и задачи реализации проекта

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности

Выявить эффективность конструирования в развитии познавательных и творческих способностей старших дошкольников

Задачи:

  1. Расширять представления детей о разных видах строительного материала.
  2. Способствовать развитию навыков конструирования по условию и собственному замыслу, используя разнообразные виды конструкторских наборов.
  3. Формировать умение сооружать комплексные постройки, выполнять конструкции программных моделей, определять и назвать детали конструкции
  4. Создать условия для выбора деятельности детьми на основе их способностей, особенностей  и интересов, условия для формирования исследовательских умений, использования для строительства разнообразный материал.
  5. Поддерживать стремление детей проявлять избирательность, фантазию, способствовать развитию успешности каждого ребенка, проявлению его инициативности.
  6. Стимулировать позитивное взаимодействие друг с другом и окружающими взрослыми, оказывая помощь

Гипотеза: конструирование является эффективным средством развития познавательных и творческих способностей старших дошкольников

Ожидаемые результаты:

  • Большие конструкторские постройки детей, созданные своими руками
  • Умение использовать для конструирования разнообразный подручный материал
  • Анализировать свою деятельность, отмечать, что наиболее удалось
  • Понимать, что при выполнении задач важен не только практически результат, но и приобретение новых знаний, умений, новых способов деятельности
  • Обогащение развивающей среды
  • Родители участники образовательных отношений.

Этапы проекта:

  • Первый этап – подготовительный  Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование).
  • Второй этап - внедренческий (сентябрь – октябрь). Реализация основных видов деятельности. Разработка программно-методического комплекса.    Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Третий этап – обобщающий. Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Виды деятельности:

Принципы реализации проекта:

Средства обучения: наглядно – дидактический материал, компьютерные презентации, строительный материал

Формы работы с детьми:

- ситуативные разговоры

- игры с конструктором

- сюжетно – ролевые игры

- наблюдения, экскурсии

- творческая деятельность

План мероприятий по реализации проекта:

  1. Введение в тему проекта, создание проблемной ситуации
  2. Поиск способов решения проблемы, постановка целей, задач с детьми
  3. Расширение знаний о разнообразии мира конструктора (беседы, просмотр презентаций, экскурсии и другие)
  4. Организация сюжетно – ролевых и строительных игр

Материально – технические условия:

  • Научно – методическая литература
  • Разные виды конструктора – лего конструктор, деревянный, бросовый (спичечные коробки, коробки картонные и другие), напольный строитель, природный материал
  • Материал для разыгрывания построек
  • Схематические изображения построек

1 слад (тема проекта)

Познавательному развитию, в своей работе я уделяю большое внимание.

Формирование мотивации, развитие творческой познавательной деятельности дошкольника - важные задачи, которые стоят перед педагогом в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, которые требуют создания особых условий для обучения.

Конструирование охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач, способствует формированию у ребенка умению обучаться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Конструктивная деятельность больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития творческих познавательных способностей дошкольников, является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие воспитанников в режиме игры.

Опыт, получаемый ребенком в процессе конструирования, также незаменим в плане формирования навыков исследовательского поведения.

Слайд 2 (фото конструктивная деятельность)

Актуальность. Конструктивная деятельность, как и игровая по мнению педагогов, психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей  ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, начинает закладываться и развиваться техническое мышление, любознательность,  трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Слайд 3 (преимущества конструирования)

Под руководством взрослого ребенок ощущает себя значимым, умелым и способным. К тому же, знакомство с первыми простейшими механизмами, обучение навыкам разных видов конструирования является шагом в профессиональной ориентации дошкольников. Игры с их использованием имеют также огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников – умение понимать, выражать личные предпочтения и находить правильный выход из любой сложившейся ситуации.

У детей, которые увлекаются конструированием, отмечают богатую фантазию и воображение, желание экспериментировать и изобретать.

У них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального, а также и речевого развития ребенка.

Слайд 4 (фото конструктивная деятельность)

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы,  считаю, является метод проектов. Стержнем которого является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

 Данный метод актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка – дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.  

Слайд 5 (фото конструктивной деятельности)

В нашей группе в самостоятельной деятельности детей часто появляются игры  с конструктором, со строительным материалом, они нравятся детям, но в основном носят спонтанный, ситуативный характер, отличаются бедным содержанием игры. Я заметила также, что у ребят поверхностные знания об архитектурных сооружениях, об особенностях строительных профессий. Многие дети не проявляют достаточного интереса к кубикам или постройки остаются примитивными, а игры с кубиками не долгими.

Однако конструирование – как и остальные виды детской деятельности – будет развиваться более активно в том случае, если педагог будет работать в зоне ближайшего развития детей: создавать соответствующие условия.

Слайд 6 (правила создания условий для конструирования) 

Понимая возможности конструкторских, строительных игр для всестороннего развития детей, а также важность создания необходимых условий для развития и продолжительности  игры, я решила сделать этот процесс работы более целенаправленным, системным. Что в дальнейшем позволило бы мне повысить его эффективность.

Слайд 7 (цели и задачи)

Таким образом, у меня появилась идея ввести в работу с детьми познавательный проект «Юные строители», с акцентом на использование конструкторов и других видов строительных материалов в разных видах деятельности и в разных формах работы на практике.

Целью проекта стало – развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Задачи, которые предстояло решить для достижения данной цели, я представила на слайде.

Слайд 8 (динамика анкетирования)

Актуальность и значимость проекта возникла также на основании анкетирования родителей, выявилось, что значительная часть родителей 64% не догадываются о возможностях конструирования в развитии познавательных способностей, интересов, активности, творчества. И 36% имеют небольшие представления о том, какую роль играет конструктивная деятельность в развитии ребенка.

Слайд 7 (ожидаемые результаты) 

Так, реализованный мною проект был направлен на обогащение конструктивного опыта старших дошкольников, на развитие их познавательной активности и эффективной социализации в процессе совместных строительных игр. А также просвещение родителей об особенностях данных проблем, вовлечение их в образовательный процесс.

Считаю, что именно в игре, максимально свободной от всякого принуждения, у детей сформировалось бы умение управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами, расширялись представления о профессиях, деятельности взрослых.

Новизна. Новизна опыта заключается в системной работе по использованию конструкторских игр для развития познавательной деятельности и навыков технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 10 (этапы)

Работа проходила в три этапа:

  • 1 этап подготовительный. Анализ проблемы. Определение целей и задач проекта. Проектирование образовательного процесса. Анкетирование родителей. Подбор и оформление демонстрационного материала, дидактических игр.
  • 2 этап основной. Практическая часть. Реализация мероприятий проекта «Воспитатель – дети», «Воспитатель родители», выполнение комплексно – тематического плана. Создание общей большой постройки.
  • 3 этап заключительный. Подведение итогов, обобщение результатов, выявление уровня эффективности проекта.

Продумав стратегию реализации проекта, я составила план мероприятий для работы с детьми, родителями, основываясь на свои возможности, возможности детей и возможности родителей, начала подготовку, а далее его реализацию.

Слайд 11 (фото родителей с детьми)

Хочу отметить, что родители прониклись данной проблемой, охотно согласились быть активными участниками. Посетили нас в рамках родительских гостиных, собраний, знакомились с моими консультациями, радовались нашим успехам.

Слайд 12 (фото с родителями)

С удовольствием проводили вечернее время дома с детьми в режиме конструкторской игры, да и не только.

Слайд 13 (фото центра)

Для реализации проекта в группе функционировал центр конструирования «Мы строители». Преимуществом, которого, является:

  • наличие в нем разнообразных видов конструкторов, бросового, природного материала, который расставлен и разложен в специальных контейнерах, имеются схемы для конструирования по образцу, задания для конструирования по условиям, материалы и оборудования для развёртывания сюжетно – ролевой игры.
  • пространство центра условно разделено на две зоны: рабочая зона для продуктивной, познавательно - исследовательской деятельности,  активная зона, связанная с активным движением детей, возведением крупных игровых построек.
  • имеется материал для мониторинга динамики развития конструктивной деятельности детей.

Слайд 14 (фото дети строят)

Конструирование постепенно целенаправленно начало входить в нашу повседневную жизнь. Моя задача была быть рядом, подсказывать, давать детям необходимые знания.

Опыт показал, что проект вызвал большой интерес у воспитанников. Они узнали много нового.

Такой подход в работе с детьми привёл:

  • к положительной динамике развития их познавательных функций
  • поспособствовал поиску детьми самостоятельных конструктивных решений для достижения поставленных целей,
  • повысилась результативность в проявлении коммуникационных навыков.
  • ребята научились слушать, принимать умственную задачу и находить способы ее решения.

Слайд 15 (фото дети строят)

Конструирование стало одним из перспективных направлений в нашей совместной деятельности с детьми, перестала носить спонтанный, ситуативный характер, приобрела систематичность, целенаправленность, стала более яркой и содержательной.

Работа в проекте дала воспитанника возможность проявлять инициативу, создавать постройки по своему выбору, гордиться полученным результатом, тем самым развивались их творческие задатки.

Слайд 16 (фото родителей с детьми)

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития, воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем.

Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками проводимых мероприятий, и, надеюсь дальнейших наших совместных проектов. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.

Слайд 17 (фото с детьми)

Нельзя ни сказать о влиянии проектной деятельности на меня саму. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило моё мировоззрение, теперь я не допускаю применения стандартных, шаблонных действий, ежедневно нахожусь в поиске новых деятельностных форм работы с детьми, что способствует моему творческому и личностному росту.

Слайд 18 (результат)

Реализовав данный проект, считаю его успешным, потому что достигла цели, создала условия для системной работы по развитию познавательной активности старших дошкольников посредством метода проекта и других инновационных технологий. Выявила эффективность использования конструирования на развитие познавательных и творческих способностей старших дошкольников, развитие свободной, творческой, познавательно – активной, креативной личности ребенка, что является актуальной темой в системе дошкольного образования.

Таким образом, можно сказать, что метод проектов актуален и очень эффективен, делает образовательную систему открытой для активного участия педагогов, детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Юные корреспонденты"

В связи с подготовкой к обучению в школе особую актуальность приобретает задача формирования у детей умения работать с информацией: находить определённые сведения в книгах, телепередачах, журнал...

Педагогический проект "Юные олимпийцы-2014"

Педагогический проект« Юные олимпийцы!»                                            ...

Перспективный план работы с детьми при реализации проекта «Юные строители»

Перспективный план работы с детьми  при реализации проекта «Юные строители»...

Проект " Юные строители"

Знакомить с разными строительными материалами.Обобщить знания о строительных профессиях....

Проект "Юные строители"

Цель:   Расширять представления о профессии строителя.Задачи:Продолжать знакомить с разными строительными материалами; Обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его св...

Проект "Юные строители"

Творческий проект для детей 3-4 лет...

Проект «Юные строители»

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собств...