Мастер-класс "Удивительное рядом"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 16 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Мастер – класс
«Удивительное рядом»
Познавательно – исследовательская деятельность детей
дошкольного возраста
Подготовила: Родионова Л.Г.
Цель мастер – класса:
Представление опыта работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Оборудование:
Сдутые и надутые шарики, целлофановые фасовочные пакеты, самодельные весы, шило, два таза с водой, стеклянные шарики, карточки – схемы.
Ход мастер – класса:
Уважаемые коллеги, в настоящее время в системе дошкольного образования сформирован один из эффективнейших методов познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который занял прочное место в нашей работе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть к познанию мира?
- Как способствовать развитию творческого потенциала, инициативности, уверенности в своих силах?
- Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность малышей?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы должны понимать как важно экспериментирование в жизни дошкольников.
Сейчас я хочу пригласить к себе двух педагогов и выступить их в роли детей.
-Ребята, я шла сегодня на работу, и мне очень захотелось стать учёным. А вы не подскажите мне кто такие учёные?
-Что делают учёные?
-А хотите, чтобы мы с вами сегодня стали учёными?
Тогда скажем волшебные слова. « Топ,топ,топ, хлоп,хлоп,хлоп
Вокруг себя повернись,
В учёных быстро превратись».
Теперь мы с вами не ребята, не воспитательница, а учёные!
Проходите, господа учёные в нашу лабораторию. Посмотрите, как украшена наша лаборатория.
Опыт №1
«Воздух внутри нас»
Материалы: Сдутые воздушные шарики, схема
Ход опыта: Надуть шары. Выяснить, что шары надули воздухом. Узнать, как он туда попал. Показать детям, как набрать воздух и выдохнуть его. Сделать вывод. Опыт обозначаем схемой.
Опыт №2
«Поймай воздух»
Материалы: Целлофановые пакеты, схема
Ход опыта: Взять целлофановые пакеты. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать, что в нём находится воздух. Исследовать его на запах и цвет. Опыт обозначаем схемой.
Опыт №3
«Воздух имеет вес»
Материалы: Самодельные весы, воздушные шарики, шило, схема
Ход опыта: На весах с двух сторон висят шарики. Обратить внимание на то, что они не перевешивают друг друга, а уравновешены. Протыкается шарик с одной стороны. Наблюдаем, что надутый шар перевешивает сдутый. Делаем вывод: Воздух имеет вес. Протыкаем шарик с другой стороны. Наблюдаем, что весы со сдутыми шарами уравновешиваются. Подтверждаем вывод. Опыт обозначаем схемой.
Опыт №4
«Воздух легче воды»
Материалы: Два таза с водой, стеклянные шарики, воздушные шарики, схема
Ход опыта: Чтобы продемонстрировать, что воздух легче воды, взять для сравнения стеклянные шарики. Опустить стеклянные шарики в таз с водой, убедиться, что они утонули (стекло тяжелее воды). Опустить в воду воздушные шарики (плавают на поверхности воды, не тонут). Вывод: Воздух легче воды. Опыт обозначается соответствующей схемой.
-Коллеги - учёные, пусть шарики наши плавают, а мы с вами вспомним, какие же открытия сегодня сделали.
- Воздух внутри нас.
- Воздух вокруг нас.
- Воздух имеет вес.
- Воздух легче воды.
Спасибо, уважаемые коллеги за плодотворную работу, а теперь нам пора превращаться опять в ребят (волшебные слова).
-Понравилось вам быть учёными?
- И мне тоже понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?
Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?
Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"
Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....

Комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Мама рядом, папа рядом, что ещё для жизни надо"
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме моя семья во 2 младшей группе...
Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?
Предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на оптимизацию поведенческих навыков детей в социуме....

Проект « Моя Семья. Рядом папа, рядом мама все, что мне для счастья надо »
Мой проект посвящен формированию представлений о семье, семейных ценностях, традициях, обобщению знаний дошкольников о своей собственной семье, проект содействует развитию связной речи детей. Пос...

НОД в первой группе раннего возраста «Хорошо рядом с ней, рядом с мамочкой моей».
Научить детей внимательно рассматривать фотографии, называть свое имя, отвечать на вопросы: кто это?Учить рисовать ягоды рябины пальчиками...

