План по самообразованию "«Русское народное творчество, как средство развития речи детей раннего возраста»
материал (младшая группа)
Цель:
Развитие связной речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества. Определить роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего дошкольного возраста и внедрить его в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития речи детей раннего возраста)
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
- Систематизировать опыт работы по теме.
- Подготовить материал для работы с детьми.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
- Разработать картотеки по развитию речи.
- Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
- Разработать систему мероприятий для детей раннего возраста на основе использования устного народного творчества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию
2023/2024 учебный год
Тема: «Русское народное творчество, как средство развития речи детей раннего возраста»
Воспитатель: Березуцкая Татьяна Викторовна
МАДОУ «Детский сад 196»
Г. Барнаул
На сегодняшний день, с введение ФГОС ДО, тема использования фольклора в развитии речи детей, очень актуальна. Приобщая детей с самого раннего возраста к народным сказкам, песням и тп, мы не только воспитываем в них личность и уважительное отношение к национальным традициям, но и закладываем фундамент активного речевого развития. Обогащение словарного запаса детей связано напрямую с устным народным творчеством, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, сказках.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - всё это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Проблема: в настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Всё реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении в ребенком.
Актуальность:
«У кого в детстве не было сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота»
Ирина Токмакова
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в раннем возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий , чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Цель:
Развитие связной речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества. Определить роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего дошкольного возраста и внедрить его в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития речи детей раннего возраста)
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
- Систематизировать опыт работы по теме.
- Подготовить материал для работы с детьми.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
- Разработать картотеки по развитию речи.
- Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
- Разработать систему мероприятий для детей раннего возраста на основе использования устного народного творчества.
План работы по самообразованию
Месяц | Форма работы | ||
Воспитатель | С родителями | С детьми (раз в неделю) | |
Сентябрь | Изучение методической литературы по теме «Русское народное творчество, как средство развития речи детей раннего возраста». Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему « Народные сказки» для детей дошкольного возраста. Постановка целей и задач по данной теме.
| Папка-передвижка «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста». Обновление книжного уголка. |
|
Октябрь | Изучение темы: «Роль сказок в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с русскими народными сказками» Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Создание картотеки народных сказок | Консультация «Роль сказки в развитии речи детей» Повышение педагогической компетенции, Консультация «Расскажи мне сказку, мама!» |
|
ноябрь | Изучение методической литературы по теме самообразования. Применение цитат из сказок в режимных моментах. Составление картотеки пальчиковых и подвижных игр | Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей. Составление буклета со списком рекомендуемых сказок. |
|
декабрь | Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста» | Папка-передвижка «Роль сказки в развитии речи детей. Читаем дома» |
|
Январь | Апробация форм работы с родителями. Повышение уровня педагогической компетенции | Круглый стол для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку» |
|
Февраль | Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Создание бумажного театра. | Консультация « Личная библиотека ребенка». Буклет «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста» |
|
Март | Изучение темы «Влияние сказок на психику ребенка. Подбор литературы для родителей | Консультация « Как выбрать полезную сказку для малыша», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» |
|
Апрель | Изучение рынка современных игрушек, и возможности использования их в театрализации сказок. | Консультация «Современные игрушки, плюсы и минусы в развитии детей» Выставка книг «Моя любимая сказка» |
|
Май | Самоанализ по реализации плана. Презентация опыта работы по теме | Развлечение «В гостях у сказки» | |
Используемая литература:
- Хрестоматия для детей 1-3 лет
- Д. Соколов «Сказки и сказкотерапия»
- Грабенко Т.М. «Зачем читать детям сказки»
- Ильин И. «Духовный мир сказок»
- Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
- Э.И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Прсвещение 2001
- «Занятия по развитию речи» В.В. Гербова (младшая группа). М 2016.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М1991
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. М 2004
- Ланчеева-Репьева «иное царство русских сказок»
- Ресурсы Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...

Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья для родителей ...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использ...

План самообразования «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклор...

План по самообразованию «Устное народное творчество как средство развития речи детей» старшего дошкольного возраста 2023-2024 учебный год.
laquo;Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький...
