ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей от 5 до 7 лет «Умная пчелка»
рабочая программа (старшая группа)
Содержание Стр. Паспорт программы 3 1.Пояснительная записка 4 Актуальность 5 Отличительные особенности программы 5 Принципы реализации программы 6 Особенности организации образовательного процесса 7 1.2.Цель и задачи программы 7 1.3.Содержание программы 7 1.4.Ожидаемые результаты реализации программы 8 2.Организационно-педагогические условия реализации программы 8 Материально-технические условия программы 9 Кадровые условия программы Методические рекомендации программы Примерные конспекты занятий, составленные в соответствии с возрастом детей Перечень необходимого оборудования 10 10 Список литературы 10
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Незабудка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для детей от 5 до 7 лет
«Умная пчелка»
Составители:
Старший методист Гамарц Л.В.,
Воспитатель Ваганова Е.Г.
г. Мегион
Содержание
Стр. | |
Паспорт программы | 3 |
1.Пояснительная записка | 4 |
Актуальность | 5 |
Отличительные особенности программы | 5 |
Принципы реализации программы | 6 |
Особенности организации образовательного процесса | 7 |
1.2.Цель и задачи программы | 7 |
1.3.Содержание программы | 7 |
1.4.Ожидаемые результаты реализации программы | 8 |
2.Организационно-педагогические условия реализации программы | 8 |
Материально-технические условия программы | 9 |
Кадровые условия программы | |
Методические рекомендации программы Примерные конспекты занятий, составленные в соответствии с возрастом детей Перечень необходимого оборудования | 10 10 |
Список литературы | 10 |
Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая программа для детей от 5 до 7 лет «Умная пчелка» |
Основание для разработки программы | 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. 2.Постановление Правительства РФ от 15.08.2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; 3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 4.Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242); 6.Устав МАДОУ «ДС №7 «Незабудка» 7.Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг в МАДОУ «ДС №7 «Незабудка». 8.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ СП 2.4.3648-20 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». |
Заказчик | Родители (законные представители) воспитанников |
Исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Незабудка» |
Составители программы | Старший методист Гамарц Л.В., воспитатель Ваганова Е.Г. |
Форма реализации | Занятие |
Специфика реализации | Групповое |
Целевая группа | Воспитанники в возрасте от 5 до 7 лет |
Цель программы | Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек |
Задачи программы | Обучающие: Обучить элементарному программированию. Развивающие: Развитие логического мышления. Развитие мелкой моторики. Развитие коммуникативных навыков. Развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования). Развитие умения ставить цель и выбирать маршрут движения. Развитие пространственной ориентации. Обогащение словарного запаса. Воспитательные: Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца. Воспитывать культуру поведения, умение работать в команде. |
Ожидаемые результаты | Работа с лого роботом по коврикам. Дети осваивают основы программирования. |
Срок реализации | 8 месяцев с октября по май |
1.Пояснительная записка
Актуальность программы:
Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.
Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.
Современная робототехника и программирование – одно из важнейших направлений научно- технического прогресса. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, готовых к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Дополнительное образование оказывает помощь учреждениям высшего образования в подготовке специалистов, умеющих изучать, проектировать и изготавливать объекты техники.
С целью подготовки детей, владеющих знаниями и умениями современной технологии, разработана и реализуется данная Программа.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков.
Реализация программы позволит сформировать современную практико ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально- исследовательскую деятельность детей.
Адресат программы: Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет
Важным фактором, стимулирующим развитие творческих способностей, является речь.
К 6 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от
простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 - 3 тысячи слов, а знают еще больше - около 14 - 15 тысяч слов.
Очень важным этапом в развитии речи является переход внешней речи (когда ребенок проговаривает свои действия) во внутреннюю. Важным этот период является потому, что теснейшим образом связан с развитием мышления ребенка – дошкольника.
Необходимо отметить, что развитие речи и мыслительных процессов тесно связаны между собой.
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о «Я - реальном» и «Я - идеальном» дифференцируются более четко.
У детей 5 - 7 лет уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка - дошкольника.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими
изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается само инструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Самооценка ребенка 5 - 6 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
Наряду с развитием мышления, речи у ребенка 5 - 6 лет развивается и внимание.
К старшему дошкольному возрасту внимание приобретает все более произвольный характер. Ребенок может концентрировать свое внимание на необходимом объекте достаточно длительное время, так же это касается и выполняемой им деятельности. В процессе взросления ребенок в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.
В 6 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
В старшем дошкольном возрасте дети активно фантазируют, будь то игра, учеба, общение со сверстниками или со старшими. Это связано с развитием воображения, которое и обуславливает развитие творческих способностей ребенка.
Воображение - процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.
Также способствует развитию воображения увеличение личного опыта ребенка, а также некоторая произвольность внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он уже воспринимает как самостоятельные и которыми он начинает оперировать в своем воображении.
Несмотря на то, что на данном этапе воображение уже можно считать произвольным, на первых порах оно требует внешней направленности со стороны взрослого. Например, когда взрослый просит что-то сделать ребенка (нарисовать дерево, построить из кубиков домик и т.д.). Ребенок, чтобы выполнить просьбу взрослого, вначале должен представить в своем воображении образ того, что он будет делать, и только потом он преступает к непосредственному действию.
Чем старше становится ребенок, тем меньше его воображению требуется внешней инициативы. В этот момент ребенок начинает использовать произвольное воображение, без всякого участия взрослого.
Этот скачек в психическом развитии в первую очередь заметен в играх ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.
Важнейшее значение воображения состоит в том, что оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, тем самым, ориентируя человека в процессе жизнедеятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта способствует его предметному воплощению. Если же этих сведений мало, и добыть невозможно, помогает творческое мышление и воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая в дальнейшем будет проверена логикой.
В 5 - 6 летнем возрасте эта способность особенно необходима ребенку, так как ему в достаточно сжатые сроки необходимо выстроить свое четкое понимание картины мира, причем она должна быть максимально реалистичной, что в свою очередь в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе.
Воображение помогает старшим дошкольникам активно взаимодействовать с окружающей действительностью, воспринимать и усваивать огромный поток информации, устанавливать взаимосвязи и таким образом расширять свой опыт и кругозор.
Развитие воображения способствует более быстрому развитию других психических процессов, усвоению новых знаний и, таким образом, подготавливает 5-6 летнего ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Стимулирование познавательной активности, создание чего-то нового как в воображении, так и в действительности, способствует тому, что у ребенка процессе творческой деятельности проявляются и развиваются творческие способности, которые, начав активно развиваться в дошкольном возрасте, продолжают совершенствоваться и в процессе обучения в школе.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы – 8 месяцев
На полное освоение программы требуется 36 часов
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
Программа предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав группы 6 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год – 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 академический час с детьми от 5 до 6 лет - 25 минут, с детьми от 6 до 7 лет-30 минут.
Педагогическая целесообразность:
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное познавательное развитие ребенка. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные развивающие задачи: возможностей для изучения причинно-следственной связи, развитию у детей познавательной активности.
Принцип тематического планирования в Программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств развития технических способностей.
Практическая значимость:
Формирование и поддержка познавательной активности детей в различных видах деятельности.
Ведущая идея данной программы — создание современной практико- ориентированной образовательной среды, позволяющей всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуально – познавательного, коммуникативного и речевого развития, развитие творческих способностей¸ качеств личности, получать новые образовательные результаты.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности с использованием высокотехнологических игрушек.
Задачи:
Обучающие:
- Обучить элементарному программированию.
Развивающие:
- Развитие логического мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования).
- Развитие умения ставить цель и выбирать маршрут движения.
- Развитие пространственной ориентации.
- Обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
- Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать культуру поведения, умение работать в команде
1.3. Содержание Программы
Принципы отбора содержания:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы:
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.
Этапы работы:
На начальном этапе реализации программы дети знакомятся с лого-роботом через настольные игры, роль пчелки выполняли фишки. Настольные игры использовались в следующих образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Следующий этап знакомства – дети сами становятся пчелками, поля расчерчены на полу. Таким образом, закрепляются методика и технология использования робота.
3.На третьем этапе, дети работают с напольным лого роботом по полям. Дети осваивают основы программирования.
4.Дети старшего дошкольного возраста выполняют задания на интерактивной панели в программе Mapi Games, где лого робот пчелка является программируемым персонажем, движение которого по игровому полю программируется ребенком с помощью интерактивного пульта.
С помощью лого робота можно увлекательно и необычно организовать не только образовательный процесс, но и свободное от занятий время. Дети могут использовать проигранные сценарии в совместной со сверстниками деятельности. Разработанные педагогами игровые коврики легко могут ребят джунгли, зоопарк, на самые высокие горы или берег океана. Возможность самостоятельно полностью погрузиться в процесс игры.
Приоритетным направлением деятельности на ближайшее время является разработка рекомендаций для применения лого робота в работе с родителями. Эта интерактивная игрушка может стать отличным инструментом, который может применять педагог в работе родительского клуба, консультировании родителей дошкольников
1.4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Прогнозируемые результаты:
- Обучить элементарному программированию.
- Развитие логического мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования).
- Развитие умения ставить цель и выбирать маршрут движения.
- Развитие пространственной ориентации.
- Обогащение словарного запаса.
- Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать культуру поведения, умение работать в команде
2.Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной Программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом ДОУ, Правилами внутреннего распорядка воспитанников ДОУ, Положением о дополнительной общеразвивающей программе. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей воспитанников.
Научно-методическое обеспечение реализации Программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией Программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации Программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;
- формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.
Материально-технические условия:
Групповая комната, соответствующая санитарным нормам СанПин.
Пространственно-предметная среда (мольберт, коврики).
Технические средства: телевизор, наглядные пособия, акустическая система (музыкальная колонка), мультфильмы.
Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, игрушки, предметы ближайшего окружения, иллюстрации, дидактические игры на развитие творческого воображения.
Раздаточный материал: «Лого-робот пчелка Bee-Bot», методические коврики, корзинка, фишки разных цветов, карточки с изображением листа, карточки с изображением грибов, маски животных для робота, карточки-схемы слова, карточки со схемами слоговой структуры или карточки с цифрами.
Оборудование для физминуток: мячи, обручи.
Кадровые условия:
Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Методические рекомендации
для педагогов дошкольных учреждений, применяющих в педагогической деятельности мини-робота «Лого-робот пчелка Bee-Bot».
Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.
- Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.
- Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.
- Существует важное обстоятельство, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.
Содержание Программы составляют примерные конспекты занятий, составленные в соответствии с возрастом детей
№ п/п | Название раздела, темы занятия | Количество часов |
всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 1 1 1 1 1 2 3 3 3 3 3 2 2 3 3 2 1 36 |
2 | С какого дерева лист (коврик «Город») | |
3 | Где растут грибы (коврик «Лес») | |
4 | Кто где живет (коврик «Ферма») | |
5 | Накорми животное (коврик «Ферма») | |
6 | Помоги пчелке найти дорогу домой (коврик «Гонки») | |
7 | Листопад (коврик «Лес») | |
8 | Овощи фрукты (коврик «Овощи и фрукты») | |
9 | Съедобные и ядовитые (коврик «Ягоды и грибы») | |
10 | Волшебные звуки (коврик «Космос») | |
11 | Волшебные слоги (коврик «Космос») | |
12 | Одежда (коврик «Одежда и обувь») | |
13 | Птицы | |
14 | Транспорт (коврик «Город») | |
15 | Морские обитатели (коврик «Остров») | |
16 | Зоопарк (коврик «Зоопарк») | |
17 | Лесные звери (коврик «Зоопарк») | |
18 | Итоговое занятие | |
ИТОГО |
Перечень необходимого оборудования:
№ п/п | Наименование | Количество (шт.) |
1 | ЛогоРобот Пчелка | набор из 6 роботов |
2 | Тематический коврик с цветными иллюстрациями «Город» | 1шт. |
3 | Тематический коврик с цветными иллюстрациями «Ферма» | 1шт. |
4 | Тематический коврик с цветными иллюстрациями «Остров» | 1шт. |
5 | Тематический коврик с цветными иллюстрациями «Космос» | 1шт. |
6 | Тематический коврик с цветными иллюстрациями «Гонки» | 1шт. |
Список литературы
Нормативные правовые акты
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
- Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.
- Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Для педагога дополнительного образования:
- Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014
- Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. /М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
- Коростелёва Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « МАЛЫШОК»
Пояснительная запискаВ настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитан...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»
Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей 2-3 лет «Умные пальчики»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 2-3 лет «Умные пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...


