Долгосрочный детско-родительский проект "Дорожная безопасность – детям!" для детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа)

Нецветаева Татьяна Валерьевна

Данный проект способствовал созданию в ДОУ оптимальных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры безопасного поведения на дороге. Это стало возможным благодаря комплексной и системной работе, которая охватывает все образовательные области и гармонично интегрирована в повседневную жизнь воспитанников. В результате дети не только получают знания, но и активно применяют их, становясь ответственными и внимательными участниками дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pdd.docx66.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Долгосрочный детско-родительский проект

"Дорожная безопасность – детям!"
для детей старшего дошкольного возраста

                                                                       Подготовила: Нецветаева Т.В., ст. воспитатель

                                                                                высшей квалификационной

                                                  категории

Еманжелинск, 2025 г.

Паспорт проекта 

Тема: «Дорожная безопасность – детям!»

Вид проекта:  долгосрочный

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

 Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы), родители, педагоги, сотрудники ГИБДД. 

Срок реализации: август 2024 — июнь 2025 года

 

Hормативные документы:

- Конвенция о дорожном движении

-  Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на 2 июля 2021 года) (редакция, действующая с 22 августа 2021 года)

- проект «Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»

        

Актуальность

Актуальность темы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена рядом факторов:

Увеличение количества транспорта: на дорогах становится все больше автомобилей, что повышает общий уровень опасности.

Недостаточная осведомленность родителей: к сожалению, не все родители уделяют должное внимание обучению детей ПДД, полагаясь на школу или считая, что "это еще рано".

Сложность дорожной обстановки: современные города часто имеют сложную дорожную инфраструктуру, что требует от детей повышенной внимательности.

Влияние гаджетов: дети, увлеченные смартфонами и планшетами, могут быть менее внимательны к окружающей обстановке, в том числе и на дороге.

Необходимость формирования культуры безопасности: профилактика ДТП – это не только обучение правилам, но и формирование устойчивой культуры безопасного поведения, которая начинается с дошкольного возраста.

         Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы. Часто виновниками дорожно - транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.               Дошкольный возраст – это период активного познания мира, формирования основных навыков и привычек. Дети в этом возрасте очень любознательны, но при этом еще не обладают достаточным уровнем осознанности и критического мышления, чтобы самостоятельно оценивать риски, связанные с дорожным движением. Они склонны к импульсивным действиям, легко отвлекаются, и их восприятие дорожной ситуации еще не сформировано. В этот период закладываются основы безопасного поведения, и именно ДОУ становится той средой, где эти основы могут быть сформированы максимально эффективно.

 Воспитатели, обладая профессиональными знаниями могут:

  • Создать центр «Безопасности»: организовать пространство, через которое дети в игровой  форме, на практике будут закреплять знания, полученные на занятиях.
  • Систематически обучать: внедрить в образовательный процесс во все образовательные области занятия, игры и мероприятия, направленные на формирование у детей культуры безопасного поведения на дороге.
  • Формировать правильные привычки: научить детей безопасному поведению на улице, вблизи проезжей части, при переходе дороги, в общественном транспорте.
  • Развивать наблюдательность и внимание: тренировать у детей умение замечать дорожные знаки, сигналы светофора, оценивать дорожную обстановку.
  • Воспитывать ответственность: прививать детям понимание того, что соблюдение ПДД – это не просто формальность, а залог их собственной безопасности и безопасности окружающих.
  • Вовлекать родителей: проводить просветительскую работу с родителями, демонстрируя им важность совместных усилий в обучении детей ПДД и личным примером показывая безопасное поведение.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ – это не просто формальное выполнение требований, а жизненно важная задача. Это инвестиция в будущее наших детей, в их здоровье и безопасность. Систематическая, целенаправленная и комплексная работа в этом направлении, проводимая совместно с родителями, способна значительно снизить риски и сохранить самое ценное – детские жизни.

Педагогическая значимость проекта: созданы оптимальные условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры безопасного поведения на дороге. Это стало возможным благодаря комплексной и системной работе, которая охватывает все образовательные области и гармонично интегрирована в повседневную жизнь воспитанников. В результате дети не только получают знания, но и активно применяют их, становясь ответственными и внимательными участниками дорожного движения.

Проблема: работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении носит эпизодический характер и направлена на знакомство с правилами дорожного движения (ПДД). Мы считаем, что этого недостаточно. Важнее не просто выучить правила, а сформировать у детей культуру безопасного поведения на дороге, научить применять на практике полученные знания. Чтобы достичь этого, нужно создать целостную систему работы по данному направлению и гармонично интегрировать её, как в образовательный процесс, так и в повседневную жизнь воспитанников.

Гипотеза: только целенаправленная, систематическая работа по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма может принести положительные результаты, способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста культуры безопасного поведения на дороге. 

Оценка качества проекта: для того, чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника для детей в рамках проведения проекта, которые включают:

1. Уровень владения представлениями о транспортных средствах, об улице.

2. Знание правил дорожного движения.

3. Умение на практике применить знание правил дорожного движения.

4. Знание правил поведения в транспорте.

Цель проекта: заложить у детей старшего дошкольного возраста основы культуры безопасного поведения на дороге.

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения: мы будем знакомить детей дошкольного возраста с основными дорожными знаками, сигналами светофора, правилами перехода улицы, поведением на тротуаре и в общественном транспорте.
  • Развитие навыков безопасного поведения: дети научатся ориентироваться в дорожной обстановке, предвидеть опасные ситуации и принимать правильные решения.
  • Воспитание ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих: мы будем прививать детям культуру поведения на дороге, уважение к правилам и другим участникам движения.
  • Вовлечение родителей в процесс профилактики: мы понимаем, что семья играет ключевую роль в формировании безопасного поведения ребенка. Поэтому мы будем активно сотрудничать с ними, предлагая совместные мероприятия, консультации и информационные материалы.

 Предполагаемые итоги  реализации проекта

  • Воспитанников научат:  

- теоретическим и практическим основам безопасного поведения на дорогах города: правилам дорожного движения, умению применять их на практике;  способности предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.  

У родителей:

- сформируют осознанную причастность к воспитанию личности безопасного типа;

 - расширят знания по теме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»;

- активируют желание принимать участие в воспитании и обучении детей;

 - сформируют  ответственность за обеспечение безопасности своих детей.

Воспитатели:

- разработают систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ культуры безопасного поведения на дороге, повысят компетентность по проблеме профилактики  детского ДТТ;

- создадут оптимальные условия для организации деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, организуют центры «Безопасности»;

 - разработают вопросник для оценки уровня знаний детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности дорожного движения.

План-схема реализации проекта «Дорожная безопасность – детям!»

Этапы

Сроки

Содержание

Подготовительный

Цель: создать условия для реализации проекта

01.08.2024- 30.08.2024г.г.

- Организация центров «Безопасности» в группах (Приложение 1).

- Изучение, разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме для педагогов и родителей.

- Разработка перспективного плана работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма (Приложение 2)

- Оформление информационных стендов для родителей по теме «Безопасность»  в родительских уголках групп.

- Проведение диагностики по выявлению у воспитанников уровня знаний ПДД (Приложение 3)

- Анкетирование родителей

Основной

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ культуры безопасного поведения на улицах и дорогах города

01.09.2024-31.05.2025г.

- Реализация мероприятий перспективного плана работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Заключительный

Цель: подведение итогов проекта 

01.06.2025- 15.06.2025 г.

Итоговое мероприятие проекта - викторина

«Правила дорожные, всем нам знать положено» с участием инспектора ГИБДД (Приложение 6)

Итоговая диагностика уровня освоение детьми правил дорожного движения.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 Проект реализуется по трем направлениям:

1. Работа с  детьми

2. Взаимодействие с родителями

3. Взаимодействие с ГИБДД

В рамках работы с детьми по формированию культуры безопасного поведения на дороге, мы выделили шесть ключевых направлений:

  1. Мир транспорта: Изучаем различные виды транспорта, их назначение и особенности.
  2. Городская среда: Знакомимся с устройством улицы, пешеходными зонами и другими элементами городской инфраструктуры.
  3. Сигналы и знаки: Осваиваем значение дорожных знаков и сигналов светофора.
  4. Правила движения: Учимся безопасному поведению на проезжей части и тротуаре.
  5. Двухколесные друзья: Осваиваем безопасное использование велосипедов и самокатов.

Каждое из этих направлений реализуется по алгоритму (Приложение 4), который включает в себя ряд шагов. Поскольку у детей пока небольшой опыт в понимании дорожных ситуаций, мы начинаем с увлекательных занятий познавательного цикла, где в игровой форме рассказываем о правилах дорожного движения. Например, мы проводим беседы под названиями "По сигналу светофора" или "Если на улице нет светофора...".

Чтобы сделать обучение интересным и эффективным, к нам в гости приходит персонаж Светофорик. Он не только знакомит детей с правилами дорожного движения и рассказывает о различных ситуациях на дороге, но и вместе с ребятами ищет решения этих проблем. А Зебра приносит интересные задания, которые помогают закрепить полученные знания и навыки.

Теоретические знания мы подкрепляем на занятиях по развитию речи, где логопед помогает детям освоить новую лексику по теме безопасности. Также мы используем творческие занятия образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: рисование, аппликацию, конструирование и моделирование, чтобы дети могли выразить свое понимание правил через искусство.

После занятий дети попадают в специально организованную игровую зону в группе – центр "Безопасности". Здесь они могут применить полученные знания в самостоятельной игре. В центре есть не только дидактические и настольные игры, но и конструкторы, а также материалы для сюжетно-ролевых игр, моделирующих дорожные ситуации.

Кроме того, на занятиях по физическому развитию мы проводим подвижные игры, которые также помогают детям лучше запомнить правила дорожного движения.

Для закрепления материала мы организуем экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за дорожным движением, беседы, читаем художественную литературу по теме. Также проводятся развлечения (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»), где дети могут участвовать в инсценировках и разыгрывать различные дорожные ситуации.

Важной частью нашей работы является сотрудничество с родителями. Мы проводим для них: акции, совместные выставки рисунков, консультации, разрабатываем буклеты, оформляем информационные стенды. Мы понимаем, что пример родителей играет огромную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения. Одно неверное действие взрослого на глазах у ребенка может свести на нет все наши усилия. Поэтому мы уделяем большое внимание просветительской работе с родителями и разрабатываем специальные мероприятия для них.

Итоговое мероприятие проекта - викторина         «Правила дорожные, всем нам знать положено» проведено  с участием инспектора ГИБДД.

Заключение

Результаты итоговой диагностики по проекту показали, что большинство детей (78 %) демонстрируют достаточный уровень знаний о правилах дорожного движения. Они знают основные сигналы светофора, понимают, где можно переходить дорогу (по пешеходному переходу), знают, что нельзя играть у дороги и выбегать на проезжую часть. Это говорит о том, что проводимая в детском саду и дома работа приносит свои плоды.

Однако, мы выявили некоторые нюансы, требующие особого внимания:

- Практическое применение знаний: несмотря на хорошее знание правил дорожного движения, не все дети уверенно демонстрируют их применение в смоделированных ситуациях (24 %). Например, некоторые затрудняются точно определить, когда можно переходить дорогу, даже находясь на пешеходном переходе, или не всегда правильно оценивают расстояние до приближающегося транспорта.

- Осознанность и самостоятельность: у части детей (16 %) наблюдается некоторая пассивность. Они могут правильно ответить на вопрос, но при этом не проявляют должной бдительности и самостоятельности в реальных или приближенных к реальности ситуациях. Например, могут идти рядом с взрослым, но не смотреть по сторонам, полагаясь полностью на его бдительность.

- Знание дорожных знаков: хотя дети знают основные знаки, такие как "Пешеходный переход", "Осторожно, дети!", более сложные знаки, регулирующие движение, пока остаются для них менее понятными (32 %).

-  Поведение вблизи дороги: некоторые дети все еще проявляют излишнюю активность и невнимательность вблизи проезжей части, что может быть связано с недостаточным пониманием реальной опасности (18 %).

Что это значит для нас?

Эти результаты не повод для беспокойства, а скорее ориентир для дальнейшей работы. Мы видим, что фундамент культуры безопасного поведения на дорогах заложен, но его необходимо укреплять и развивать, делая акцент на:

  • Практических навыках: больше игр и упражнений, имитирующих реальные дорожные ситуации, где дети смогут отработать свои действия.
  • Развитии самостоятельности и бдительности: поощрять детей к самостоятельному анализу ситуации и принятию безопасных решений, конечно, под нашим чутким руководством.
  • Углубленном изучении дорожных знаков: вводить новые знаки постепенно, объясняя их значение на понятных детям примерах.
  • Формировании осознанного отношения к опасности: продолжать беседы о последствиях неосторожного поведения на дороге, используя наглядные материалы и истории.

Что мы будем делать дальше?

Мы планируем:

  • Усилить практическую направленность занятий по ПДД.
  • Проводить больше сюжетно-ролевых игр, моделирующих дорожные ситуации.
  • Проводить тематические дни и недели безопасности.
  • Привлекать сотрудников ГИБДД к совместным мероприятиям по изучению ПДД.

Приложение 1

Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала в центре «Безопасности» для детей старшего дошкольного возраста:

1. Дидактические игры:

1.1. “Законы улиц и дорог”

1.2. “Час пик”

1.3. “Транспорт”

1.4. “Дорожные знаки”

1.5. “Знаки на дорогах”

1.6. “Светофор”

1.7. “Мы идем и едем”

1.8. “Ловкий пешеход”!

1.9. “Перекресток”

1.10. “Назови знак”

1.11. “Слушай-запоминай”

1.12. “Угадай, какой знак”

2. Домино “Дорожные знаки”

3. Коллекция дорожных знаков и машин.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”

5. Серия плакатов “Уроки на дороге»”.

6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”

7. Игра “Автошкола”

8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).

9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.

10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.

11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

12. Книжки-раскраски

Приложение 2

Перспективный план проекта «Дорожная безопасность – детям!»

Мероприятия

Срок

проведения

Ответственные

 

1.Работа с педагогами

1.1

Проведение инструктажа с воспитателями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Сентябрь

2024 г.

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

1.2.

Подготовка сценария игры-викторины «Помнить должен каждый, безопасность – это важно!»

Сентябрь

2024 г.

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

1.3

Организация в методическом кабинете выставки методической литературы, дидактических игр, пособий, методических разработок по ПДТТ.

Ноябрь

2024 г.

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

1.4

Консультация «Организация работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Декабрь 2024 г.

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

1.5

Подготовка и проведение открытого занятия по культуре безопасности

февраль

2025 г.

Воспитатели

1.6

Подготовка сценария итогового мероприятия  проекта Викторины «Правила дорожные, всем нам знать положено»

Май

2025 г.

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

1.7

Помощь воспитателям в составлении перспективных планов работы по предупреждению детского дорожного травматизма.

В течение учебного года

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

2. Работа с детьми

2.1

«Месячник безопасности»:

- беседы на темы: «Безопасность на дороге», «Элементы дороги – тротуар и проезжая часть», «Светофор», «Правила безопасного 

перехода через дорогу»,

 - игровые ситуации: «Помоги бабушке перейти дорогу», «Улица не место для игр»,

- отгадывание загадок о правилах дорожного движения,

-  экскурсия к перекрёстку,

- итоговое мероприятие: игра-викторина «Помнить должен каждый, безопасность - это важно!» (Приложение 5)

Сентябрь 2024 г.

Воспитатели

старшей, подготовительной групп

2.2

Тематическая неделя «Транспорт»

- Познавательные занятия «Виды транспорта», «Правила дорожного движения»

-  Дидактическая игра «Запомни правило»

- Развивающая игра «Дорожные знаки»

- Проблемная ситуация «Что делать, если ты потерялся»

- Физминутка «Машины»

Ноябрь

2024 г.

Пащак А.В.,

воспитатель

2.3

Открытое познавательное занятие по культуре безопасности с участием инспектора ГИБДД (Приложение 5)

Февраль

2025 г.

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

2.4

Тематическая неделя «Правила дорожного движения»

Итоговое мероприятие целевая прогулка

Март

2025 г.

Лычагина Е.С.,

воспитатель

2.5

Дидактические игры:

∙        Наша улица

∙        Светофор

∙        Поставь дорожный знак

∙        Угадай, какой знак

∙        Улица города

∙        Что для чего?

в течение уч. г.

  

Воспитатели

2.6

Подвижные игры:

 ∙        Будь внимательным

∙         Разноцветные автомобили

∙        Мы едем, едем, едем …

∙        Стоп!

∙        Разноцветные дорожки

В течение года

 

 

 

Воспитатели

2.7

Художественная литература для чтения и заучивания:

∙        С.Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история»

∙        С. Маршак «Милиционер», «Мяч»

∙        В. Головко «Правила движения»

∙        С Яковлев «Советы доктора Айболита»

∙        О. Бедерев «Если бы…»

∙         А. Северный «Светофор»

∙        В. Семернин «Запрещается - разрешается»

В течение года

 

 

 

Воспитатели

2.8

Выставки детских рисунков:

∙        «Мы едим, едим, едим!»

∙        «Дорога не место для игр»

В течение года

Воспитатели

2.9

Итоговая диагностика по  определению уровня знаний дошкольников

по основам безопасности дорожного движения

Май

2025 г.

Воспитатели

2.10

Итоговое мероприятие проекта - викторина

«Правила дорожные, всем нам знать положено» с участием инспектора ГИБДД  (Приложение 5)

Июнь

2025 г.

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

3. Работа с родителями

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

3.1.

Организация выставки совместных творческих работ детей и родителей «Мы за безопасность»

Сентябрь

2024 г.

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

3.2.

 Консультация  «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов»

ноябрь

2024 г.

Воспитатели ДОУ

3.3.

 Памятка для родителей  «Безопасность детей в новогодние праздники и каникулы»

Декабрь

2024 г.

Воспитатели ДОУ

3.4.

Акция «Пристегни ремень безопасности!

Февраль

2025 г.

Воспитатели ДОУ

3.5.

 Распространение буклета «Правила дорожного движения детям знать положено»

апрель

2025 г.

Нецветаева Т.В.,

старший воспитатель

Приложение 3

Вопросник

по определению уровня сформированности у детей старшего дошкольного

возраста культуры безопасного поведения на дороге

1. Как называется часть дороги, по которой едут машины?

2. Как называется часть дороги, отведенная для пешеходов?

3. Кого называют пешеходом?

4. Где безопасно переходить проезжую часть дороги?

5. Как найти место перехода дороги?

6. Как перейти через дорогу?

 7. Что обозначают сигналы светофора для пешеходов, водителей?

 8. Как нужно переходить улицу вблизи остановки общественного транспорта?

 9. Почему нельзя играть на дороге?

10. Назови виды транспорта (легковой, грузовой, общественный)

11. На каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»?

12. Для чего вдоль дорог поставлены знаки?

13. Какие знаки тебе известны, что они обозначают?

14. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта?

Приложение 4

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ

                                                                                                                              Приложение 5

Конспект открытого  занятия в старшей группе по культуре безопасности дорожного движения «Будь внимательным!»

Цель:
Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения.
Образовательная:
- продолжать знакомить с дорожными знаками;
- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
- продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
- развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД

Развивающие:
- развивать у детей азы дорожной грамоты,
- развивать познавательные процессы, умение ориентироваться в окружающей обстановке, коммуникативных качеств личности
Воспитательная:
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- воспитывать культуру безопасности дорожного движения

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я Вам сейчас прочитаю стихотворение,
Вы его послушайте и расскажите, о чем оно.
Шагая осторожно
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Ее переходи!

Воспитатель: О чем это стихотворение? О чем оно нас предупреждает.
Дети: Ответы детей (о безопасности на дороге, о внимательности)
Воспитатель: Все правильно, а как мы можем уберечь себя от опасности на улице?
Дети: Знать правила дорожного движения.
Воспитатель: Молодцы, вот эти знания мы с вами будем сегодня повторять, и узнаем новые, а поможет нам в этом наш гость, Кашина Анастасия Анатольевна, будущий инспектор дорожного движения.

Инспектор проводит игру "Вопросы и ответы"
Цель: выявить и закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице.
1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
2. Где можно гулять детям? (во дворе)
3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
10.Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)
11.Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)

- Молодцы ребята, вы правильно ответили на все мои вопросы. А сейчас я познакомлю вас со знаками дорожного движения.

Инспектор с помощью презентации рассказывает детям о том, что знаки дорожного движения бывают: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, кратко рассказывает о них. Затем, спрашивает у детей, кто запомнил, какие бывают знаки дорожного движения, предлагает назвать их и объяснить их значение.

Аппликация «Светофор»

 Воспитатель: А сейчас вас ждет интересная работа, вам предстоит сделать светофор, садимся за столы.

(Перед каждым ребёнком: ножницы, белый лист, черный прямоугольник, цветная бумага.)

Воспитатель: Вам нужно вырезать круги, соответствующие цветам светофора и в нужном порядке наклеить их на чёрный прямоугольник, сам светофор. Когда работы готовы, проверяют правильность расположения кругов по цветам, инспектор спрашивает их о значении цветов светофора.

Итог занятия

Инспектор: Ребята, не забывайте применять правила всегда, когда выходите на улицу, показывая всем пример хорошего, осторожного и внимательного участника дорожного движения. И обязательно расскажите о правилах поведения на дороге своим близким и друзьям.

Приложение 6

Сценарий итогового мероприятия проекта игры-викторины

«Правила дорожные, всем нам знать положено»

Цель: выявить уровень знаний детей по основам  безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  • Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  • Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

ХОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы проводим викторину, которая поможет нам определить лучшего знатока правил дорожного движения. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. У кого в конце викторины будет больше жетонов, тот и победил. Определить победителя викторины поможет наш гость,  инспектор ГИБДД …

1.   Начнём мы нашу игру с разминки  «Да или нет».

- Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?

Дети: Да.

- Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?

Дети: Нет.

-Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?

Дети: Да.

- Старушка - преклонные очень года. Ты место ей уступишь?

Дети: Да.

- Молодцы, ребята!

 2. Первое задание называется «Дай правильный ответ». На каждый вопрос вам будет дано несколько ответов, вы должны определить какой из них правильный.

1. Где должны двигаться пешеходы?

А) По тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам, при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части.

Б) В любом месте проезжей части.

В) В любом месте по желанию пешехода.

2. Где пассажир обязан производить посадку и высадку?

А) Со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства

Б) В любом месте

В) Со стороны проезжей части

3. Где должны двигаться группы детей?

А) Только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам.

Б) Только по тротуарам

В) Только по пешеходным дорожкам

5. Где пешеходы должны пересекать проезжую часть?

А) В любом месте на усмотрение пешехода

Б) Только по пешеходным переходам

6. Пассажирам запрещено:

А) Отвлекать водителя от управления транспортым средством во время его движения и открывать двери транспортного средства во время его движения

Б) Платить за проезд

В) пристёгиваться ремнями безопасности

7. Если пешеходы, выйдя на проезжую часть, не успели перейти дорогу, они должны:

А) Незамедлительно закончить переход

Б) Остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений

В) Могут не уступать дорогу транспортным средствам и продолжать движение

8. Что такое тротуар?

А) Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от неё газоном

Б) Элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

Правильные ответы отмечены красным цветом.

3. «Отгадай загадку»

1.Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

Что это? (пешеходный переход)

2.Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая.(тротуар)

3. Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу.

Я моргну – пойдут машины, встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе хором.

 Как зовусь я? (СВЕТОФОР)

4. Выходя на улицу, приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное - … (ВНИМАНИЕ)

5. В два ряда дома стоят.

   Десять, двадцать, сто подряд.

   И квадратными глазами

    Друг на друга глядят. (УЛИЦА)

4. «ВОПРОС-ОТВЕТ» проводит инспектор ГИБДД

  1. Кто является «пешеходом»? («пешеход» - это, человек, идущий пешком).
  2. Где должны ходить пешеходы? (тротуар)
  3. Где должны ездить автомобили? (дорога)
  4. Какие сигналы светофора вы знаете, что они означают? (красный, желтый, зеленый)
  5. Почему опасно играть на проезжей части? (можно попасть под машину).
  6. С какой стороны надо обходить автобус? (сзади)
  7. Где можно играть детям?
  8. Чего стоит опасаться на улице когда гуляешь один?

5. «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

(На столах у игроков разложены дорожные знаки. Воспитатель  читает загадку о дорожных знаках, игроки выбирают  нужный знак, вывешивают на доску).

 

На дорогах знаков много,
Их все дети должны знать!
И все правила движения
Должны точно выполнять.

1.По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает – 
Знак что этот означает?

Дай машине тихий ход….. (пешеходный переход)

 

2. Я на мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи
Заболел и вижу пункт
Медицинской ………. 
(помощи)

 

3. Путь не близок на беду 
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт ….. 
(питания)

 

 

5. Коль водитель вышел весь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому.   
( Знак «Место стоянки» Р )

 

6. Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу!  
( Знак «Главная дорога»)                                

 

7. Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
"Рядышком бензоколонка!"    
(Знак «Автозаправочная станция»)

 

8. В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.  
(Знак «Место остановки автобуса»)

 

9. Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!   
( Знак «Въезд запрещен»)

 

Игра-разминка: «Красный, желтый, зеленый»

Воспитатель показывает цвета светофора, в соответствии с ними игроки выполняют движения. Красный – стоят; желтый – хлопают в ладоши; зеленый – шагают на месте.

5. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

  Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.

Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход? ………

Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора? ………

Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит? ……….

Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?.............

Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой? ………

Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? …….

Воспитатель:  наша викторина подошла к концу. Мы повторили все, что узнали о правилах дорожного движения. Посчитайте сколько у вас жетонов.

(Ребёнок, у которого больше жетонов, объявляется инспектором ГИБДД победителем и награждается грамотой. Остальные дети награждаются сладкими призами).

Мы благодарим нашего гостя за участие в викторине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается  влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка. Подчеркивается важность развития социального интеллекта в старшем дошкольно...

Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».

Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Презентация для родителей, где им предлагаются такие понятия,  как "фонетика", "фонема", "фонематический слух". "фонематическое восприятие". В презентации ...

Сценарий праздника "День защиты детей" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Сценарий праздника разработан с учетом возрастных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Не требует долгой подготовки. Основная задача праздника - создать радостное празничное на...