Исследовательский проект "Азбуки бывают разные".
проект (подготовительная группа)

Как можно больше узнать о происхождении письменности.Узнать существовала ли псьменность у восточных словян до принятия кириллицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_azbuki_byvayut_raznye.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

« Азбуки бывают разные»

Тип проекта: информационно – познавательный, исследовательский,  групповой, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог группы, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации: октябрь 2023-март 2024гг.

Пояснительная записка

Первым шести годам жизни ребенка соответствует сенситивный период развития речи. В этот период ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая грамматических правил, интересуется буквами, учится писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, с которыми родители и педагоги их знакомят. Знакомство ребят со славянским алфавитом, с историей прихода письменности на Русскую землю, путешествие в глубину веков вызвали горячий отклик в сердцах ребят, помогло упорядочить постижение ребенком окружающего мира, послужило тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка. Каждый ребенок смог создать свою сказку о понравившейся букве славянского алфавита. Большой интерес вызвали буквы, которые не встречаются сейчас в книжках. Ребята с легкостью включились в проект. Им была интересна и понятна предложенная тема. Проект по теме «Азбуки бывают разные»  нашла живой отклик в сердцах детей. Ребята с большим интересом знакомились с буквами славянского алфавита, раскрашивали  их, вырезали, сочиняли про них сказочные истории. Итоговым результатом проекта стало издание азбуки «Семейные традиции». К участию в создании азбуки были привлечены не только ребята, но также их родители, бабушки и дедушки. Погружение в тему   способствовало формированию и у детей и у взрослых чувства причастности к историко-культурному наследию родной земли, напомнило нам о нерушимой и важной связи поколений.

Актуальность проекта

 Большое значение факт создания письменности имеет для современности. Ведь мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Такие события отечественной истории имеют огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности молодого поколения, интереса к прошлому своей страны, чувства сопричастности к её великой истории, гордости за своё Отечество. Недаром братья-монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени. Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Актуальность данного проекта связана с представлением истории  славянской письменности в  информационном пространстве современности. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее.

В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю.

Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Проблем:

Как можно больше узнать о происхождении письменности.  Узнать, существовала ли письменность у восточных славян до принятия кириллицы.

Цель:

Создание условий для познавательного развития дошкольников, для развития речи и своих творческих способностей в процессе разработки и реализации детско-родительского проекта «Азбуки бывают разные».

Задачи:

 Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.

 Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.

Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.

 Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Предлагаемый результат:

 У детей повысится интерес к обучению грамоте. Родители научатся творчески подходить к подготовке детей к обучению в школе. Повыситься профессиональный уровень педагогов.

Продукт проектной деятельности:

 Оформление уголка

 Выставка детских рисунков

Формы работы

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по названной теме, педагогическое наблюдение, беседа, занятия по изобразительной деятельности, изучение продукта детского творчества; оформление консультации для родителей по теме; создание презентации.

Материально-техническое обеспечение:

 Аудио, видео системы, фотоаппаратура, телевизор.

 Библиотека для детей и родителей.

  Подбор исторической литературы,

  Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

  Выставки книг, рисунков, поделок,

  Создание условий для проведения мероприятий (оформление раздевалки).

Необходимые условия реализации проекта:

 Интерес детей и родителей;

 Методические разработки,

 Интеграция со специалистами детского сада.

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети: знакомство ребят со славянским алфавитом, с историей прихода письменности на Русскую землю, путешествие в глубину веков вызвали горячий отклик в сердцах ребят, помогло упорядочить постижение ребенком окружающего мира, послужило тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка. Каждый ребенок смог создать свою сказку о понравившейся букве славянского алфавита. Большой интерес вызвали буквы, которые не встречаются сейчас в книжках. Ребята с легкостью включились в проект.

Педагоги: реализованы воспитательные, развивающие и обучающие задачи через освоение детьми образовательных областей;  создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;  создание условий для самостоятельного отражения детьми полученный знаний, умений и навыков;  пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта; эмоциональная вовлеченность педагогов к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;

Родители: установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей; родители активно вовлечены к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей; обеспечивается взаимодействие педагога детского сада и семьи в процессе реализации содержания воспитательно - образовательного процесса.

Этапы реализации проекта:

I.      Организационно-подготовительный

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

Определение цели и задач проекта;

Подбор литературы, пособий, атрибутов;

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к труду

II. Основной

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

Обобщение результатов работы;

Анализ деятельности;

Презентация итогов работы.

План мероприятий проекта « Азбуки бывают разные»

Октябрь

Беседа: «История письменных знаков»

1.Вспомнить с детьми, что были времена, когда люди не умели читать и писать.

 Презентации: «От узелка до иероглифа».

3.Игровая ситуация «Расшифруй пиктограмму».

Консультация «История письменных знаков ».

Ноябрь

НОД:  « История азбуки». 

Цель: знакомство с именами равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Беседа: « Буквы кириллицы»

Цель: толкование букв и их написание.

Презентация: «Аз, Буки, Веди»

Цель: познакомить детей с великим трудом Кирилла и Мефодия, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги, вызвать у детей желание научиться читать.

Анкета для родителей «Семейные традиции».

Декабрь

НОД: «Каждая буква неповторима»

Цель: познакомить детей с названием букв кириллицы, что каждая буква индивидуальна и неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро»«живете»«земля»«люди»«покой».

Беседа: «Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

 Консультация "Кирилл и Мефодий - великие творцы нашей грамоты".

Январь

Изготовление букв кириллицы – самоделок (совместное творчество детей и родителей)

Цель: закрепить представления детей о разнообразии букв кириллицы.

Развивать навыки ручного труда, учить бережному отношению к своему труду.

Чтение  «Как церковный грамотей  в старину  учил детей»

Цель: познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.

Консультация «Испокон века книга растит человека»

Февраль

 Презентация: «Гражданская Азбука».

Цель: познакомить детей с великим русским царем Петром Первым; приобщать детей к истории России, сохранять и передавать

культурный и исторический опыт.

Беседа: «Необычные Азбуки».

Цель: познакомить детей с разнообразием азбук «Семафорной азбукой» и «Азбукой Морзе».

Дети вместе с родителями пишут свои имена с помощью «Азбуки Морзе».

Март.

Итоговый результат: создание азбуки «Семейные традиции» совместное творчество детей, родителей и педагога.

Работа творческой группы по проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Интегрированные занятия "Не тронь огонь!", "Рождество и Святки празднуют ребятки".Исследовательско-опытная деятельность "Вода бывает разной". Подготовительная группа.

Конструкты занятий помогут воспитателям старших групп в интересной и увлекательной форме познакомить детей с правилами пожарной безопсности  ( "Не тронь огонь!"), с традициями христиан и истории ...

Исследовательская работа "Дома бывают разные"

Проект позволит максимально обогатить знания  и представления о домах,  об истории их развития, об их архитектуре....

Методическая разработка "Мячи бывают разные". Детско-творческий исследовательский игровой проект.

Детско-творческий исследовательский игровой проект.Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители....

Исследовательская работа «Ключи бывают разные»

Исследовательская работа«Ключи бывают разные»...

Поисково-исследовательская работа "Конфеты бывают разные"

    Слово «конфета» произошло от латинского confectum – «изготовлено». Этот термин изначально использовали аптекари в XVI веке. Они называли этим словом ...

Исследовательская работа «Ключи бывают разные»

В окружающем мире есть вещи, к которым мы привыкли к существованию ключа и что порой их не замечаем. Среди них – ключи, ежедневное использование которых остаются зачастую без внимания. В рамках ...