Исследовательский проект "Азбуки бывают разные".
проект (подготовительная группа)
Как можно больше узнать о происхождении письменности.Узнать существовала ли псьменность у восточных словян до принятия кириллицы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
« Азбуки бывают разные»
Тип проекта: информационно – познавательный, исследовательский, групповой, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог группы, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: октябрь 2023-март 2024гг.
Пояснительная записка
Первым шести годам жизни ребенка соответствует сенситивный период развития речи. В этот период ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая грамматических правил, интересуется буквами, учится писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, с которыми родители и педагоги их знакомят. Знакомство ребят со славянским алфавитом, с историей прихода письменности на Русскую землю, путешествие в глубину веков вызвали горячий отклик в сердцах ребят, помогло упорядочить постижение ребенком окружающего мира, послужило тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка. Каждый ребенок смог создать свою сказку о понравившейся букве славянского алфавита. Большой интерес вызвали буквы, которые не встречаются сейчас в книжках. Ребята с легкостью включились в проект. Им была интересна и понятна предложенная тема. Проект по теме «Азбуки бывают разные» нашла живой отклик в сердцах детей. Ребята с большим интересом знакомились с буквами славянского алфавита, раскрашивали их, вырезали, сочиняли про них сказочные истории. Итоговым результатом проекта стало издание азбуки «Семейные традиции». К участию в создании азбуки были привлечены не только ребята, но также их родители, бабушки и дедушки. Погружение в тему способствовало формированию и у детей и у взрослых чувства причастности к историко-культурному наследию родной земли, напомнило нам о нерушимой и важной связи поколений.
Актуальность проекта
Большое значение факт создания письменности имеет для современности. Ведь мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Такие события отечественной истории имеют огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности молодого поколения, интереса к прошлому своей страны, чувства сопричастности к её великой истории, гордости за своё Отечество. Недаром братья-монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени. Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Актуальность данного проекта связана с представлением истории славянской письменности в информационном пространстве современности. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее.
В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю.
Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.
Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.
Проблем:
Как можно больше узнать о происхождении письменности. Узнать, существовала ли письменность у восточных славян до принятия кириллицы.
Цель:
Создание условий для познавательного развития дошкольников, для развития речи и своих творческих способностей в процессе разработки и реализации детско-родительского проекта «Азбуки бывают разные».
Задачи:
Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Предлагаемый результат:
У детей повысится интерес к обучению грамоте. Родители научатся творчески подходить к подготовке детей к обучению в школе. Повыситься профессиональный уровень педагогов.
Продукт проектной деятельности:
Оформление уголка
Выставка детских рисунков
Формы работы:
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по названной теме, педагогическое наблюдение, беседа, занятия по изобразительной деятельности, изучение продукта детского творчества; оформление консультации для родителей по теме; создание презентации.
Материально-техническое обеспечение:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура, телевизор.
Библиотека для детей и родителей.
Подбор исторической литературы,
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
Выставки книг, рисунков, поделок,
Создание условий для проведения мероприятий (оформление раздевалки).
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей;
Методические разработки,
Интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети: знакомство ребят со славянским алфавитом, с историей прихода письменности на Русскую землю, путешествие в глубину веков вызвали горячий отклик в сердцах ребят, помогло упорядочить постижение ребенком окружающего мира, послужило тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка. Каждый ребенок смог создать свою сказку о понравившейся букве славянского алфавита. Большой интерес вызвали буквы, которые не встречаются сейчас в книжках. Ребята с легкостью включились в проект.
Педагоги: реализованы воспитательные, развивающие и обучающие задачи через освоение детьми образовательных областей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; создание условий для самостоятельного отражения детьми полученный знаний, умений и навыков; пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта; эмоциональная вовлеченность педагогов к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
Родители: установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей; родители активно вовлечены к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей; обеспечивается взаимодействие педагога детского сада и семьи в процессе реализации содержания воспитательно - образовательного процесса.
Этапы реализации проекта:
I. Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к труду
II. Основной
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
Обобщение результатов работы;
Анализ деятельности;
Презентация итогов работы.
План мероприятий проекта « Азбуки бывают разные»
Октябрь | Беседа: «История письменных знаков» 1.Вспомнить с детьми, что были времена, когда люди не умели читать и писать. Презентации: «От узелка до иероглифа». 3.Игровая ситуация «Расшифруй пиктограмму». | Консультация «История письменных знаков ». |
Ноябрь | НОД: « История азбуки». Цель: знакомство с именами равноапостольных Кирилла и Мефодия. Беседа: « Буквы кириллицы» Цель: толкование букв и их написание. Презентация: «Аз, Буки, Веди» Цель: познакомить детей с великим трудом Кирилла и Мефодия, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги, вызвать у детей желание научиться читать. | Анкета для родителей «Семейные традиции». |
Декабрь | НОД: «Каждая буква неповторима» Цель: познакомить детей с названием букв кириллицы, что каждая буква индивидуальна и неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой». Беседа: «Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». | Консультация "Кирилл и Мефодий - великие творцы нашей грамоты". |
Январь | Изготовление букв кириллицы – самоделок (совместное творчество детей и родителей) Цель: закрепить представления детей о разнообразии букв кириллицы. Развивать навыки ручного труда, учить бережному отношению к своему труду. Чтение «Как церковный грамотей в старину учил детей» Цель: познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте. | Консультация «Испокон века книга растит человека» |
Февраль | Презентация: «Гражданская Азбука». Цель: познакомить детей с великим русским царем Петром Первым; приобщать детей к истории России, сохранять и передавать культурный и исторический опыт. Беседа: «Необычные Азбуки». Цель: познакомить детей с разнообразием азбук «Семафорной азбукой» и «Азбукой Морзе». | Дети вместе с родителями пишут свои имена с помощью «Азбуки Морзе». |
Март. | Итоговый результат: создание азбуки «Семейные традиции» совместное творчество детей, родителей и педагога. | Работа творческой группы по проекту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"
Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Интегрированные занятия "Не тронь огонь!", "Рождество и Святки празднуют ребятки".Исследовательско-опытная деятельность "Вода бывает разной". Подготовительная группа.
Конструкты занятий помогут воспитателям старших групп в интересной и увлекательной форме познакомить детей с правилами пожарной безопсности ( "Не тронь огонь!"), с традициями христиан и истории ...

Исследовательская работа "Дома бывают разные"
Проект позволит максимально обогатить знания и представления о домах, об истории их развития, об их архитектуре....

Методическая разработка "Мячи бывают разные". Детско-творческий исследовательский игровой проект.
Детско-творческий исследовательский игровой проект.Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители....

Исследовательская работа «Ключи бывают разные»
Исследовательская работа«Ключи бывают разные»...

Поисково-исследовательская работа "Конфеты бывают разные"
Слово «конфета» произошло от латинского confectum – «изготовлено». Этот термин изначально использовали аптекари в XVI веке. Они называли этим словом ...

Исследовательская работа «Ключи бывают разные»
В окружающем мире есть вещи, к которым мы привыкли к существованию ключа и что порой их не замечаем. Среди них – ключи, ежедневное использование которых остаются зачастую без внимания. В рамках ...