Памятка "Познавательное развитие детей 6-7 лет"
методическая разработка (подготовительная группа)
Памятка содержит рекомендации для родителей и педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка «Познавательное развитие детей 6-7 лет»
Возраст 6-7 лет — это старший дошкольный и младший школьный возраст, знаменующий собой переход от игры к учению. Это период интенсивного развития познавательных процессов, которые становятся основой для успешного обучения в школе.
Познавательное развитие — это сложный процесс, включающий формирование мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения и речи.
1. Ключевые аспекты познавательного развития
1.1. Развитие мышления
У ребенка 6-7 лет происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому (понятийному) мышлению. Это означает, что он уже может оперировать не только конкретными образами, но и абстрактными понятиями.
Умственные операции:
- Ребенок осваивает анализ (может разобрать целое на части), синтез (объединить части в целое), сравнение (найти сходства и различия), классификацию (разделить предметы по группам — «мебель», «транспорт», «животные») и обобщение (найти общий признак).
Причинно-следственные связи:
- Дети начинают понимать и устанавливать сложные причинно-следственные связи, задавать вопросы «почему?», «зачем?», «отчего?».
Планирование:
- Появляется способность планировать свою деятельность, представлять ее результат и следовать намеченному плану.
1.2. Развитие внимания
Внимание в этом возрасте все еще преимущественно непроизвольное. Ребенка легко привлечь чем-то новым, ярким и интересным. Однако именно в 6-7 лет интенсивно развивается произвольное внимание — способность сосредотачиваться на неинтересной, но необходимой задаче по указанию взрослого.
Объем и устойчивость:
- Объем внимания увеличивается, а устойчивость позволяет ребенку заниматься одним видом деятельности 25-30 минут (что соответствует продолжительности школьного урока).
Распределение:
- Дети еще с трудом могут распределять внимание между несколькими действиями (например, писать и слушать объяснение учителя), но начинают осваивать этот навык.
1.3. Развитие памяти
Как и внимание, память в этом возрасте в значительной степени непроизвольна. Лучше запоминается то, что вызвало эмоциональный отклик или было многократно повторено. Однако происходит становление произвольной памяти — целенаправленного запоминания и воспроизведения материала.
Виды памяти:
- Активно развивается словесно-логическая память. Дети способны запомнить и пересказать текст, выучить стихотворение, руководствуясь не только образной, но и смысловой логикой.
Стратегии запоминания:
- Ребенок начинает использовать простейшие мнемические приемы: пересказ, повторение, элементарное группирование материала.
1.4. Развитие восприятия и воображения
Восприятие становится более целенаправленным, анализирующим и синтезирующим. Ребенок может целенаправленно рассматривать предмет, выделять в нем детали и объединять их в единый образ. Формируется сенсорный эталон цвета, формы, величины.
Воображение в этом возрасте очень активно и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Дети сочиняют истории, придумывают новые концовки знакомых сказок, рисуют фантастических существ. Однако воображение еще нуждается в опоре на реальность (предмет, картинку, слово).
1.5. Развитие речи
Речь ребенка 6-7 лет становится принципиально иной.
Словарный запас активно пополняется и может достигать 3500-4000 слов.
Грамматика:
- Дети усваивают сложные грамматические конструкции, используют все части речи, строят развернутые предложения.
Контекстная речь:
- Формируется способность к построению контекстной речи — самостоятельных монологов-рассказов, не зависящих от наглядной ситуации.
Звуковая культура:
- Ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка и уметь проводить звуковой анализ слова (определять первый и последний звук, делить слово на слоги).
2. Ведущая деятельность и познавательный интерес
Ведущей деятельностью в этом возрасте все еще остается сюжетно-ролевая игра, но она усложняется, в ней появляются правила. На смену ей постепенно приходит учебная деятельность.
Познавательный интерес становится более глубоким и устойчивым. Детей интересуют не просто факты, а причины явлений, устройство мира. Они начинают интересоваться книгами энциклопедического характера, задавать вопросы о космосе, природных явлениях, странах и народах.
3. Роль взрослых в познавательном развитии
Родители и педагоги играют решающую роль в поддержке и обогащении познавательного развития ребенка 6-7 лет.
Создание обогащенной среды:
- Окружающая среда: книги, конструкторы, пазлы, настольные игры, материалы для творчества, микроскопы, карты.
Совместная познавательная деятельность:
- Читайте и обсуждайте книги, смотрите образовательные фильмы, проводите простые опыты («Почему тает лед?», «Как прорастает семя?»), ходите в музеи, на природу.
Ответы на вопросы:
- Относитесь с уважением ко всем вопросам ребенка. Если не знаете ответа, предложите вместе поискать его в книге или интернете.
Поощрение и поддержка:
- Хвалите не только за результат, но и за усилия, за стремление узнать новое. Формируйте позитивное отношение к познанию.
Развивающие игры:
- Используйте игры, требующие соблюдения правил, развивающие память, внимание и логику (шахматы, шашки, «Мемо», головоломки).
Заключение
Познавательное развитие ребенка 6-7 лет — это многогранный и динамичный процесс, закладывающий фундамент для всей последующей учебной деятельности. У детей формируется базовый набор интеллектуальных инструментов: логическое мышление, произвольные внимание и память, связная речь. Задача взрослых — не просто «напичкать» ребенка знаниями, а создать условия для развития его любознательности, самостоятельности мышления и радости от открытия нового мира. Успешное познавательное развитие в этом возрасте — залог не только хорошей успеваемости в школе, но и становления гармоничной, интеллектуально развитой личности.
Рекомендации для родителей и педагогов:
- Не перегружайте ребенка монотонной деятельностью. Чередуйте занятия, используйте игровые формы.
- Развивайте мелкую моторику (лепка, аппликация, конструктор), так как она тесно связана с развитием речи и мышления.
- Учите ребенка слушать и слышать инструкцию — это основа учебной деятельности.
- Формируйте «внутреннюю позицию школьника» — положительное отношение к школе и желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...
"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е
Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...
