Памятка "Познавательное развитие детей 6-7 лет"
методическая разработка (подготовительная группа)

Смирнова Алёна Алексеевна

Памятка содержит рекомендации для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_poznavatelnoe_razvitie_detey_6-7_let.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Познавательное развитие детей 6-7 лет»

Возраст 6-7 лет — это старший дошкольный и младший школьный возраст, знаменующий собой переход от игры к учению. Это период интенсивного развития познавательных процессов, которые становятся основой для успешного обучения в школе.

Познавательное развитие — это сложный процесс, включающий формирование мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения и речи.

1. Ключевые аспекты познавательного развития

1.1. Развитие мышления

У ребенка 6-7 лет происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому (понятийному) мышлению. Это означает, что он уже может оперировать не только конкретными образами, но и абстрактными понятиями.

Умственные операции: 

  • Ребенок осваивает анализ (может разобрать целое на части), синтез (объединить части в целое), сравнение (найти сходства и различия), классификацию (разделить предметы по группам — «мебель», «транспорт», «животные») и обобщение (найти общий признак).

Причинно-следственные связи: 

  • Дети начинают понимать и устанавливать сложные причинно-следственные связи, задавать вопросы «почему?», «зачем?», «отчего?».

Планирование: 

  • Появляется способность планировать свою деятельность, представлять ее результат и следовать намеченному плану.

1.2. Развитие внимания

Внимание в этом возрасте все еще преимущественно непроизвольное. Ребенка легко привлечь чем-то новым, ярким и интересным. Однако именно в 6-7 лет интенсивно развивается произвольное внимание — способность сосредотачиваться на неинтересной, но необходимой задаче по указанию взрослого.

Объем и устойчивость: 

  • Объем внимания увеличивается, а устойчивость позволяет ребенку заниматься одним видом деятельности 25-30 минут (что соответствует продолжительности школьного урока).

Распределение: 

  • Дети еще с трудом могут распределять внимание между несколькими действиями (например, писать и слушать объяснение учителя), но начинают осваивать этот навык.

1.3. Развитие памяти

Как и внимание, память в этом возрасте в значительной степени непроизвольна. Лучше запоминается то, что вызвало эмоциональный отклик или было многократно повторено. Однако происходит становление произвольной памяти — целенаправленного запоминания и воспроизведения материала.

Виды памяти: 

  • Активно развивается словесно-логическая память. Дети способны запомнить и пересказать текст, выучить стихотворение, руководствуясь не только образной, но и смысловой логикой.

Стратегии запоминания: 

  • Ребенок начинает использовать простейшие мнемические приемы: пересказ, повторение, элементарное группирование материала.

1.4. Развитие восприятия и воображения

Восприятие становится более целенаправленным, анализирующим и синтезирующим. Ребенок может целенаправленно рассматривать предмет, выделять в нем детали и объединять их в единый образ. Формируется сенсорный эталон цвета, формы, величины.

Воображение в этом возрасте очень активно и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Дети сочиняют истории, придумывают новые концовки знакомых сказок, рисуют фантастических существ. Однако воображение еще нуждается в опоре на реальность (предмет, картинку, слово).

1.5. Развитие речи

Речь ребенка 6-7 лет становится принципиально иной.

Словарный запас активно пополняется и может достигать 3500-4000 слов.

Грамматика: 

  • Дети усваивают сложные грамматические конструкции, используют все части речи, строят развернутые предложения.

Контекстная речь: 

  • Формируется способность к построению контекстной речи — самостоятельных монологов-рассказов, не зависящих от наглядной ситуации.

Звуковая культура: 

  • Ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка и уметь проводить звуковой анализ слова (определять первый и последний звук, делить слово на слоги).

2. Ведущая деятельность и познавательный интерес

Ведущей деятельностью в этом возрасте все еще остается сюжетно-ролевая игра, но она усложняется, в ней появляются правила. На смену ей постепенно приходит учебная деятельность.

Познавательный интерес становится более глубоким и устойчивым. Детей интересуют не просто факты, а причины явлений, устройство мира. Они начинают интересоваться книгами энциклопедического характера, задавать вопросы о космосе, природных явлениях, странах и народах.

3. Роль взрослых в познавательном развитии

Родители и педагоги играют решающую роль в поддержке и обогащении познавательного развития ребенка 6-7 лет.

Создание обогащенной среды: 

  • Окружающая среда: книги, конструкторы, пазлы, настольные игры, материалы для творчества, микроскопы, карты.

Совместная познавательная деятельность: 

  • Читайте и обсуждайте книги, смотрите образовательные фильмы, проводите простые опыты («Почему тает лед?», «Как прорастает семя?»), ходите в музеи, на природу.

Ответы на вопросы: 

  • Относитесь с уважением ко всем вопросам ребенка. Если не знаете ответа, предложите вместе поискать его в книге или интернете.

Поощрение и поддержка: 

  • Хвалите не только за результат, но и за усилия, за стремление узнать новое. Формируйте позитивное отношение к познанию.

Развивающие игры: 

  • Используйте игры, требующие соблюдения правил, развивающие память, внимание и логику (шахматы, шашки, «Мемо», головоломки).

Заключение

Познавательное развитие ребенка 6-7 лет — это многогранный и динамичный процесс, закладывающий фундамент для всей последующей учебной деятельности. У детей формируется базовый набор интеллектуальных инструментов: логическое мышление, произвольные внимание и память, связная речь. Задача взрослых — не просто «напичкать» ребенка знаниями, а создать условия для развития его любознательности, самостоятельности мышления и радости от открытия нового мира. Успешное познавательное развитие в этом возрасте — залог не только хорошей успеваемости в школе, но и становления гармоничной, интеллектуально развитой личности.


Рекомендации для родителей и педагогов:

  • Не перегружайте ребенка монотонной деятельностью. Чередуйте занятия, используйте игровые формы.
  • Развивайте мелкую моторику (лепка, аппликация, конструктор), так как она тесно связана с развитием речи и мышления.
  • Учите ребенка слушать и слышать инструкцию — это основа учебной деятельности.
  • Формируйте «внутреннюю позицию школьника» — положительное отношение к школе и желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...

"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е

Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...