Воспитательное событие квест –игра «Святочные забавы» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10 «РОСИНКА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Воспитательное событие
квест –игра «Святочные забавы»
для детей подготовительной группы
Составил: воспитатель
Тихонова П.С.
2025 год
Цель: Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать интерес детей к истокам русской национальной культуры.
- Формировать умения у детей использовать свои знания об обрядах и обычаях на Руси.
Развивающие:
- Побуждать детей к активному вступлению в диалог, задавать и отвечать на вопросы;
- Развивать умение делиться своими знаниями.
Воспитательные:
- Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;
- Воспитывать культуру поведения.
Словарная работа: Колядки, Святки, Святочные вечера, ряженье, предки, старинный, празднования, святочная карусель, гадание, обряд, наколядовали, традиции, обычаи, поколение, русский народ, предки, прадедушка, прабабушка, праздничные гуляния.
Методы:
Словесные: использование приветствия, объяснения, вопросов, пояснения, индивидуальные ответы детей, поощрение, рефлексия;
Наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал;
Игровые: игра «Ворота», д/и «Гадания по тени», м/и «Карусель»;
Практический - раздаточный материал; самостоятельная деятельность детей.
Приёмы: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации.
Оборудование: музыкальная колонка, полотно с изображением избы, сундук большой, конверт с письмом, карта -схема, стол с орнаментом (2 штуки), рушник, самовар (2 штуки), посуда (поднос русской народный, тарелки (3 штуки), чашки (3 штуки), декоративные коврики вязаные, обруч с разноцветными лентами, стрелки указатели самоклеящиеся (жёлтого, голубого, красного цвета), полотно с изображением окна, органза белая (2 штуки), скамейка, снежинки (10 штук),зеркало, конверт с заданием, карточки с изображением тени предметов, ширма из пластиковых труб для игры в « Золотые ворота», маски разных животных дл я колядования (12 штук), детские кокошники (5 штук), шумовые музыкальные инструменты: бубны (4 штуки), бубенцы (10 штук), деревянные ложки (10 штук), трещетки (2 штуки), изба из картона, корзины (3 штуки), петушки из гипса на палочках (12 штук), бусы из баранок (13 штук).
Планируемые результаты:
- Сформировать интерес детей к истокам русской национальной культуры и умение использовать свои знания об обрядах и обычаях на Руси;
- Привить детям любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитать чувство патриотизма.
ХОД
Звучит русская народная музыка Трек № 1
Хозяюшка: Дорогие детушки! Здравствуйте, добро пожаловать! Сказали мне, что в детском саду «Зарничка», в группе «Муравушка» воспитанные, умные и смекалистые ребята. Вот хочу с Вам познакомиться. Я Хозяюшка- Забавушка. Присаживайтесь, кому, где удобно будет меня слушать! (Дети рассаживаются возле Забавушки на скамейки).
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки,
Как когда – то ваши прадедушки,
Ну а с ними ваши прабабушки
Приходили на весёлые Святки
На песни всем миром да загадки.
Праздник этот самый длинный
Он весёлый и старинный
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения
Приготовив угощение.
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили.
Я очень люблю праздники, а вы? (Ответ детей – да, любим). Зима не только самое затяжное время года, но и самое богатое праздниками, а какие вы знаете празднования в период Нового года? (Ответ детей – Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение). Как много вы знаете праздников, молодцы.
Забавушка: Сегодня мы с вами будем говорить о Святках. А кто знает, что такое Святки? (Ответы детей - это такой зимний праздник). Святки, или как их ещё называют, Святочные вечера – зимний традиционный праздник. Русский народ очень любил его. Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждают силы зла и тьмы. Этот праздник считался волшебным временем.
Как вы думаете, что делал русский народ в период Святочной недели? (Ответ детей – в период Святочной недели они устраивали игры, перепрыгивали через костёр, угощали сладостями друг друга.) В святочные вечера на Руси устраивали праздничные гуляния – по дворам ходили ряженые, колядовали, гадали, играли в игры, водили хороводы.
Гости мои дорогие, сестрица моя Марьюшка оставила сундук. А давайте вместе взглянем, что же внутри. (Забавушка открывает крышку сундука, в нём лежит конверт с письмом, обращается к детям с просьбой открыть конверт) Миша, я хочу тебя попросить открыть конверт. (Забавушка читает)
"Доброе время суток, сестрица моя Хозяюшка Забавушка. Как поживаете? Хорошо, иль не очень? А у меня грустные вести. Баба-Яга проказница, заколдовала все пути к святочным забавам. И теперь все традиции, и обычаи могут позабыться русским народом».
Забавушка: Как же быть? (Забавушка обращается к детям - ответы детей – мы поможем) Спасибо, вам, детушки. (Забавушка кланяется перед детьми). Это так здорово, что мы, русский народ друг другу помогаем, ведь традиции и обычаи нужно передавать из поколения в поколение, и не должны забываться. Ваши знания и умения пригодятся расколдовать пути к святочным забавам. А путь следования нам укажет карта, у меня имеется такая (Забавушка показывает детям карту и вместе рассматривают) Здесь указаны три дороги: желтая, голубая, красная, к каждой дороге - задание, если мы с вами отгадаем их, то расколдуем пути к святочным забавам для русского народа. Возьми Варя карту и береги её. (Забавушка даёт карту схему одному из детей). А переместиться нам с вами поможет Святочная карусель, и такая у меня есть. (Забавшука показывает детям обруч с разноцветными лентами). Вставайте друг за другом и берите каждый разноцветную ленту. Чтобы быстрее добраться, нам нужно с вами станцевать.
Проводится м/и «Карусель». Дети под музыку идут по кругу, держась за ленты и повторяют движения за Забавушкой. (Трек № 2)
Забавушка объявляет о прибытии на Святочные гуляния.
Забавушка: Ну, что, ребята, мы прибыли на место. Добро пожаловать. Но давайте с вами договоримся, что вы не будете кричать и баловаться! Ведь нам надо скорее успеть вернуться обратно в детский сад, чтобы ваши родители вас не потеряли.
Забавушка вместе с детьми открывают карту. Первая дорога (желтого цвета) указывает на избу и скамейку. Забавушка ведет детей к избе. На оконной створке висит конверт с заданием. Забавушка предлагает одному из детей взять конверт и подать его ей.
Забавушка: Посмотрите ребята, по какой дороге нам нужно следовать? (Ответы детей – по желтой) Какой ориентир у нас будет? (Ответы детей - сугробы) Тогда идём. (Трек № 3) Посмотрите, кажется на створке окна что-то есть. (Дети подходят и смотрят). Катя, могу я тебя, пожалуйста, попросить взять конверт и подать его мне. (Забавушка достает из конверта лист, там написано задание) Так, посмотрим, а здесь задание для нас «Найдите предмет, который спрятан в загадке.
«На себя в него смотрю,
Отражение люблю,
Говорят, если разбить,
Семь лет с несчастьями ходить» (Ответы детей – зеркало)
Забавушка: Не знаю для чего нам зеркало, но, видимо, нам нужно его искать. Обратите внимание на ориентир, указанный на карте.
Дети начинают искать зеркало. Возле домика стоит скамейка, под ней в сугробе лежит зеркало.
Забавушка: Кажется, я поняла для чего нам зеркало. Скажите, ребята, какой обряд на Святках проходит с зеркалом? (Ответы детей - гадание). Конечно, а какие виды гадания вы знаете? (ответы детей – на зеркале, на воске, валенки, с кольцом, по тени). Молодцы.
(Забавушка обращает внимание детей на скамью, стоит корзина, в ней карточки для гадания).
Забавушка: А здесь есть корзина и в ней карточки, и они для гадания. Кто хочет погадать, да судьбу свою узнать? (Ответы детей – я, мы). Тогда вставайте в круг, а я к каждому подойду, а вы вытяните карточку, гадать мы с вами будем по тени. Берите каждый по карточке.
Проводится д/и «Гадания по тени»
Забавушка по кругу с карточками походит к каждому ребенку.
Забавушка: Сейчас я расскажу вашу судьбу, кем вы будете, кем станетесь: ножницы, расчёска – кудри вить, да чёлки делать-быть парикмахером тебе; поварешка, кастрюля – славиться всей землёй русской будешь, кормить, поить честной русский народ - повар, твоё призвание; азбука – быть тебе наставником всей земли русской – гордое звание носить будешь – «учитель», кисточка, палитра – картины писать будешь, великим человеком станешь; руль – машинами будешь управлять, нужная профессия – «водитель»; фуражка полицейского, жезл – бороться тебе с силой тёмной, да свершать подвиги ратные, да звёздочки на погонах носить, чемодан врача, шприц – жизни людей спасать будешь; картинка с изображением денежных купюр в руках – в тепле и уюте работать будешь,– банкиром славиться; молоток, пила – великий создатель и творитель многоэтажных зданий (для девочек – архитектор, для мальчиков- строитель)
Забавушка: Вот мы и расколдовали первый путь к святочным забавам. И теперь вы знаете как в старину русский народ гадал, и узнавал про своё будущее. Эти гадания вы можете пробовать дома со своими родителями и друзьями. Ну, а нам, ребята, пора отправляться дальше.
Забавушка вместе с детьми открывают карту. Вторая дорога – голубая, указывает на сундук.
Забавушка: Ребята, посмотрите, по какой следующей дорожке мы с вами пойдем? (Ответы детей – по жёлтой). Но пройти нам нужно через Золотые ворота. Тогда беритесь за руки и проходим.
Забавушка с детьми подходят к воротам (украшенная ширма из пластиковых труб).
Проводится авторская игра «Ворота» (Звучит Трек № 4)
Дети под музыку, подпевают вместе с Забавушкой:
Тра-та-та
Тра-та-та
Мы проходим в ворота
Золотые ворота
Пропускают ни всегда,
Ну, а мы пройдём,
Все наряды подберём!!!
Ну, а мы пройдём,
Все наряды подберём!!!
Проходят через ворота и останавливаются у избы с сундуком.
Забавушка: Скорее ребята открывайте, и что в сундуке проверяйте. (Дети открывают сундук, в нем лежат маски разных животных, кокошники, музыкальные инструменты по количеству детей). Какой обряд у русского народа на Святках проходит с масками и веселой музыкой? (Ответы детей – Ряженье, Колядки). Выбирайте себе инструменты, маски и одевайте. (Звучит трек № 5). Правильно, вот и второй путь к святочной забаве мы расколдовали. Смотрим куда нам идти дальше. (Забавушка вместе с детьми открывают карту, третья дорога – красная, указывает на самовар).
А, чтобы нам дойти до избы с самоваром, нам нужно снова пройти через Золотые ворота. А идти нам к избе, где пахнет баранками, пряничком, сметанкой. Чтобы силы зла и тьмы разогнать, нам нужно громко петь и задорно и весело играть на шумовых инструментах.
Дети вместе с Забавушкой под музыкой проходят через ворота к избе с самоваром. Звучит музыка Трек № 6
Тра-та-та
Тра-та-та
Мы проходим в ворота
Золотые ворота
Пропускают ни всегда,
Ну, а мы пройдём,
Все подарки соберём,
Коляда, коляда, распахни ворота!!!
Коляда, коляда, распахни ворота!!!
Забавушка: Согласно русской народной традиции, чтобы получить подарки, или угощенья наши предки пели колядки. И мы пропоём, и народ весь зазовём. Споём? (Ответ детей - да). (Звучит музыка Трек № 7)
Голос за кадром «Створки окон вы откройте, и подарки вы найдете», Забавушка открывает створки окон. Стоит стол, на столе стоит самовар и корзина с подарками.
Забавушка: Давайте посмотрим, ребята, что мы наколядовали? (Забавушка открывает корзину и показывает детям, что внутри лежат подарки – бусы из баранок, петушки из гипса). А здесь для вас подарки. Подходите все ко мне, бусы надевайте. А корзину мы возьмём с собой и отправимся в детский сад. Переместиться нам с вами поможет наша Святочная карусель. А чтобы быстрее добраться до детского сада, нужно станцевать.
Проводится м/и «Карусель». Дети под музыку идут по кругу (Трек № 9), держась за ленты и повторяют движения за Забавушкой.
Забавушка объявляет о прибытии в детский сад.
Забавушка: Ну вот мы с вами и прибыли в детский сад. Какие вы молодцы, что помогли моей сестрице Марьюшке. Но и не только ей, а всему русскому народу. На каких святочных местах мы с вами побывали? (Ответ детей – гадание, ряженье, колядки). Мы с вами не просто посетили святочные забавы, а многое узнали и помогли сохранить традиции и обычаи русского народа, как когда-то наши прадедушки, а с ними и наши прабабушки, будем передавать из поколения в поколение. А теперь давайте посмотрим, что же мы с вами еще наколядовали? (Забавушка достаёт петушки из гипса и раздаёт детям). Ну, а нам пора прощаться. Спасибо, детушки, низкий вам поклон (Забавушка кланяется). До свидания!
Звучит трек № 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зима. Зимние забавы" для детей подготовительной группы
Конспект составлен для детей инклюзивной группы с элементами здоровьесбережения....

Сценарий спортивного развлечения «Летние забавы» для детей подготовительной группы
Оборудование и инвентарь: обручи, большие ложки, картофелины, мячи (баскетбольные, маленькие ведёрки, по два больших ведра с водой, всё по количеству команд, 2 корзины, 4 конусаЦели: повышение интерес...

Картотека "Народные игры и забавы" для детей старшей группы
Игры интересны тем, что помимо развития физических качеств и навыков они направлены на сплоченность детского коллектива, а использующиеся в них речевки и попевки благотворно влияют на развитие р...

Консультация для родителей «Зимние игры и забавы для детей средней группы»
Многие взрослые не любят зиму. Им кажется, что не очень хорошо, когда светлеет поздно, темнеет рано, на улице мороз, идет липкий снег. А дети наоборот обожают зиму.Зимние развлечения не только доставл...

Сценарий фольклорного праздника "Святочные колядки" для детей подготовительной группы
Сценарий фольклорного праздника на Святки для подготовительной группы...

Конспект открытого физкультурного занятия «Зимние забавы» для детей подготовительной группы.
Цель: закрепить умения и навыки, полученные на физкультурных занятиях.Задачи:- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;- обеспечить высокую двигательную активность;- создать атм...

Конспект НОД по рисованию «Зимние забавы» для детей подготовительной группы
Продолжать учить детей рисовать фигуру человека в движении...
