Консультация для родителей "Характерные особенности развития речи детей 6-7 лет"
консультация (подготовительная группа)

Филимонова Ксения Константиновна

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod_razvitie_rechi.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Характерные особенности развития речи детей 6 – 7 лет"

Речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и учителем, успешная социализация ребёнка в новом коллективе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться с одноклассниками. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения в коллективе и нередко накладывает отпечаток на характер, т.к. дети начинают осознавать дефекты своей речи, могут болезненно переживать их, становятся застенчивыми или раздражительными.

К чему может приводить недостаточный уровень речевой готовности к школе?

  • Первоклассники с несформированной звуковой стороной речи могут заменять и смешивать звуки, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие — свистящие; звонкие — глухие: твердые — мягкие, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, либо не дифференцируют их в своём произношении. Пишут слова так, как слышат и произносят сами (мишка – миска).
  • Дети могут пропускать буквы или менять их местами на письме или при чтении.
  • Пишут слитно слова с предлогами, не чувствуют границы предложения.
  • В работах детей могут выявляться грамматические ошибки (нарушение согласования слов, неправильное употребление слов в нужном падеже или в нужной грамматической форме).

Таким образом, недостаточная сформированность речевых компонентов к моменту обучения в школе приводит к тому, что у детей на письме и при чтении выявляются специфические ошибки, которые свидетельствуют о выявлении у ребёнка нарушений письменной речи – дисграфии и/или дислексии. Данные нарушения ведут к стойкой неуспеваемости по письму, чтению.

1.  Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный). 

2.  Дошкольники начинают активно использовать образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивают грамматически верные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (склоняют все члены предложения по роду, числу и падежу).  Несколько простых предложений могут объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.

3.  В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.

4.  Ребёнок старается не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждает о возможном значении незнакомых выражений.

5.  Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации, рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями, регулирует громкость, интонацию, темп речи.

6.  При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

7.   В этом возрасте у детей уже сформировано фонематическое восприятие. Они умеют отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л...). 

 

Нормы речевого развития детей 6 – 7 лет

1.  Словарный запас от 3500 слов. 

2.  Дети шестого года жизни хорошо владеют обобщающими понятиями (например: «транспорт» указывая, что транспорт бывает подземный, наземный, водный, воздушный).

3.  Правильно употребляют в речи предлоги времени и пространства (за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после).

4.   Различают предметы, похожие по звучанию или по назначению (кувшин – ковшик; миска - чашка, тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер).

5.   Знают из чего состоят предметы (дерево - ствол, ветки, листья, корни; стул - спинка, сиденье, ножки).

6.  Имеют представление 

•      о сезонных изменениях в природе;  

•      о выращивании овощей и фруктов;  

•      о лесных ягодах и грибах;  

•      о хищных и травоядных, домашних и диких животных;    о насекомых, птицах, рыбах.  

7.  Хорошо ориентируются в пространстве (право, лево, сзади и т.д.), времени (вчера, сегодня, утром и т.д.).

8.  Знают

•      названия месяцев, дней недели, части суток;

•      название своей страны и столицы государства;

•      географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;  правила дорожного движения для пешеходов.

9.   Владеют достаточным количеством глаголов. Не путают сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знают, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).

10.    Умеют не только образовывать множественное число существительных (стул-стулья), но и уменьшительные и увеличительные формы слов (хвостик, хвостище), свободно подбирать антонимы (низкий-высокий) и синонимы (умный, сообразительный, смышленый и т.д.).

11.   Правильно проговаривают длинные слова (электричество, милиционер, регулировщик, конструктор, строительный материал и т.п.).

12.  Могут рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку.

13.  К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

14.  Владеют монологической и диалогической речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в средней группе"

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в разном возрасте"

В данном комплекте представлены консультации для родителей "Особенности развития речи детей в 3-4 года", "Особенности развития речи детей 4-5 лет", "Особенности развития речи детей в 5-6 лет", "Особен...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей 3-4 лет"

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей 3-4 лет"...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей шестого года жизни»

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей шестого года жизни» На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой ...