Консультация для родителей "Характерные особенности развития речи детей 6-7 лет"
консультация (подготовительная группа)
Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Характерные особенности развития речи детей 6 – 7 лет"
Речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и учителем, успешная социализация ребёнка в новом коллективе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться с одноклассниками. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения в коллективе и нередко накладывает отпечаток на характер, т.к. дети начинают осознавать дефекты своей речи, могут болезненно переживать их, становятся застенчивыми или раздражительными.
К чему может приводить недостаточный уровень речевой готовности к школе?
- Первоклассники с несформированной звуковой стороной речи могут заменять и смешивать звуки, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие — свистящие; звонкие — глухие: твердые — мягкие, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, либо не дифференцируют их в своём произношении. Пишут слова так, как слышат и произносят сами (мишка – миска).
- Дети могут пропускать буквы или менять их местами на письме или при чтении.
- Пишут слитно слова с предлогами, не чувствуют границы предложения.
- В работах детей могут выявляться грамматические ошибки (нарушение согласования слов, неправильное употребление слов в нужном падеже или в нужной грамматической форме).
Таким образом, недостаточная сформированность речевых компонентов к моменту обучения в школе приводит к тому, что у детей на письме и при чтении выявляются специфические ошибки, которые свидетельствуют о выявлении у ребёнка нарушений письменной речи – дисграфии и/или дислексии. Данные нарушения ведут к стойкой неуспеваемости по письму, чтению.
1. Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).
2. Дошкольники начинают активно использовать образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивают грамматически верные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (склоняют все члены предложения по роду, числу и падежу). Несколько простых предложений могут объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.
4. Ребёнок старается не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждает о возможном значении незнакомых выражений.
5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации, рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями, регулирует громкость, интонацию, темп речи.
6. При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.
7. В этом возрасте у детей уже сформировано фонематическое восприятие. Они умеют отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л...).
Нормы речевого развития детей 6 – 7 лет
1. Словарный запас от 3500 слов.
2. Дети шестого года жизни хорошо владеют обобщающими понятиями (например: «транспорт» указывая, что транспорт бывает подземный, наземный, водный, воздушный).
3. Правильно употребляют в речи предлоги времени и пространства (за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после).
4. Различают предметы, похожие по звучанию или по назначению (кувшин – ковшик; миска - чашка, тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер).
5. Знают из чего состоят предметы (дерево - ствол, ветки, листья, корни; стул - спинка, сиденье, ножки).
6. Имеют представление
• о сезонных изменениях в природе;
• о выращивании овощей и фруктов;
• о лесных ягодах и грибах;
• о хищных и травоядных, домашних и диких животных; ∙ о насекомых, птицах, рыбах.
7. Хорошо ориентируются в пространстве (право, лево, сзади и т.д.), времени (вчера, сегодня, утром и т.д.).
8. Знают
• названия месяцев, дней недели, части суток;
• название своей страны и столицы государства;
• географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес; ∙ правила дорожного движения для пешеходов.
9. Владеют достаточным количеством глаголов. Не путают сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знают, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).
10. Умеют не только образовывать множественное число существительных (стул-стулья), но и уменьшительные и увеличительные формы слов (хвостик, хвостище), свободно подбирать антонимы (низкий-высокий) и синонимы (умный, сообразительный, смышленый и т.д.).
11. Правильно проговаривают длинные слова (электричество, милиционер, регулировщик, конструктор, строительный материал и т.п.).
12. Могут рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку.
13. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
14. Владеют монологической и диалогической речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в средней группе"
Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в разном возрасте"
В данном комплекте представлены консультации для родителей "Особенности развития речи детей в 3-4 года", "Особенности развития речи детей 4-5 лет", "Особенности развития речи детей в 5-6 лет", "Особен...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей третьего года жизни"
Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов: «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей 3-4 лет"
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей 3-4 лет"...
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей шестого года жизни»
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей шестого года жизни» На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой ...
