Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в разном возрасте"
консультация по логопедии на тему

Меньшикова Анна Николаевна

В данном комплекте представлены консультации для родителей "Особенности развития речи детей в 3-4 года", "Особенности развития речи детей 4-5 лет", "Особенности развития речи детей в 5-6 лет", "Особенности развития речи детей в 6-7 лет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi_detey_v_raznom_vozraste.docx128.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и окружающих явлениях, делать умозаключения. Велика потребность общения, поэтому активно задаваемы вопросы: Зачем?, Почему?, Для чего?, но из-за неустойчивости внимания не дослушивают ответ взрослого.

        Активный словарь представлен уже различными частями речи, однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, в их словаре отсутствуют обобщающие слова: одежда, овощи, мебель, и другие. Отсутствуют слова-названия частей предметов.

        Дети постепенно усваиваю звуковую систему языка, осваиваются свистящие звуки: с, з, ц. 

 

     0-1 год

1-2 года

3-4 года

4-5 лет

   5 лет

а, у, и,

п, б, м

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

ш, ж, ч, щ

л, р, рь


В 3-4 года происходит укрепление речевого аппарата. Появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением согласных, например танк, бант.

        Не является патологией неправильное произношение свистящих звуков – с,з,ц, шипящих звуков – ш,ж,щ, а также звуков р и л. Это физиологические, т.е. возрастные ошибки. Все остальные звуки должны произноситься правильно.

        Дети уже замечают ошибки в произношении других, но не всегда слышат свои недостатки в речи.

Предложения становятся более развернутыми, появляются предложения с союзами чтобы, потому что, который.

3 года – это критический период, т.к. речь вызывает не только психическое, но и эмоциональное напряжение. Ребенок хочет рассказать вам очень много, поделиться своими впечатлениями, но его реч.аппарат не готов к потоку речи, поэтому могут появиться паузы, причем не только между отдельными фразами, но и в середине слов.

        Также для этого возраста характерно повторение слогов, слов или словосочетаний. Часто речь сопровождается учащением дыхания, покраснением, общим мышечным напряжением.

        Этот возраст крайне опасен тем, что различные стрессы, расстройства могут привести к возникновению заикания. Поэтому, уважаемые родители, будьте бдительны. При ребенке старайтесь разговаривать спокойным тоном и в умеренном темпе, а также попытайтесь оградить детей от лишних нервных напряжений.

         Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

        Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .

         Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

        Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки) .

        Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов.

Увеличение активного словаря дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, излагать мысли, но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети допускают грамматические ошибки, например, не согласовывают слова в роде, числе, падеже, не верно употребляют предлоги.

        В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится рифмовать слова, придумывать стихи. Такое стремление закономерно и способствует формированию речевого слуха. Значительно улучшается звукопроизношение.

 

Примерные сроки формирования звуков.

     0-1 год

1-2 года

3-4 года

4-5 лет

   5 лет

а, у, и,

п, б, м

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

ш, ж, ч, щ

л, р, рь

 На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность речевого аппарата. Это дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

        Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные — л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков. В простых словах дети четко произносят данные звуки, а в сложных и малознакомых — заменяют.

        Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками [л] и [р] (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звуки или они нечетко различают их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

        В этом возрасте дети уже узнают определенный звук в потоке речи и могут подобрать слово на заданный звук. В 4-5 лет они легко запоминают и рассказывают стихи, сказки. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, дети способны до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Рост словаря, употребление более сложных предложений нередко приводят к грамматическим ошибкам: дети неправильно изменяют глаголы (хочут вместо хотят), не согласовывают слова (например, воробеи клювают, двое ухов).

        В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырех-стишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

 Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит. В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

        В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет? Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?

        К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

        В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

         

Активный словарь ребенка в этом возрасте очень широк Ребенок может назвать 5-6 и более характеристик одного предмета (речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.

 Примерные сроки формирования звуков.

     0-1 год

1-2 года

3-4 года

4-5 лет

   5 лет

а, у, и,

п, б, м

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

ш, ж, ч, щ

л, р, рь

         На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л или и; л заменяется л'.         Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

        В пять лет дети еще ошибаются при согласовании слов во множественном числе, например, говорят: один стул – много стулов, одно ухо – много ух или ухов. Но могут правильно произносить сложные слова, такие как строительство, милиционер, аквариум.

        Фраза детей построена грамматически правильно и состоит из 5-6 слов.

        Дети начинают замечать неправильное произношение звуков у себя и у окружающих. На данном этапе все звуки речи произносят правильно, но еще встречаются недостатки произношения звуков Р и Л, р заменяется л или й, л заменяется ль.

        В этом возрасте словарный запас детей увеличивается, они начинают употреблять слова, выражающие их эмоциональное состояние, понимать и употреблять слова, противоположные по смыслу.

 Правильно употребляют слова во множественном числе, умеют образовывать слова по образцу (например, стекло – стеклянный, дерево - деревянный). Также умеют обобщать предметы, сравнивать их.

        Дети должны уметь выделять звук в начале, середине, конце слова. Этот фактор является наиболее важным при обучении чтению в школе.

        Этот возраст крайне опасен тем, что различные стрессы, расстройства могут привести к возникновению заикания. Поэтому, уважаемые родители, будьте бдительны. При ребенке старайтесь разговаривать спокойным тоном и в умеренном темпе, а также попытайтесь оградить детей от лишних нервных напряжений.

 На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

        Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и

 слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

        В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

        В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна.

        Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

 

Речевая готовность к школе

        В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических заболеваний дети овладевают правильным произношением всех звуков речи.

Как правило, они могут определять, сколько звуков в слове и в какой они стоят последовательности.

        Также дети должны строить полные предложения, состоящие из 10-15 слов, рассказывать и пересказывать сказки и небольшие рассказы, и сочинять свои.

        Дети 6 лет могут быстро находить нужное слово, которое выражает их мысль. Иногда встречаются ошибки при изменении слов по падежам (например, у меня нет перчатков, сапогов).

Примерные сроки формирования звуков.

     0-1 год

1-2 года

3-4 года

4-5 лет

   5 лет

а, у, и,

п, б, м

о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф

й, ль, э, с, сь, з, зь, ц

ш, ж, ч, щ

л, р, рь

 У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования).

        Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.

        Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече - двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

        Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

 встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

        Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

 Школьное обучение предъявляет такие требования к речи ребенка:

- четкое произношение всех звуков;

- умение слышать и различать звуки;

- умение находить звук в любой позиции слова, т.е. дети должны уметь выделять гласные и согласные в начале, середине, конце слова, также должны знать, чем отчаются звук от буквы, гласные звуки от согласных, твердые от мягких, звонкие от глухих;

- умение пользоваться развернутой фразой, правильно строить предложения, составлять предложения по опорным картинкам и словам, владеть пересказом рассказа.

Итак, каким образом вы можете самостоятельно проверить, готов ли ваш ребенок к школе:

- спросите ребенка, отличаются ли слова крыша-крыса, дрова-трава, коса-коза. Если ребенок отвечает утвердительно и может объяснить свой ответ, то по этому пункту можно не беспокоиться;

- попросите ребенка назвать последовательно звуки в простом слове: мама, кошка или в собственном имени;

- попросите ребенка назвать деревья, овощи или транспорт, которые он знает. Внимательно следите, чтобы ребенок не допустил ошибки;

- попросите рассказать вам о каком-либо предмете, например, о лимоне или лисице, спросите, какой он? Ребенок должен назвать вам не менее 5-6 прилагательных к каждому предмету;

- поиграйте в игру «Слова наоборот». Вы называете ребенку слово, а он должен назвать вам слово наоборот, например, большой – маленький, больной – здоровый, сухой – мокрый. Ответы типа большой – не большой, худой – не худой не принимаются;

 - поиграйте в игру «Один - много»: вы называете один предмет, а ребенок должен назвать много таких предметов, например, один дом – много домов, один утенок – много утят. Внимательно следите за окончаниями в ответе ребенка;

- попросите ребенка составить рассказ о каком-то событии или о каком-то предмете и проследите, насколько он будет последовательным, красочным и из скольких предложений будет состоять.

 

Логопункт ДОУ «Огонек»

Подготовила учитель-логопед Меньшикова А.Н.