Конспект по формированию нравственно-патриотических чувств «В гостях у русской Матрёшки» (средняя группа)
план-конспект занятия (средняя группа)

Канушина Анна Викторовна

Цель: формирование представлений детей о русской матрёшке, как символе России и русской культуры.

Задачи:

- расширять представления детей о русской красавице – Матрёшке;

- познакомить детей с процессом изготовления Матрёшки;

- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров;

- развивать познавательный интерес к истории культуры России;

- активизировать и обогащать словарь, формировать грамматическую и синтаксическую сторону языка;

- способствовать развитию творческих способностей детей через приобщение к народному искусству;

- развивать умение изготавливать плоскостную игрушку – матрёшку;

- закреплять технические навыки в работе с кистью и красками.

Содержание организованной деятельности педагога и детей:

(дети заходят в группу, здороваются с гостями, дарят им свои улыбки и хорошее настроение)

- Ребята, у меня для вас есть сюрприз - волшебная шкатулка. Вот она, но чтобы ее открыть и узнать, что находится внутри, нужно отгадать мою загадку:

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….(Матрёшка).

- Правильно, Матрёшка.

Воспитатель достаёт из шкатулки Матрёшку, не расписанную красками.

- Ребята, что-то наша Матрёшка не совсем похожа на ту, которая есть у нас в группе, которая с нами играет. Чего же ей не хватает? (предположения детей)

- Ребята, наверное, нашей Матрёшке нужна помощь? Как же мы ей сможем помочь? (предположения детей)

-Как вы думаете, где можно найти одежду и украшения для нашей Матрёшки? (предположения детей)

-Хотите все вместе отправимся в мастерскую, где она появилась? Путь наш будет сложным, ехать нам придётся далеко.

- Не боитесь трудностей, будем помогать Матрёшке? А на каком же транспорте мы поедем? (предположения детей)

- Хотите отправиться все вместе

на паровозе – Букашка!(картинка паровоза Букашка)

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы поедем,

За вагончиком вагон.

Ребёнок:

Едет, едет паровоз.

Слышен, слышен стук колес,

А в вагончиках сидят

Много маленьких ребят!

(Дети встают за воспитателем, имитируя вагоны у паровоза и под музыкальное сопровождение «Паровоз Букашка», вместе с Матрёшкой отправляются в путь)

- Вот мы с вами и приехали в «волшебное место», в мастерскую, где живут и рождаются Матрёшки.

- А может быть кто–нибудь из вас знает, кто «делает» Матрёшек, как они появляются? (предположения детей)

- Какая это игрушка твёрдая или мягкая? (дать детям возможность сравнить мягкую игрушку и не раскрашенную Матрёшку, сделать вывод)

- Из какого материала они изготавливаются? (предположения детей)

- Сейчас мы все вместе присядем в мастерской на стульчики и посмотрим фильм «Как появляется Матрёшка»

Воспитатель включает подготовленную заранее презентацию о появлении Матрёшки

- Родилась Матрёшка в одной деревне,

очень - очень давно.

И сделал её первый русский мастер Василий Звёздочкин для своей любимой дочки. Её звали Матрёнушка, и игрушку для дочки он назвал Матрёшкой. Похожи ли эти два слова? (предположения детей)

- Для изготовления Матрёшек требуется много усилий и стараний. Сначала мастеру необходимо выбрать дерево. Оно должно быть прочным, долговечным, обычно используют липу или осину.

- Дерево срубают и долго сушат около

2-3 лет

- Затем с него срезают кору.

- Потом эти заготовки попадают в мастерскую к мастеру токарю, который на станке вытачивает сначала самую маленькую, затем побольше и так до самой большой.

- Вот такие заготовки получаются

у мастера

- Далее эту заготовку шлифуют вручную или на специальном станке, чтобы она была ровной и гладкой.

- Затем покрывают специальным лаком, чтобы дерево не портилось.

- Потом эти заготовки матрёшек попадают к другому мастеру, который называется художник, именно он начинает Матрёшек расписывать и наряжать их в наряды

- Сначала он прорисовывает лицо.

- Затем косынку, потом украшает сарафан и фартук различными цветами,

- А потом, снова покрывают Матрёшку бесцветным лаком, чтобы краска с неё не смылась.

- Вот такие получаются расписные Матрёшки!

- А вам бы хотелось с ними поиграть?

(воспитатель предлагает детям найти в мастерской Матрёшку и поиграть с ней. Дети находят Матрёшку, спрятанную под вуалью)

Ах, Матрёшечка - Матрёшка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

- Ребята, вам нравится Матрёшка?

- Давайте вместе опишем её? Какая она? Во что она одета?

(дети описывают Матрёшку).

- Как вы думаете, а это мальчик или девочка? Как вы догадались? (предположения детей)

- Про неё все говорят: «Матрёшечка, круглёшечка!» Она улыбается всегда и с ребятами играть любит.

- А у кого-нибудь из вас есть дома Матрёшка? А где вы её покупали? (предположения детей)

- Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира, покупают её на базарах, рынках, в сувенирных магазинах, туристы хранят её у себя в домах или дарят друг другу, ведь она является символом нашей страны.

- Ребята, Матрёшка тут не одна, а со своими сестрицами-подружками. Только, где же они?

(предположения детей)

- Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на столике в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

(воспитатель раскрывает Матрёшку, и все вместе находят в ней её подружек)

- Нравятся вам наши матрёшки? Похожи они друг на дружку? Чем они отличаются?

- Поставьте Матрёшек по росту, начиная с самой большой. Посчитайте, сколько Матрёшек на столе? (дети выполняют задание)

Воспитатель обращается к детям

- А наша Матрёшка такая же красивая? Можно ли ей как-то помочь и сделать из неё красавицу?

- Как это можно сделать? (предположения детей)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  по формированию нравственно-патриотических чувств «В гостях у русской Матрёшки» (средняя группа)

Цель: формирование представлений детей о русской матрёшке, как символе России и русской культуры.

Задачи:

- расширять представления детей о русской красавице – Матрёшке;

- познакомить детей с процессом изготовления Матрёшки;

- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров;

- развивать познавательный интерес к истории культуры России;

- активизировать и обогащать словарь, формировать грамматическую и синтаксическую сторону языка;

- способствовать развитию творческих способностей детей через приобщение к народному искусству;

- развивать умение изготавливать плоскостную игрушку – матрёшку;

- закреплять технические навыки в работе с кистью и красками.

Содержание организованной деятельности педагога и детей:

(дети заходят в группу, здороваются с гостями, дарят им свои улыбки и хорошее настроение)

- Ребята, у меня для вас есть сюрприз - волшебная шкатулка. Вот она, но чтобы ее открыть и узнать, что находится внутри, нужно отгадать мою загадку:

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….(Матрёшка).

- Правильно, Матрёшка.

Воспитатель достаёт из шкатулки Матрёшку, не расписанную красками.

- Ребята, что-то наша Матрёшка не совсем похожа на ту, которая есть у нас в группе, которая с нами играет. Чего же ей не хватает? (предположения детей)

- Ребята, наверное, нашей Матрёшке нужна помощь? Как же мы ей сможем помочь? (предположения детей)

-Как вы думаете, где можно найти одежду и украшения для нашей Матрёшки? (предположения детей)

-Хотите все вместе отправимся в мастерскую, где она появилась? Путь наш будет сложным, ехать нам придётся далеко.

- Не боитесь трудностей, будем помогать Матрёшке? А на каком же транспорте мы поедем? (предположения детей)

- Хотите отправиться все вместе

на паровозе – Букашка!(картинка паровоза Букашка)

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы поедем,

За вагончиком вагон.

Ребёнок:

Едет, едет паровоз.

Слышен, слышен стук колес,

А в вагончиках сидят

Много маленьких ребят!

(Дети встают за воспитателем, имитируя вагоны у паровоза и под музыкальное сопровождение «Паровоз Букашка», вместе с Матрёшкой отправляются в путь)

- Вот мы с вами и приехали в «волшебное место», в мастерскую, где живут и рождаются Матрёшки.

- А может быть кто–нибудь из вас знает, кто «делает» Матрёшек, как они появляются? (предположения детей)

- Какая это игрушка твёрдая или мягкая? (дать детям возможность сравнить мягкую игрушку и не раскрашенную Матрёшку, сделать вывод)

- Из какого материала они изготавливаются? (предположения детей)

- Сейчас мы все вместе присядем в мастерской на стульчики и посмотрим фильм «Как появляется Матрёшка»

Воспитатель включает подготовленную заранее презентацию о появлении Матрёшки

- Родилась Матрёшка в одной деревне,

очень - очень давно.

И сделал её первый русский мастер Василий Звёздочкин для своей любимой дочки. Её звали Матрёнушка, и игрушку для дочки он назвал Матрёшкой. Похожи ли эти два слова? (предположения детей)

- Для изготовления Матрёшек требуется много усилий и стараний. Сначала мастеру необходимо выбрать дерево. Оно должно быть прочным, долговечным, обычно используют липу или осину.

- Дерево срубают и долго сушат около

2-3 лет

- Затем с него срезают кору.

- Потом эти заготовки попадают в мастерскую к мастеру токарю, который на станке вытачивает сначала самую маленькую, затем побольше и так до самой большой.

- Вот такие заготовки получаются

у мастера

- Далее эту заготовку шлифуют вручную или на специальном станке, чтобы она была ровной и гладкой.

- Затем покрывают специальным лаком, чтобы дерево не портилось.

- Потом эти заготовки матрёшек попадают к другому мастеру, который называется художник, именно он начинает Матрёшек расписывать и наряжать их в наряды

- Сначала он прорисовывает лицо.

- Затем косынку, потом украшает сарафан и фартук различными цветами,

- А потом, снова покрывают Матрёшку бесцветным лаком, чтобы краска с неё не смылась.

- Вот такие получаются расписные Матрёшки!

- А вам бы хотелось с ними поиграть?

(воспитатель предлагает детям найти в мастерской Матрёшку и поиграть с ней. Дети находят Матрёшку, спрятанную под вуалью)

Ах, Матрёшечка - Матрёшка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

- Ребята, вам нравится Матрёшка?

- Давайте вместе опишем её? Какая она? Во что она одета?

(дети описывают Матрёшку).

- Как вы думаете, а это мальчик или девочка? Как вы догадались? (предположения детей)

- Про неё все говорят: «Матрёшечка, круглёшечка!» Она улыбается всегда и с ребятами играть любит.

- А у кого-нибудь из вас есть дома Матрёшка? А где вы её покупали? (предположения детей)

- Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира, покупают её на базарах, рынках, в сувенирных магазинах, туристы хранят её у себя в домах или дарят друг другу, ведь она является символом нашей страны.

- Ребята, Матрёшка тут не одна, а со своими сестрицами-подружками. Только, где же они?

(предположения детей)

- Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на столике в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

(воспитатель раскрывает Матрёшку, и все вместе находят в ней её подружек)

- Нравятся вам наши матрёшки? Похожи они друг на дружку? Чем они отличаются?

- Поставьте Матрёшек по росту, начиная с самой большой. Посчитайте, сколько Матрёшек на столе? (дети выполняют задание)

Воспитатель обращается к детям

- А наша Матрёшка такая же красивая? Можно ли ей как-то помочь и сделать из неё красавицу?

- Как это можно сделать? (предположения детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКАЯ МАТРЁШКА (средняя группа) Воспитатель: Тимохина В.В

Конспект нетрадиционного познавательного занятия...

Проект  по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Полное название проекта:Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Родной свой край люби и знай»(средняя группа)Продолжительность проекта: с ок...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие с Русской Матрёшкой» (средняя группа)

Цель занятия.Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Знакомить с нетрадиционными методами рисования бумагойЗадачи:1.     Обобщить знания и представления дошко...

Привлечение семьи в работу по формированию нравственно- патриотических у чувств старших дошкольников

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего  дошкольного  возраста  является  важной  задачей,  стоящей перед системой дошкольного образования....