Методическая разработка "Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредством нетрадиционной техники рисования"
методическая разработка (младшая группа)

Соколова Наталья Николаевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mroktyabr.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Развитие цветовосприятия у детей раннего  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования»

Сенсорное развитие играет ключевую роль в формировании гармоничного развития ребенка на всех этапах дошкольного образования, оставаясь приоритетным направлением как педагогической практики, так и образовательных методик. Современная актуальность сенсорной деятельности обусловлена многообразием доступных инструментов воспитания, ведь именно через осязание, зрительное и слуховое восприятие дети впервые познают окружающую среду. Важность этого процесса не подвергается сомнению в контексте современного мира, где разнообразие методик лишь подчеркивает его центральное значение для полноценной подготовки к жизни.

Поэтому главными линиями развития восприятия ребёнка раннего возраста выступают освоение новых по содержанию,структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Среди существующих сенсорных эталонов можно выделить цвет. Цвет – это яркая сторона детства.

В условиях дошкольной образовательной организации, развитие цветовосприятия у детей раннего дошкольного возраста происходит в разных видах  деятельности: дидактические игры, в игровых ситуациях, в действии с предметами, в продуктивных видах деятельности, в частности в рисовании с использованием нетрадиционных техник.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Для детей создается благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного воздействия они приобретают опыт свободного самовыражения.

В основу опыта использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию «творца» активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных дошкольных учреждениях есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ, которые раскрывают положительные аспекты использовани разнообразных нетрадиционных техник.

Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, Т. С. Акуленок предполагают использование разнообразных изобразительных техник в работе с детьми дошкольного возраста как вариант пути выхода из данной сложившейся ситуации.

Практические исследования Казаковой, Р. Г. и других педагогов в области использования нетрадиционных техник прошли открытую проверку в дошкольных образовательных учреждениях и показали значимость для повышения уровня выразительности рисунков, повышения эффективности усвоения художественно-выразительных приемов в создании образа или композиции.

Цель их методических рекомендаций – оказание практической помощи всем, кто заинтересован в раннем развитии творческих способностей детей. В работе предлагаются не только методы и приемы, развивающие воображение, фантазию, но и даны в игровой форме упражнения по технике рисования

Другой педагог-психолог И. А. Лыкова разработала программу «Цветные ладошки», в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам.

Лыкова И. А. дает следующие рекомендации по использованию нетрадиционных техникх. Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу «от простого к сложному».

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.

Мы обозначаем нетрадиционные техники как современные. А современность той или иной техники мы будем рассматривать по критерию применения, использования в работе с детьми, в настоящее время.

Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное – уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Изучив теоретические положения использования нетрадиционных техник изобразительно творчества в работе с детьми раннего дошкольного возраста, мы можем с уверенностью говорить о том, что они являются эффективным средством творческого развития детей, а в частности развития их цветовосприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза....

Методическая разработка: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования...

Программа по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволил выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессионал...

Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

АктуальностьЗначение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об...

Развитие творческих способностей детей раннего возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.

Один из видов нетрадиционной техники в изобразительной деятельности — «Манкография»....

Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Значение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем ...

«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста – ключевой аспект их общего развития. Цвет играет важную роль в формировании эмоционального состояния, восприятия окружающего мира и творческой ...