«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»
статья (младшая группа)

Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста – ключевой аспект их общего развития. Цвет играет важную роль в формировании эмоционального состояния, восприятия окружающего мира и творческой активности. Для достижения наилучших результатов методики, направленные на развитие цветовосприятия, должны быть увлекательными, интерактивными и разнообразными. В данной статье мы рассмотрим, как нетрадиционные техники рисования могут эффективно способствовать этому процессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherez_netraditsionnye_tehniki_risovani1.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Сенсорное развитие играет ключевую роль в формировании гармоничного развития ребенка на всех этапах дошкольного образования, оставаясь приоритетным направлением как педагогической практики, так и образовательных методик. Современная актуальность сенсорной деятельности обусловлена многообразием доступных инструментов воспитания, ведь именно через осязание, зрительное и слуховое восприятие дети впервые познают окружающую среду. Важность этого процесса не подвергается сомнению в контексте современного мира, где разнообразие методик лишь подчеркивает его центральное значение для полноценной подготовки к жизни.

В раннем возрасте,  согласно исследованиям А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца и других учёных-педагогов (Т.С Комарова, Н.П Сакулина), наблюдается особая чувствительность для формирования сенсорного восприятия ребенка, в том числе цветовосприятия. На современном этапе раннее образование акцентирует внимание на развитии "цветовой грамотности" — осознанной работы с цветами и их влиянием на эмоциональную составляющую развития. Дошкольник, погружаясь в мир окружающих явлений и культурных ценностей общества, должен усвоить цветовые стандарты: не просто различать цвета, но видеть многообразие оттенков как ключ к пониманию мира вокруг.

С первых дней жизни ребенок подвергается мощному воздействию цветовой информации. Однако восприятие цвета происходит постепенно — вначале сливается с другими свойствами объектов и лишь со временем выделяется как самостоятельный аспект реальности. Это подчеркивает необходимость целенаправленного вмешательства взрослых, направленного на развитие способностей к цветовосприятию.

Как отмечал К.Д. Ушинский: «Ребёнок мыслит красками».

Для полноценной сенсорной и интеллектуальной жизни ребенка важна систематическая работа по обогащению его цветового опыта. Знакомство с многообразием оттенков способствует более глубокому восприятию окружающего мира, развивает наблюдательность, логическое мышление; обогащает речевой аппарат за счет расширения цветовой лексики. Привлечение внимания к цветам открывает для малыша новые горизонты восприятия, помогает строить ассоциативные связи между явлениями природы и человеческой деятельности.

Характеристика цвета принимает особую роль для формирования восприятий у детей. В отличие от форм или размеров, цветовое различение требует обязательного зрительного контакта и не имеет постоянства в понятии как форма. Круглый мяч может быть разноцветным: красного, синего или зеленого оттенка – что делает его восприятие более сложной задачей для маленького ребенка. Лишь с накоплением жизненных знаний дети осознают устойчивость цвета в качестве неизменных свойств объектов (например, типичный рыжий цвет лисы против невозможного зеленого). Этот процесс усвоения происходит не автоматически: без целенаправленной поддержки взрослых восприятие остается поверхностным и фрагментарным. Педагогическая наука акцентирует внимание на уникальности детского цветового восприятия.

Исследования Б. Прейра, М. Манасеина подчеркивают: способность различать цвета не появляется сразу после рождения; малыши требуют систематического и сбалансированного введения информации о цветах.

Исследователь И.Б. Ческидова определяет чувство цвета как глубоко эмоциональное качество личности, включающее умение:

- активно реагировать на цветовые стимулы;

- выбирать гармоничные сочетания оттенков;

- самостоятельно создавать и применять их в творческой деятельности. Таким образом, воспитание правильного понимания цвета у детей требует индивидуального подхода с учетом возрастных особенностей и постепенной интеграции знаний о цвете.

А. В. Бакушинский описывал очень сложный процесс в развитии чувства цвета у детей: от базовых красок до многообразия колористики.

 Е.В Анурова и О.В Литвинова выделяют три ключевые фазы цветовосприятия:

 1) Формирование первичных представлений о цвете, создание визуальных образов;

 2) Цветовые ощущения (переосмысление, трансформация воспринятых изображений);

3) Создание колористической структуры: понимание смысловых связей цветов в контексте предметного мира.

Цель развития раннего цветовосприятия:

- Обучение детей точному и полному распознаванию объектов по цветам;

- Формирование ориентации в основных спектральных цветах (красный, синий);

- Навыки называть цвета и сопоставлять их с образцами.

 Я.А. Коменский подчеркивал:

1) Значимость изобразительной деятельности для формирования цветового восприятия;

2) Раннее начало эмоционального отношения к цветам, как важному атрибуту предметов в дошкольном возрасте.

Ф. Фребель акцентировал внимание на продуктивной художественной работе:

 1) Рассматривание цвета отдельно от формы для углубленного восприятия; 2) Последовательное изучение цветовой палитры  (начиная с основных цветов (красный, синий), переходя к характеристикам цвета (темные/ светлые оттенки). Изучение смешения и создания новых оттенков. Эти подходы формируют комплексную стратегию развития у детей глубокого цветового восприятия, основанного на эмоциональной связи с миром красок.

Изобразительная деятельность значительно влияет на формирование сенсорных процессов, воображения и образного мышления. Дошкольный возраст является особо важным периодом для их развития, и именно здесь изобразительное искусство открывает множество возможностей.

В работе с детьми дошкольного возраста все чаще применяются нетрадиционные техники рисования, которые подразумевают использование разнообразных инструментов и материалов, отличающихся от привычных подходов.

Необычные материалы и оригинальные способы рисования привлекают внимание детей, так как они освобождают от рамок и ограничений. Дети могут экспериментировать, создавая рисунки по своему усмотрению, что приносит им радость и положительные эмоции, отражающие их внутреннее состояние.

Также применение нестандартных техник способствует экспериментированию и изучению свойств красок через тактильный контакт, дети прикасаются к краске пальчиками ладошками, тем самым могут почувствовать текстуру краски, что развивает сенсорные умения, такие как тактильная чувствительность и способность различать цвета. В целом, новое и необычное всегда привлекает маленьких творцов, что помогает избежать подражания и стимулирует развитие их воображения, самостоятельности и уникальности.

Восприятие цвета у детей младшего возраста через нетрадиционные методы рисования основывается на следующих принципах.

  • Переход от простого к сложному, где предполагается развитие навыков от элементарных техник к более сложным.
  • Принцип наглядности связан с тем, что у детей лучше развита образная память, чем логическая, и их мышление в большей степени опирается на восприятие и представления.
  • Принцип индивидуализации, предполагает поддержку развития каждого ребенка.
  • Учебный процесс должен быть связан с жизненными впечатлениями. Дети рисуют то, что им знакомо из повседневной жизни, что вызывает их интерес. Чем более насыщенной и интересной является жизнь ребенка, тем большее влияние это оказывает на его творчество.
  • Принцип адекватности означает, что задания и методы, используемые в работе, соответствуют возрастным и развитию ребенка.

Существуют различные техники нестандартного рисования, которые интересны детям и позволяют им быстро получать ожидаемый результат. Например, рисование пальчиками или создание отпечатков ладоней приносит радость и удовлетворение, так как дети любят видеть результаты своего труда в кратчайшие сроки.

К основным видам «нетрадиционных техник рисования» в процессе художественной деятельности с детьми относят:

тычок жесткой полусухой кистью;

рисование пальчиками;

рисование ладошкой;

оттиск поролоном; оттиск пенопластом;

оттиск печатками из ластика;

оттиск смятой бумагой;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография; набрызг;

отпечатки листьев;

акварельные мелки;

монотипия пейзажная и др

Каждая из этих методик представляет собой своеобразную игру. Их применение дает возможность детям чувствовать себя более раскрепощенно, проявлять смелость и непосредственность, развивает их воображение, предоставляет свободу самовыражения и, разумеется, содействует активному формированию восприятия цвета.

В отличие от традиционного рисования, в таком подходе у ребенка открываются расширенные горизонты для выражения и развития своего креатива, фантазии и воображения. Ребенок начинает взаимодействовать с разнообразными материалами, что способствует развитию мелкой моторики через ощупывание различных текстур. В процессе творческой деятельности он осваивает понятия объема и пространства. Работая с цветом, он обучается смешиванию и сочетанию оттенков, что развивает его художественный вкус. Нетрадиционное рисование приносит спокойствие и увлеченность, помогает развивать концентрацию, подталкивает к поиску оригинальных решений, и в этом направлении нет понятия «нельзя».

Результаты работы в нетрадиционных техниках появляются значительно быстрее, что особенно важно для маленьких детей, которые часто не обладают достаточной усидчивостью и терпением, чтобы завершить свои задумки. Такие занятия укрепляют уверенность в себе и дарят радость. В учебном процессе необходимо уделять особое внимание нетрадиционным методам рисования, способствующим развитию цветового восприятия у детей раннего возраста.

Художественная деятельность, использующая нетрадиционные материалы и методики, стимулирует развитие ребенка:

- развитие тонких движений рук и осязательной чувствительности;

-ориентации в пространстве на основе листа бумаги, оценки расстояний и визуального осознания;

-внимательности, сосредоточенности и умозаключений;

-развитие художественных способностей, мастерства, внимательности, чувства прекрасного.

- способствует благополучному формированию восприятия цвета у малышей младшего возраста

Проведение занятий с применением нетрадиционных методик рисования способствует детям младшего возраста формированию более четких ощущений, связанных с восприятием цвета, формы и размера. Кроме этого, художественная деятельность способствует развитию у детей умений классификации, сопоставления и исследования примера. Детям удается завершить свое творческое задание благодаря позитивному эмоциональному отклику во время занятий рисованием, используя все многообразие цветов и оттенков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

С детьми раннего возраста мы осваиваем технику рисования руками (пальчиками, ладонью, ребром, кулаком) и знакомимся с основами пластилинографии....

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль....

Статья «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду»

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду. Виды нетрадиционных техник рисования для детей раннего возраста. Как влияет нетрадиционное рисо...

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.

Все дети любят рисовать. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции....