Районные педагогические чтения «Применение технологии синквейн в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
материал (средняя группа)
-
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.68 КБ | |
| 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Кумарейский детский сад
«Применение технологии синквейн в развитии речи детей
среднего дошкольного возраста»
Воспитатель Иванова И.М.
С. Кумарейка
2022
Работая с детьми дошкольного возраста, я искала такие методы и приемы работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников. Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Эта технология не требует особых условий для использования и в отличие от составления рассказа, нужно меньше времени, но синквейн имеет более жёсткие рамки по форме изложения.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии основан на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом;
Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Правила составления синквейна
- Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Таким образом, мне удалось использовать эту технологию для развития речи у детей среднего дошкольного возраста. А также задание «выложи картинки по схеме»- я предлагаю детям опорные рисунки-символы (мнемотехника) и они прекрасно составляют синквейны в парах по хорошо знакомым героям детских произведений.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные)
- слова-признаки (прилагательные)
- слова-действия (глаголы)
- слова-предметы (существительные)
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
#1041;уратино
Весёлый, деревянный
Ходит, учится читать, любит папу Карло
Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь
Мальчик
2. Кукла
Красивая, голубоглазая
Разговаривает, плачет, стоит
Моя кукла самая красивая
Игрушка
3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Так мы с ребятами при закреплении лексической темы семья и семейные ценности, составили синквейн «Семья».
- Семья
- Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
- Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
- Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
- Ассоциация, синоним (крепость)
Есть ещё один приём работы с синквейном- это «синквейн-загадка» или анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Либо же ребёнок сам может придумать загадку, подбирая строчки синквейна.
Придумывая загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, действия предметов, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее.
Использование синквейна для составления загадок позволяет мне создать условия для обогащения и активизации словаря, развития мышления и воображения дошкольников.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!
Выводы о синквейне:
- Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Составить синквейн получается у всех.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве!
И кто знает, сколько поэтов нам удастся воспитать!
Библиографический список
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
- Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005.
- Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии, повышение педагогической компетентности по составлению синквейнов в работе с дошкольниками
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна объясняется тем, что: - Новая технология – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий. - Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. - Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности , способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат
Педагогическая ценность
Правила составления синквейна . Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд) .
Составление синквейна в парах по хорошо знакомым героям детских произведений с опорой на дидактический материал в виде опорных рисунков-символов (мнемотехники), предложенных воспитателем . З адание : «Выложи картинки по схеме» 1.Буратино 2. Деревянный, веселый. 3. Ходит, учится читать, любит папу Карло. 4. Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь. 5. Мальчик. 1 2 3 5
Кукла Красивая, голубоглазая Разговаривает, плачет, стоит Моя кукла самая красивая . Игрушка
Составление синквейна для закрепления изученной темы. Работа по составлению синквейнов - источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. C емья Крепкая, дружная Защищает, дружит, растёт Семья вместе-душа на месте! Крепость
? Быстрая мощная Едет обгоняет тормозит Я люблю кататься по городу. Транспорт Синквейн -загадка (воспитатель читает)
Задание: «Отгадай синквейн – загадку» 1 ……… ? 2. Добрый, трудолюбивый. 3. Заботится, учит, воспитывает. 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Мастер на все руки.
Выводы о синквейне : Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...

Мастер – класс для родителей «Применение метода синквейн в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне.Синквейны помогают быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщ...

Применения метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальная, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по ...
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне...

мастер - класс "Применение метода СИНКВЕЙН в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
мастер - класс по развитию речи...

Консультация для педагогов и родителей "Применение метода "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников....

Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
О новизне, актуальности, понятии, задачах, структуре, этапах составления обучения, формах работы, результативности применения технологии метода синквейн....
