Обобщение опыта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
статья (подготовительная группа)
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание - как одно из направлений социально-личностного развития детей - я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Работу по нравственно - патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы в группе. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, интересными занятиями. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему - детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Суть нравственно - патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Цель моего опыта работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан, патриотов своего Отечества.
Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
- Воспитания уважения к труду.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда – уроженцам и жителям станицы Гиагинской и республики Адыгея.
- Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
Методы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка:
• Целевые прогулки.
• Занятия с детьми.
• Игровая деятельность.
• Наблюдения.
• Беседы о родном городе, улице, стране.
• Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
• Привлечение детей к посильному для них общественно-полезному труду.
•Ознакомление с произведениями народного творчества, адыгских художников, скульпторов, писателей.
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет создание предметно-развивающей среды. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребёнок может рассмотреть иллюстрации о родной станице и ее достопримечательностях, о республике. Дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и Республики Адыгея. Альбом «Национальные костюмы народов мира», который был помещен в уголок, позволяет детям познакомиться с национальным костюмом разных. У детей есть возможность рассмотреть каждый элемент одежды. При создании предметно-развивающей среды обращаю внимание на целесообразность и доступность, эстетичность и красочность.
Весь материал по нравственно-патриотическому воспитанию я разбила на блоки:
1 блок «Моя семья. Мой дом»
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно-ролевые игры: «Семья» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе. В группе оборудован уголок ряженья и есть все необходимые атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» и др.
При чтении сказки «Доктор Айболит» К.Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового образа жизни. Инсценируя сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.
Вместе с детьми играли в дидактические игры: «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в подвижные игры: «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Лиса и гуси», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка?», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому.
Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника Отечества. В рамках реализации проекта «Моя семья» совместно с родителями оформили семейный фотоальбом, генеалогическое древо семьи. Рисовали портреты членов семьи, а потом их рассматривали. Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Мною была разработана и применялась на практике программа кружка «Я сам!».
2 блок «Мой детский сад»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со своей группой: с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы. Например, в столовой (когда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (поиграл – убери).
Затем была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью знакомства детей с профессией медработника детского сада (медсестрой), показать расположение и оборудование медкабинета, познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Вера Владимировна рассказала детям, для чего необходим медицинский кабинет в детском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. Предложили вспомнить, для чего нужны витамины детям.
Экскурсия на кухню произвела на детей большое эмоциональное впечатление. Во время экскурсии дети познакомились с поваром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока (холодный, горячий цех), назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу.
Провела экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отношения к растениям и животным.
В ходе реализации проекта «Добрым быть хорошо» воспитанники нашей группы приготовили небольшие подарки для детей младшей группы и для сотрудников, которые они вручили во время экскурсии по детскому саду.
3 блок «Моя Родина»
Младшим дошкольникам трудно еще представить себе, что такое Родина, город, станица, но их необходимо с этим понятием знакомить.
Работа по воспитанию любви к родной станице началась с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родной станице.
Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родной станицы, где дети узнали знакомые здания. Были представлена презентация об обелиске Вечный огонь и памятнику погибшим воинам-афганцам.
Прошлись по улице, где расположен детский сад, объяснила, что у каждой улицы есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома.
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «станица». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. С большим интересом дети участвуют в празднике
В группе оформлен центр патриотического воспитания. В нем находятся фотоальбомы «Наша станица», «Республика Адыгея» (герб, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Наши родители» (профессии).
Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский или адыгский народ. Рассматривая альбомы «Матрешка», «Городецкая роспись», «Дымковская роспись», «Хохлома», «Промыслы и ремесла Адыгеи» дети познакомились с народным творчеством русского и адыгского народа.
Воспитывая интерес к особенностям русского характера, русским традициям познакомила детей с жилищем на Руси; разъяснила понятие «русская изба», рассказала о ее устройстве. Для того, чтобы дети смогли наглядно увидеть русскую избу, был оформлен альбом «Русская изба». Закрепляли полученные знания, в музее детского сада, при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны.
В нашем детском саду открыта и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции комната (изба) национального быта и культуры. Цель создания данной комнаты (избы) – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям русского и адыгского народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в национальной комнате (избе, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре Адыгеи. Материалы комнаты, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.
В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры.
Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный материал, календарь природы, представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города. В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны, республики Адыгея в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны, республики.
В «Книжном уголке» выставлена художественная литература соответственно возрасту детей.
Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей: «Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Елочка зеленая» (изготовление ёлок своими руками). Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году и уборке участка на улице.
Работа с семьей
Успех нравственно-патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ребенок в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Ежемесячно в группе оформляются папки-передвижки для родителей «Мама, папа и я дружная семейка» (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для оформления планшета).
Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «Природа родного края».
Для оформления альбома «Моя семья» родители предоставили семейные фото.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Мною для родителей были подготовлены консультации: «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».
В группе совместно с родителями проводятся различные фотовыставки, выставки рисунков:
- «Я с бабуленькой своей»;
- «Моя мама»;
- «Наши папы и дедушки защитники Отечества»;
- «Город, в котором я живу»;
«Мой любимый город»;
- «Мой дом»;
- «Моя малая Родина».
Разрабатываются семейные альбомы:
- «Вместе дружная семья»;
- «Семейное древо»;
- «Традиции моей семьи».
Мероприятия для решения поставленных задач:
Педсовет: «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Консультации: «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура Гиагинского района»; «Природа и фауна Республики Адыгея: животные, птицы, рыбы, растения и грибы»; «Растительный мир твоего двора»; «Символика России и твоей малой Родины – Республики Адыгея».
В группе проводятся беседы: «О значении различных животных в жизни русского человека и об обычаях их почитания», «О роли огня, о жизни древнего человека, об обычаях поклонения огню», «О добром, щедром старике-Лесовике, который выручает людей, попавших в беду в лесу». Систематически проходят занятия по народному декоративно-прикладному искусству: национальный русский костюм, техника украшения национальной одежды, орнаменты, предметы быта, национальной посуды.
С детьми разучили русские народные игры, танцы, стихи русских поэтов познакомились с русскими народными сказками, пословицами и поговорками, с удовольствием инсценировали русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Заячья избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.
В образовательной деятельности и вне занятий знакомлю детей с профессиями их родителей и предприятиями, на которых они работают: «Все работы хороши» (знакомство с различными профессиями), «Мы – маленькие следопыты» (знакомство промышленностью Адыгеи).
С целью знакомства с историей ст. Гиагинской, с бытом жителей, была организована экскурсия в районный музей.
С детьми было проведено занятие «Заповедный уголок», на котором дети познакомились с одной из достопримечательностей Гиагинского района – дендрологическим парком им. Букреевав пос. Гончарка.
В группе были реализованы проекты: «Моя семья», «Добрым быть хорошо», «Профессии наших родителей».
Анализ результативности.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста:
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, городу, животному и растительному миру у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
- на занятиях дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о городе, стране, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- с удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях;
- все дети хорошо знают свое имя, фамилию, возраст;
- проявляют любовь к родителям, бабушке с дедушкой, родному дому, городу, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»
В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд детей в природе"....

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру», фотоотчёт
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий:uсоздание предметно-развивающей среды,u наличие определенного времени в режиме дняu профессионализм педагога. Сюжетно-р...

Обобщение опыта на тему Патриотическое воспитание дошкольников посредством организации интерактивного музея в ДОО
Мастер - класс...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Поймите, люди, что природаНа всех на нас она однаПусть хорошеет год от годаОна ведь всем нам...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Описание инновационного педагогического опыта «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников».
Патриотическое воспитание дошкольников имеет высокую актуальность и значимость в современном обществе. В настоящее время в нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными ...