Преодоление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

В каждой группе детского сада есть дети, проявляющие признаки агрессивного поведения. Данная разработка направлена на преодоление агрессивного поведения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Педагогам и родителям не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

В настоящее время вопрос о способах преодоления агрессивности детей в основном возложен на психологов. Недостаточно исследована проблема профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников в процессе непосредственной работы педагога ДОУ. Педагог испытывает затруднения, не понимает, что и как делать с таким ребенком, но и выстроить, реализовать последовательную систему.

Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и не одушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)».

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Анализ психолого-педагогической литературы указывает на несколько причин агрессивности у детей. Это могут быть соматические заболевания, заболевания головного мозга, также большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева своего ребенка. Как показывает практика, если родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это лишь попытка завоевать к себе внимание. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача педагогов заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Работа воспитателя должна проводиться в трех направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

Гнев – чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку, таким образом, гнев может стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Мы, педагоги должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Например, когда я вижу, что ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать (в подготовительной к школе группе как правила многие уже дети могут писать печатными буквами) можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет – сделать подпись под его диктовку. Помните! Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Гнев можно выразить и вербально – поиграть с детьми в игру «Обзывалки» (приложение 7). Как показал мой опыт работы, у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Также помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу провести деятельность поможет «Мешочек для криков» (приложение 7).

Но не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях детей надо научить справляться со своей физической агрессией. Я использую для этого легкий мячики, которые ребенок может швырять в мишень, мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы способствуют снижению эмоционального и мышечного напряжения.

  1. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний (злость, гнев, радость, грусть). Для развития умения распознавать эмоциональные состояния я использую этюды М.И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н.Л. Кряжевой.

Кроме того, я использую еще один способ научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем – рисование. Детей прошу сделать рисунки на темы «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д. С этой целью я размещаю на мольберте (или просто на большом листе на столе) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Ребенок при желании подходит и завершает рисунок.

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, необходимо научить его понимать себя. Сначала можно тренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует.

Помните! Обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, в течение длительного времени.

  1. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм работы является – ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка, или Тигренка, или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Во время подобных обсуждений можно разыграть и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, если тебя дразнят, как потупить, если тебя толкнули и ты упал и т.д.

Как правило, агрессивный ребенок не умеет справляться со своим гневом, управлять им, не умеет распознавать эмоциональное состояние другого человека, не развито чувство эмпатии, сопереживания. Новизна методической разработки состоит в том, чтобы помочь педагогам научить ребенка выражать свой гнев и отрицательные эмоции приемлемыми, неразрушительными способами.

Цель – повысить компетентность педагогов в области профилактики и преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи педагога:

  1. Обучению детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. Формирование таких чувств, как эмпатия, доверие людям, сопереживание и.т.п.

Задачи работы с детьми:

  1. Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей.
  2. Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности.
  3. Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека.
  4. Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного поведения.
  5. Снижение враждебности, агрессивности в поведении, во взаимоотношениях со сверстниками.

В содержании описаны направления с агрессивными детьми, приведены примеры из опыта работы.

Методическая разработка адресована педагогам, педагогам-психологам для работы с детьми по профилактике и преодолению агрессивного поведения. В них представлены в виде приложений: основные понятия (приложение 1), описаны формы агрессивного поведения (приложение 2), характерные особенности агрессивного ребенка (приложение 3), конструктивные способы выражения ребенком гнева и агрессии (приложение 4). Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача педагогов не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Для многих педагогов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Я в своей работе использую критерии определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер (приложение 5, 6), сделан подбор игр по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников (приложение 7).

Приложение 1

Для того чтобы понять как выстроить работу по профилактике работы с агрессивным ребенком, необходимо рассмотреть определенные понятия. Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать».

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и не одушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Агрессивное действие – это средство достижения какой-либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения.

Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.

Приложение 2

Формы агрессивного поведения

Вербальная

  • Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение сверстника или угрозы ему. Это могут быть жалобы («А Вова меня стукнул»), демонстрационный крик, направленный на устранение сверстника («Уйди, не мешай!»), агрессивные фантазии («если не будешь слушаться, тебя милиция заберет»).
  • Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.

Оскорбления и унижения типа «ябеда-корябеда», «поросенок», «жиртрест».

Физическая

  • Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого- либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Ребенок ломает постройку,

Мажет красками чужой рисунок, ребенок бросает на пол чужую машинку.

  • Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли.

Приложение 3

Характерные особенности агрессивного ребенка

  • Слишком говорлив
  • Отказывается от коллективной игры
  • Чрезмерно подвижен
  • Не понимает чувств и переживания других людей
  • Часто ругается со взрослыми
  • Создает конфликтные ситуации
  • Перекладывает вину на других
  • Суетлив
  • Импульсивен
  • Часто дерется
  • Имеет отсутствующий взгляд
  • Не может адекватно оценить свое поведение
  • Имеет мускульное напряжение
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Мало и беспокойно спит

Приложение 4

Конструктивные способы выражения ребенком гнева и агрессии

  • Громко спеть любимую песню;
  • Пометать дротики в мишень;
  • Используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции;
  • Пускать мыльные пузыри;
  • Устроить бой с боксерской грушей;
  • Полить цветы;
  • Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»;
  • Скомкать и выбросить несколько листов бумаги;
  • Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем заштриховать его;
  • Слепить из пластилина фигуру обидчика, затем сломать ее;
  • Комкать и рвать бумагу.

Приложение 5

Анкета

Критерии агрессивности у ребенка

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшим и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается

в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15 - 20 баллов.

Средняя агрессивность – 7 - 14 баллов.

Низкая агрессивность – 1 - 6 баллов.

Приложение 6

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто завистлив, мстителен.
  7. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Приложение 7

Игры по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии одним из возможных способов легального выплескивания гнева.

Игры с клубочками

Вариант 1.

Цель: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приемов саморегуляции.

Оборудование: клубочки плотных ниток.

Ход игры:

Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает дошкольнику, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.

Когда подобная игра станет для дошкольника привычной, он сам будет просить педагога дать ему «волшебные нитки», всякий раз, что он огорчен, устал или «завелся».

Вариант 2.

Цель: воспитание чувств принадлежности к группе, безопасности в коллективе, умение действовать согласованно.

Воспитатель т дети стоят в кругу. Педагог запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени. Когда песенка заканчивается, все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагогу, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить.

Игра «Мешочки настроений»

Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Этот мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй – мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры:

Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех радость.

Игра «Подушка примирения»

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после драки.

Оборудование: подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки.

Ход игры:

Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.

Игра «Коробочка примирения»

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после драки.

Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры:

Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.

Формирование социально приемлемых способов выражения гнева и агрессивности

Игра «Глаза в глаза»

Цель: развивать умение детей чувствовать настроение и сопереживать окружающим, способствовать снятию напряженности, формировать умение передавать свои эмоции с помощью пантомимики.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Педагог говорит: «Глядя друг другу в глаза и чувствуя только руки, попробуйте молча передать эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!».

Игра «По кочкам»

Цель: способствовать снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.

Ход игры:

На полу раскладываются подушки, которые можно преодолеть с помощью прыжка. Дети – «лягушки, живущие в болоте». Вместе на одной кочке им тесно, они запрыгивают на подушки соседей и квакают. Если им тесно, то одна из них прыгает дальше.

Игра «Жужжа»

Цель: отработать отрицательные эмоции, снять агрессивность в поведении.

Ход игры:

Выбирается ведущий – Жужжа, он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него и дразнятся. По сигналу Жужжа догоняет детей, задевая полотенцем по ногам.

Этюд «Волшебный круг – злая кошка»

Цель: способствовать профилактике нежелательных эмоциональных нарушений, снятию напряжения, снижая потребность в агрессии.

Ход игры:

В центр зала кладется обруч – это «волшебный круг», где будут происходить «волшебные превращения». Один ребенок выходит в круг и по сигналу превращается в злую кошку – мяукает, царапается, не выходя из круга. Дети за кругом кричат: «Сильнее, злее!» Затем ребенок становится «доброй кошкой»

Игра «Два барана»

Цель: способствовать снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.

Ход игры:

Педагог говорит: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары, широко расставив ноги, упираются лбами, ладонями. Их задача – противостоять друг другу. Кто сдвинулся – проиграл. Упражнение выполняется осторожно. Можно издавать звуки «Бе-е-е»

Упражнение «Бокс»

Цель: способствовать выходу отрицательного напряжения, агрессии.

Ход игры:

Каждому ребенку выдается по маленькой подушке, набитой синтепоном, по которой он должен боксировать.

Игра «Детский футбол»

Цель: способствовать снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.

Ход игры:

Вместо мяча выдается подушка, играющие разбиваются на две команды. Педагог – судья. Играть можно руками и ногами, бить только ногами.

Игра «Прогоняем злость»

Цель: способствовать выходу эмоционального напряжения, агрессии.

Ход игры:

Дети обутые ложатся на ковер, между ними – подушки. Дети начинают сильно бить ногами по полу, а руками по подушкам, не попадая по соседу. Дети кричат: «Уходи, злость, уходи!». Затем дети закрывают глаза и успокаиваются, педагог заканчивает игру словами «Вся злость ушла!»

Танец «Веселая зарядка»

Цель: способствовать снятию мышечного напряжения, выходу агрессии.

Ход игры:

Педагог рассказывает и показывает, дети вместе с ним: «Чтобы заработала машина, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину, каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете его завести и выключить. Давайте попробуем. Теперь вы маленькие котята, крадущиеся тигры, воздушные шарики, молоты и т.п.

Игра «Обзывалки»

Цель: способствовать выражению речевой агрессии в социально приемлемой форме.

Ход игры:

Педагог предлагает детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!»

Игра «Рубка дров»

Цель: помочь детям переключаться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Ход игры:

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Игра «Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры:

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Игра «Мое имя»

Цель: способствовать идентификации ребенком себя со своим именем, формировать позитивное отношение ребенку к своему «Я»

Ход игры:

Педагог задает вопросы по кругу, дети отвечают на них

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

Педагог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие, и имена у вас маленькие. Когда вы подрастаете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня – Иван, Маша – Мария».

Упражнение «Ласковое имя»

Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход:

Педагог просит каждого ребенка (по кругу) произнести ласковые имена – свое и соседа справа. Дети рисуют свое имя, после чего идет обсуждение результатов, подведение итогов, затем дети имеют возможность дорисовать то, что им хочется.

Игра «Мешочек со злостью»

Цель: научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и, не подавляя их, направлять в новое, рациональное, русло.

Оборудование: небольшой мешочек из плотной ткани с завязками.

Ход игры:

Педагог показывает мешочек ребенку и объясняет, что этот мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится на душе, можно класть в него. После этого ставится обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем.

Для агрессивных детей можно порекомендовать следующие игры за столами: «Драка», «Ловим комаров», «Маленькое привидение» и другие.

Игра «Маленькое привидение»

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев

Ход игры:

Педагог: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У», если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

Игра «Глаза в глаза»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Ход игры:

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по столу. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

«АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Уважаемые родители! Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на такую проблему как детская агрессия. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного по...