«Формы и методы педагогического взаимодействия в ДОУ с родителями»
консультация

Антонова Светлана Геннадьевна

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают педагоги и родители?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ped_vzaimod.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Умка» г. Павлово

Консультация для педагогов

«Формы и методы педагогического взаимодействия в ДОУ с родителями»

Подготовила:

ст. воспитатель

Антонова С.Г.

2025г.


Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОО или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство Позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей потребностей каждой семьи. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольной образовательной организации.

Одна из задач педагогов согласно ФГОС ДО – обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155). Чтобы выполнить эту задачу, педагоги должны использовать разные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников (п. 26 ФОП ДО). Способы, методы и приемы взаимодействия каждый детский сад выбирает самостоятельно (п. 26.11 ФОП ДО).

Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи – это процесс, который происходит между педагогами и родителями в ходе образовательного процесса в детском саду и направлен на развитие личности ребенка, повышение качества процессов воспитания и обучения в семье и ДОУ. Взаимодействие – совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, эффективно организованное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.

Таким образом, из выше изложенного мы определили цель взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО:

формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации. Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

1 Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.

2 Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников.

3 Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

4 Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях.

5 Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива.

6 Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия.

7 Создать условия для творческой самореализации родителей и детей.

8 Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников реализуется посредством разных форм. Выделяют: Традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

индивидуальные:

индивидуальные консультации,

беседы,

анкетирование,

-просьбы и поручения,

-посещение

коллективные:

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые.

Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении.

Семинары-практикумы.

Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:

- как читать книгу,

- рассматривать иллюстрации,

- беседовать о прочитанном,

- как готовить руку ребенка к письму и др. 

Родительские собрания;

организационное;

текущее или тематическое;

итоговое;

групповое;

психолого-педагогическое собрание;

общее собрание организуются 4 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Родительские конференции.

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист.

Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»).

К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п.

Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников ДОУ, членов семей.

наглядные

папки-передвижки,

стенды,

ширмы,

выставки,

фото,

дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм.

К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;Хочу такой сайт

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы

опрос,

тесты,

анкетирование,

«Почтовый ящик»,

информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы

совместные досуги,

праздники,

выставки,

конкурсы,

семейный театр с участием членов семьи и др.

Познавательные формы

«КВН»,

«Акция»,

«Педагогическое поле чудес»,

«Театральная пятница»,

«Педагогический случай»,

«Что, где когда?»,

«Круглый стол»,

«Ток-шоу»,

«Телефон доверия»,

«Викторины», и др.

Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся:

тренинги,

практикумы,

дискуссии,

онлайн-собрания.

Наглядно-информационные формы

дни открытых дверей

детско-родительские проекты,

памятки,

буклеты,

флайеры,

стенгазеты,

постер-консультация

виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (Viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Мой круг).

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Нужные и современные формы взаимодействия необходимы каждому детскому саду. Они сплачивают участников образовательных отношений, дают детям возможность проявить себя, развить свои способности, педагогам – повысить профессиональное мастерство, родителям – принять активное участие в жизни детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы и методы партнёрского взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у дошкольников »

В презентации представлены определения понятий по образовательной Области"Речевое Развитие" в соответствии с ФГОС,конкретизированы формы и методы работы  с семьёй по данному направлению (из лично...

Формы и методы совместного взаимодействия с семьями.

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников....

Традиционные инновационные формы и методы организации взаимодействия с родителями

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Одной из задач является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах...

Традиционные и инновационные формы и методы организации взаимодействия с родителями

laquo;Инновационные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи»...

методические рекомендации «Содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей»

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не уме...