Название проекта: «Юные инженеры: Путешествие к звездам»
проект (старшая группа)
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР первоначальные представления о профессии инженера-ракетостроителя через интеграцию познавательной, исследовательской и игровой деятельности. Детская: узнать, кто строит ракеты, и стать настоящими конструкторами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» г.о. Самара
Номинация «Мир профессий»
Авторы: Долгих В.В. воспитатель, Пасаман Г.Ф. воспитатель,
Сарызина О.Ю. воспитатель
Населенный пункт: город Самара
Название проекта: «Юные инженеры: Путешествие к звездам»
- Название проекта: «Юные инженеры: Путешествие к звездам»
- Вид проекта:
По составу участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный
- Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный, ролево-игровой.
- Руководители проекта: Долгих В.В., Пасаман Г.Ф, Сарызина О.Ю., воспитатели.
- Участники проекта: дети старшей группы с ЗПР (5-7 лет), воспитатели, родители воспитанников.
- Сроки реализации проекта: январь 2025 г. – март 2025 г.
- Актуальность проекта, проблема. Современные дети, в том числе с ЗПР, живут в эпоху технологических прорывов, однако их представления о наукоемких профессиях, таких как инженер-ракетостроитель, крайне ограничены и часто сводятся к поверхностному образу «космонавта». Проект позволяет в доступной форме познакомить детей с одной из самых инновационных профессий, развить интерес к исследовательской деятельности, конструированию и точным наукам. Это способствует развитию логического мышления, воображения и формированию мотивации к познанию у детей с ОВЗ.
- Гипотеза. Педагогическая: если знакомство с профессией инженера-ракетостроителя организовать через элементарное экспериментирование, конструирование и сюжетно-ролевую игру, это позволит сформировать у детей с ЗПР конкретные представления о данной профессии, обогатит их словарный запас и разовьет интерес к техническому творчеству. Детская: дети узнают, кто такие инженеры, и сами смогут сконструировать и «запустить» свою ракету.
- Цели проекта. Педагогическая: сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР первоначальные представления о профессии инженера-ракетостроителя через интеграцию познавательной, исследовательской и игровой деятельности. Детская: узнать, кто строит ракеты, и стать настоящими конструкторами.
- Задачи проекта. Педагогические:
- познакомить детей с профессией «инженер-ракетостроитель», его основными трудовыми действиями (чертит, конструирует, собирает, испытывает) и результатом труда (ракеты, космические корабли, спутники);
- дать элементарные представления о космосе (планеты, звезды, спутники) и истории космонавтики (первый полет человека);
- активизировать словарь по темам: «Космос», «Профессии», «Действия» (ракета, спутник, космонавт, инженер, конструктор, чертеж, модель, запускать, конструировать, невесомость, скафандр);
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность через простые опыты и конструирование;
- вовлечь родителей в совместную творческую и исследовательскую деятельность с детьми.
Детские:
- узнать, что такое ракета и для чего она нужна;
- понять, что инженер – это умный человек, который придумывает и собирает ракеты;
- научиться делать ракету из бумаги и бросового материала;
- узнать, кто такой Юрий Гагарин.
11. Продукт (ы) проекта:
- коллективный макет «Космодром» (из конструктора, бумаги, пластилина);
- выставка детских работ «Моя первая ракета» (рисунки, аппликации, модели из бросового материала);
- дидактическая игра «Собери ракету» (разрезные картинки, пазлы);
- альбом с семейными проектами «Ракета моей мечты»;
- видеозапись «Запуск наших ракет» (опыт с воздушным шариком).
12. Результаты проекта. Для детей:
- сформированы представления о профессии инженера-ракетостроителя и ее значимости;
- знают простые факты о космосе и первом полете человека;
- активно используют в речи ключевые слова проекта (ракета, инженер, запуск, космос, Гагарин);
-проявляют интерес к конструированию и простым опытам.
Для педагогов:
- создана копилка дидактических материалов и конспектов по теме «Космос и профессии»;
- апробированы эффективные методы работы с детьми с ЗПР по технической профориентации.
Для родителей:
- активно участвовали в создании творческих работ дома, получили положительный опыт совместной деятельности с детьми;
- увидели потенциал своих детей в области технического творчества.
13. План-график реализации проекта
Этап проекта | Мероприятия | Дата проведения | Исполнители | Результат |
Подготовительный | 1. Беседа «Что такое космос? Кто летает в космос?» 2. Анкетирование родителей «что мы знаем о космосе?» 3. Создание в группе центра «Космодром» (книги, картинки, игрушки) | Январь 2025 | Воспитатель, родители | Выявлен исходный уровень знаний. Создана мотивация и предметно-развивающая среда. |
Основной (практический) | 1. Блок «Кто такой инженер?»: - беседа «Умные руки инженера». Просмотр презентации. - Д/и «Найди лишнее» (инструменты инженера). - конструирование из Lego/Duplo «Простая модель». 2. Блок «Строим ракету»: - рассматривание схем и чертежей ракет. - аппликация «Ракета на старте» - с/р игра «Космодром» (роли: инженер, конструктор, испытатель) - опыт «Ракета из воздушного шарика» (реактивное движение). 3. Блок «Покорители космоса»: - рассказ о Юрии Гагарине - лепка «Инопланетянин» - подвижная игра «Невесомость» 4. Работа с родителями: совместный конкурс поделок «Ракета моей мечты». | Февраль 2025-март 2025 | Воспитатель, дети, родители | Дети получили системные знания о профессии. Проведены опыты и эксперименты. Созданы творческие работы. Обогащен игровой опыт. |
Заключительный | 1. Организация выставки продуктов проекта. 2. Проведение квест-игры «Мы – юные инженеры». 3. Презентация для родителей с показом видеоролика. 4. Итоговая беседа «Что мы узнали об инженерах?». | Март 2025 | Воспитатель | Подведены итоги проекта. Отмечена положительная динамика. Родители проинформированы о результатах. |
Приложение 1
Примеры форм и методов работы
- Элементарное экспериментирование. Опыт «Ракета из шарика»
- Сюжетно-ролевая игра «Космодром»
Цели. Педагогическая: закрепить и обобщить полученные детьми знания о профессии инженера-ракетостроителя и процессе запуска ракеты через игровую деятельность.
Детская: поиграть в инженеров и космонавтов, чтобы «запустить» ракету в космос.
Задачи. Образовательные:
- закрепить названия профессий (инженер-конструктор, инженер-испытатель, космонавт, диспетчер), их трудовых действий;
- активизировать в речи слова: космодром, старт, пуск, отсчет, модель, испытание, скафандр, невесомость;
- учить выстраивать ролевой диалог, действовать в соответствии с принятой ролью.
Развивающие:
- развивать воображение, умение выстраивать сюжет игры;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к профессии, чувство ответственности за общее дело;
- формировать умение договариваться и соблюдать очередность.
Ход игры:
- Подготовка (создание игровой среды). Воспитатель помогает детям организовать пространство:
- Центр Управления Полетами (ЦУП). Стол с «компьютерами» (старые клавиатуры, нарисованные панели управления), телефоны, рации, большой экран (монитор можно имитировать, приклеив на картон картинку космоса или чертеж ракеты).
- Сборочный цех. Крупный конструктор (Lego, деревянные блоки), заранее созданная детьми модель ракеты из бросового материала, «инструменты» (пластиковые ключи, отвертки).
- Стартовая площадка. Место, где будет установлена готовая ракета.
- Комната для экипажа. Где «космонавты» готовятся к полету (можно повесить скафандры – это могут быть костюмы или белые футболки большого размера, или жилеты).
2. Распределение ролей. Воспитатель выступает как главный конструктор (ведущий), который направляет игру и помогает детям, если возникают сложности. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают роли:
- Инженеры-конструкторы (2-3 человека). Их задача – по чертежу (простой схеме из 3-4 деталей) собрать или проверить готовность ракеты в «сборочном цехе».
- Инженер-испытатель (1 человек). Проверяет все ли системы ракеты работают (подходит, «нажимает кнопки», говорит: «Системы в норме!»).
- Космонавты (2 человека). Одевают скафандры, проходят медосмотр (воспитатель может провести шуточный осмотр), садятся в «ракету» и готовятся к полету.
- Диспетчер в ЦУПе (1-2 человека). Ведет обратный отсчет, объявляет команды «К старту готовься!», «Зажигание!», «Пуск!», следит за полетом по монитору.
3. Развитие сюжета. Этап 1 (подготовка). Инженеры в цеху активно собирают/проверяют ракету. Космонавты в это время готовятся к полету. Диспетчер настраивает оборудование.
Этап 2 (предстартовый). Инженер-испытатель докладывает главному конструктору: «Ракета к запуску готова!». Космонавты занимают свои места в ракете. Диспетчер начинает обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один…».
Этап 3 (запуск и полет). На слове «Пуск!» все дети имитируют грохот и шипение, ракета «взлетает» (дети-космонавты поднимаются с мест и медленно «парят» в невесомости). Диспетчер объявляет «Полетели!». Космонавты передают сообщение на Землю: «Чувствую себя хорошо! Вокруг звезды и планеты!».
Этап 4 (возвращение). Диспетчер дает команду на возвращение. Ракета «совершает посадку». Инженеры и главный конструктор встречают экипаж, поздравляют с успешным полетом.
Роль воспитателя: направляет игру, подсказывает реплики, помогает разрешить конфликтные ситуации, обогащает сюжет новыми идеями (например, «На вашем пути астероид!», «Нужно починить спутник!»).
3. Конструирование по простейшей схеме.
Цели. Педагогические: учить детей создавать модель ракеты на основе наглядной схемы, развивая пространственное мышление и умение следовать алгоритму.
Детская: построить свою собственную ракету, как настоящий инженер, глядя на чертеж.
Задачи:
- учить «читать» простую схему, состоящую из 3-4 элементов, и соотносить детали поделки с элементами схемы;
- закреплять умения работать с бумагой и бросовым материалом (склеивать, соединять);
- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Материалы:
- схема-образец: крупная, цветная картинка, где ракета разделена на 3 части: корпус (втулка от бумажных полотенец), носовой обтекатель (конус из красной или оранжевой бумаги), ножки-стабилизаторы (3 небольших треугольника из желтой бумаги).
- для каждого ребенка втулка, цветная бумага, заготовки конуса и треугольников, клей-карандаш, салфетка.
- готовый образец ракеты, сделанный воспитателем.
Ход деятельности:
- Мотивационный этап (2-3 мин). Воспитатель: «Сегодня мы с вами, как настоящие инженеры-конструкторы, будем собирать ракеты. А чтобы у нас все получилось правильно, мы будем использовать чертеж – вот эту схему!». Показывает крупную схему. Рассматривает ее вместе с детьми: «Что это? (корпус). А это? (обтекатель или носик). А это что? (ножки, чтобы ракета устойчиво стояла)».
- Объяснение и показ (5-7 мин). Воспитатель показывает на своем образце: «Сначала берем корпус – нашу втулку. Это основа ракеты». «Теперь нам нужно приклеить самый верх – носовой обтекатель. Он у меня красный. Аккуратно намазываем клеем основание конуса и приклеиваем его к верхушке втулки». «Последний шаг – приклеить ножки-стабилизаторы. Смотрите на схему, они находятся внизу. Вот так. Их нужно приклеить ровно, чтобы ракета не падала». Все действия сопровождаются показом и комментированием.
- Самостоятельная работа детей (10-15 мин). Дети работают за столами. Схема находится на доске или у каждого на столе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь: помогают соотнести деталь со схемой, правильно нанести клей, напоминает последовательность. Используются приемы совместного конструирования («Давай я тебе помогу подержать, а ты приклеивай»), пошаговый показ.
- Итог (3-5 мин). Готовые ракеты выставляются на «стартовую площадку» (специальный стол). Воспитатель хвалит детей: «Какие вы молодцы! Настоящие инженеры! Посмотрите, какой мощный космический флот у нас получился!». Можно провести мини-выставку и предложить детям рассказать о своей ракете.
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, находить предмет, не подходящий к общей группе, по существенному признаку (принадлежность к профессии).
Задачи: развивать логическое мышление, внимание, связную речь (умение объяснять свой выбор). Закреплять знания об инструментах и атрибутах, необходимых инженеру-ракетостроителю.
Материалы: серия карточек, на каждой из которых изображены 4 предмета.
Ход игры: воспитатель показывает детям карточку и предлагает найти «лишний» предмет, объяснив свой выбор.
Пример карточек:
- Молоток, гаечный ключ, отвертка, сковорода. Лишний: сковорода. Объяснение: «Сковорода нужна повару, а молоток, ключ и отвертка – инструменты для инженера и строителя».
- Чертеж, компьютер, медицинский шприц, модель ракеты. Лишний: медицинский шприц. Объяснение: «Шприц нужен врачу, а все остальное нужно инженеру для работы».
- Скафандр, белый халат, каска, ракета. Лишний: белый халат. Объяснение: «Халат носят врачи, а скафандр, каска и ракета связаны с космосом и инженерией».
- Планета Земля, звезда, яблоко, луна. Лишнее: яблоко. Объяснение: «Яблоко – это фрукт, а все остальное находится в космосе».
Воспитатель поощряет детей, если они дают свои варианты объяснений, даже если они не совсем точны, и мягко их корректирует.
- Дидактическая игра «Собери ракету»
Цель: упражнять в умении составлять целый образ из частей.
Задачи: развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу. Закреплять знание частей ракеты (корпус, носовой обтекатель, стабилизаторы, иллюминаторы).
Материалы: разрезные картинки «Ракета» разного уровня сложности (на 4, 6 и 8 частей). Образец целой ракеты на коробке с игрой.
Ход игры. Вариант 1 (индивидуальный). Ребенку дается конверт с разрезной картинкой и образец. Задача: глядя на образец, собрать на столе свою ракету из частей.
Вариант 2 (подгрупповой, «Чья ракета соберется быстрее?»). детям раздаются конверты (желательно с картинками одинаковой сложности). По команде воспитателя они начинают собирать свои картинки. Выигрывает тот, кто соберет ракету правильно и быстрее всех.
Адаптация для детей с ЗПР: использовать простые картинки, разрезанные на 4-5 частей по прямым линиям. Сначала предлагать картинки с соединением «пазл», чтобы была видна подсказка по форме. Воспитатель активно помогает, задавая наводящие вопросы: «Как ты думаешь, это низ или верх ракеты?», «Давай найдем окошко-иллюминатор».
Приложение 2
Примеры наглядных материалов (электронные ресурсы)
- Презентация Microsoft PowerPoint «Инженеры, которые покоряют космос».
Ссылка: ;ouid=114276940013903995567&rtpof=true&sd=true
- Видеоматериалы (2 коротких ролика в формате mp4):
- детский развивающий мультфильм о ракетах и космосе (2-5 мин);
- видеозапись настоящего запуска ракеты (1-2 мин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Паровозик" в средней группе№3 "Почемучки" 03.10.2017.
Конструирование "Паровозик"....

В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Ворота".08. 11 2017.
Конструирование в средней группе №3 "Почемучки" "Ворота"....

В рамках проекта "Юный инженер" конструирование в средней группе №3 "Почемучки" ДО 2. "Трамвай"
Конструирование "Трамвай"....

В рамках проекта "Юный инженер", конструирование "Гараж". Средняя группа №3 "Почемучки". 14.02 2018.
Конструирование "Гараж"....

В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Мост". Средняя группа №3 "Почемучки". 10.01 2017.
Конструирование "Мост"....

В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Башня". Провела: Азизова С.Г. 07.03.2018. Средняя группа №3 "Почемучки".
quot;Башня"...

В рамках проекта «ЮНЫЙ ИНЖЕНЕР» Проект для старших дошкольников (Развитие конструирования и творческой деятельности)
Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно – творческий, социально-коммуникативный.Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.Актуальность прое...