Название проекта: «Юные инженеры: Путешествие к звездам»
проект (старшая группа)

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР первоначальные представления о профессии инженера-ракетостроителя через интеграцию познавательной, исследовательской и игровой деятельности. Детская: узнать, кто строит ракеты, и стать настоящими конструкторами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shag_v_professiyu_mir_professiy.docx77.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» г.о. Самара

Номинация «Мир профессий»

Авторы: Долгих В.В. воспитатель, Пасаман Г.Ф. воспитатель,

Сарызина О.Ю. воспитатель

Населенный пункт: город Самара

Название проекта: «Юные инженеры: Путешествие к звездам»

  1. Название проекта: «Юные инженеры: Путешествие к звездам»
  2. Вид проекта:

По составу участников: групповой

По продолжительности: среднесрочный

  1. Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный, ролево-игровой.
  2. Руководители проекта: Долгих В.В., Пасаман Г.Ф, Сарызина О.Ю., воспитатели.
  3. Участники проекта: дети старшей группы с ЗПР (5-7 лет), воспитатели, родители воспитанников.
  4. Сроки реализации проекта: январь 2025 г. – март 2025 г.
  5. Актуальность проекта, проблема. Современные дети, в том числе с ЗПР, живут в эпоху технологических прорывов, однако их представления о наукоемких профессиях, таких как инженер-ракетостроитель, крайне ограничены и часто сводятся к поверхностному образу «космонавта». Проект позволяет в доступной форме познакомить детей с одной из самых инновационных профессий, развить интерес к исследовательской деятельности, конструированию и точным наукам. Это способствует развитию логического мышления, воображения и формированию мотивации к познанию у детей с ОВЗ.
  6. Гипотеза. Педагогическая: если знакомство с профессией инженера-ракетостроителя организовать через элементарное экспериментирование, конструирование и сюжетно-ролевую игру, это позволит сформировать у детей с ЗПР конкретные представления о данной профессии, обогатит их словарный запас и разовьет интерес к техническому творчеству. Детская: дети узнают, кто такие инженеры, и сами смогут сконструировать и «запустить» свою ракету.
  7. Цели проекта. Педагогическая: сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР первоначальные представления о профессии инженера-ракетостроителя через интеграцию познавательной, исследовательской и игровой деятельности. Детская: узнать, кто строит ракеты, и стать настоящими конструкторами.
  8. Задачи проекта. Педагогические:

- познакомить детей с профессией «инженер-ракетостроитель», его основными трудовыми действиями (чертит, конструирует, собирает, испытывает) и результатом труда (ракеты, космические корабли, спутники);

- дать элементарные представления о космосе (планеты, звезды, спутники) и истории космонавтики (первый полет человека);

- активизировать словарь по темам: «Космос», «Профессии», «Действия» (ракета, спутник, космонавт, инженер, конструктор, чертеж, модель, запускать, конструировать, невесомость, скафандр);

- развивать познавательно-исследовательскую деятельность через простые опыты и конструирование;

- вовлечь родителей в совместную творческую и исследовательскую деятельность с детьми.

Детские:

- узнать, что такое ракета и для чего она нужна;

- понять, что инженер – это умный человек, который придумывает и собирает ракеты;

- научиться делать ракету из бумаги и бросового материала;

- узнать, кто такой Юрий Гагарин.

11. Продукт (ы) проекта:

- коллективный макет «Космодром» (из конструктора, бумаги, пластилина);

- выставка детских работ «Моя первая ракета» (рисунки, аппликации, модели из бросового материала);

- дидактическая игра «Собери ракету» (разрезные картинки, пазлы);

- альбом с семейными проектами «Ракета моей мечты»;

- видеозапись «Запуск наших ракет» (опыт с воздушным шариком).

12. Результаты проекта. Для детей:

- сформированы представления о профессии инженера-ракетостроителя и ее значимости;

- знают простые факты о космосе и первом полете человека;

- активно используют в речи ключевые слова проекта (ракета, инженер, запуск, космос, Гагарин);

-проявляют интерес к конструированию и простым опытам.

Для педагогов:

- создана копилка дидактических материалов и конспектов по теме «Космос и профессии»;

- апробированы эффективные методы работы с детьми с ЗПР по технической профориентации.

Для родителей:

- активно участвовали в создании творческих работ дома, получили положительный опыт совместной деятельности с детьми;

- увидели потенциал своих детей в области технического творчества.

13. План-график реализации проекта

Этап проекта

Мероприятия

Дата проведения

Исполнители

Результат

Подготовительный

1. Беседа «Что такое космос? Кто летает в космос?»

2. Анкетирование родителей «что мы знаем о космосе?»

3. Создание в группе центра «Космодром» (книги, картинки, игрушки)

Январь 2025

Воспитатель, родители

Выявлен исходный уровень знаний. Создана мотивация и предметно-развивающая среда.

Основной (практический)

1. Блок «Кто такой инженер?»:

- беседа «Умные руки инженера». Просмотр презентации.

- Д/и «Найди лишнее» (инструменты инженера).

- конструирование из Lego/Duplo «Простая модель».

2. Блок «Строим ракету»:

- рассматривание схем и чертежей ракет.

- аппликация «Ракета на старте»

- с/р игра «Космодром» (роли: инженер, конструктор, испытатель)

- опыт «Ракета из воздушного шарика» (реактивное движение).

3. Блок «Покорители космоса»:

- рассказ о Юрии Гагарине

- лепка «Инопланетянин»

- подвижная игра «Невесомость»

4. Работа с родителями: совместный конкурс поделок «Ракета моей мечты».

Февраль 2025-март 2025

Воспитатель, дети, родители

Дети получили системные знания о профессии. Проведены опыты и эксперименты. Созданы творческие работы. Обогащен игровой опыт.

Заключительный

1. Организация выставки продуктов проекта.

2. Проведение квест-игры «Мы – юные инженеры».

3. Презентация для родителей с показом видеоролика.

4. Итоговая беседа «Что мы узнали об инженерах?».

Март 2025

Воспитатель

Подведены итоги проекта. Отмечена положительная динамика. Родители проинформированы о результатах.

Приложение 1

Примеры форм и методов работы

  1. Элементарное экспериментирование. Опыт «Ракета из шарика»

  1. Сюжетно-ролевая игра «Космодром»

Цели. Педагогическая: закрепить и обобщить полученные детьми знания о профессии инженера-ракетостроителя и процессе запуска ракеты через игровую деятельность.

Детская: поиграть в инженеров и космонавтов, чтобы «запустить» ракету в космос.

Задачи. Образовательные:

- закрепить названия профессий (инженер-конструктор, инженер-испытатель, космонавт, диспетчер), их трудовых действий;

- активизировать в речи слова: космодром, старт, пуск, отсчет, модель, испытание, скафандр, невесомость;

- учить выстраивать ролевой диалог, действовать в соответствии с принятой ролью.

Развивающие:

- развивать воображение, умение выстраивать сюжет игры;

- развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к профессии, чувство ответственности за общее дело;

- формировать умение договариваться и соблюдать очередность.

Ход игры:

  1. Подготовка (создание игровой среды). Воспитатель помогает детям организовать пространство:

- Центр Управления Полетами (ЦУП). Стол с «компьютерами» (старые клавиатуры, нарисованные панели управления), телефоны, рации, большой экран (монитор можно имитировать, приклеив на картон картинку космоса или чертеж ракеты).

- Сборочный цех. Крупный конструктор (Lego, деревянные блоки), заранее созданная детьми модель ракеты из бросового материала, «инструменты» (пластиковые ключи, отвертки).

- Стартовая площадка. Место, где будет установлена готовая ракета.

- Комната для экипажа. Где «космонавты» готовятся к полету (можно повесить скафандры – это могут быть костюмы или белые футболки большого размера, или жилеты).

2. Распределение ролей. Воспитатель выступает как главный конструктор (ведущий), который направляет игру и помогает детям, если возникают сложности. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают роли:

- Инженеры-конструкторы (2-3 человека). Их задача – по чертежу (простой схеме из 3-4 деталей) собрать или проверить готовность ракеты в «сборочном цехе».

- Инженер-испытатель (1 человек). Проверяет все ли системы ракеты работают (подходит, «нажимает кнопки», говорит: «Системы в норме!»).

- Космонавты (2 человека). Одевают скафандры, проходят медосмотр (воспитатель может провести шуточный осмотр), садятся в «ракету» и готовятся к полету.

- Диспетчер в ЦУПе (1-2 человека). Ведет обратный отсчет, объявляет команды «К старту готовься!», «Зажигание!», «Пуск!», следит за полетом по монитору.

3. Развитие сюжета. Этап 1 (подготовка). Инженеры в цеху активно собирают/проверяют ракету. Космонавты в это время готовятся к полету. Диспетчер настраивает оборудование.

Этап 2 (предстартовый). Инженер-испытатель докладывает главному конструктору: «Ракета к запуску готова!». Космонавты занимают свои места в ракете. Диспетчер начинает обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один…».

Этап 3 (запуск и полет). На слове «Пуск!» все дети имитируют грохот и шипение, ракета «взлетает» (дети-космонавты поднимаются с мест и медленно «парят» в невесомости). Диспетчер объявляет «Полетели!». Космонавты передают сообщение на Землю: «Чувствую себя хорошо! Вокруг звезды и планеты!».

Этап 4 (возвращение). Диспетчер дает команду на возвращение. Ракета «совершает посадку». Инженеры и главный конструктор встречают экипаж, поздравляют с успешным полетом.

Роль воспитателя: направляет игру, подсказывает реплики, помогает разрешить конфликтные ситуации, обогащает сюжет новыми идеями (например, «На вашем пути астероид!», «Нужно починить спутник!»).

3. Конструирование по простейшей схеме.

Цели. Педагогические: учить детей создавать модель ракеты на основе наглядной схемы, развивая пространственное мышление и умение следовать алгоритму.

Детская: построить свою собственную ракету, как настоящий инженер, глядя на чертеж.

Задачи:

- учить «читать» простую схему, состоящую из 3-4 элементов, и соотносить детали поделки с элементами схемы;

- закреплять умения работать с бумагой и бросовым материалом (склеивать, соединять);

- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

- воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы:

- схема-образец: крупная, цветная картинка, где ракета разделена на 3 части: корпус (втулка от бумажных полотенец), носовой обтекатель (конус из красной или оранжевой бумаги), ножки-стабилизаторы (3 небольших треугольника из желтой бумаги).

- для каждого ребенка втулка, цветная бумага, заготовки конуса и треугольников, клей-карандаш, салфетка.

- готовый образец ракеты, сделанный воспитателем.

Ход деятельности:

  1. Мотивационный этап (2-3 мин). Воспитатель: «Сегодня мы с вами, как настоящие инженеры-конструкторы, будем собирать ракеты. А чтобы у нас все получилось правильно, мы будем использовать чертеж – вот эту схему!». Показывает крупную схему. Рассматривает ее вместе с детьми: «Что это? (корпус). А это? (обтекатель или носик). А это что? (ножки, чтобы ракета устойчиво стояла)».
  2. Объяснение и показ (5-7 мин). Воспитатель показывает на своем образце: «Сначала берем корпус – нашу втулку. Это основа ракеты». «Теперь нам нужно приклеить самый верх – носовой обтекатель. Он у меня красный. Аккуратно намазываем клеем основание конуса и приклеиваем его к верхушке втулки». «Последний шаг – приклеить ножки-стабилизаторы. Смотрите на схему, они находятся внизу. Вот так. Их нужно приклеить ровно, чтобы ракета не падала». Все действия сопровождаются показом и комментированием.
  3. Самостоятельная работа детей (10-15 мин). Дети работают за столами. Схема находится на доске или у каждого на столе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь: помогают соотнести деталь со схемой, правильно нанести клей, напоминает последовательность. Используются приемы совместного конструирования («Давай я тебе помогу подержать, а ты приклеивай»), пошаговый показ.
  4. Итог (3-5 мин). Готовые ракеты выставляются на «стартовую площадку» (специальный стол). Воспитатель хвалит детей: «Какие вы молодцы! Настоящие инженеры! Посмотрите, какой мощный космический флот у нас получился!». Можно провести мини-выставку и предложить детям рассказать о своей ракете.

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, находить предмет, не подходящий к общей группе, по существенному признаку (принадлежность к профессии).

Задачи: развивать логическое мышление, внимание, связную речь (умение объяснять свой выбор). Закреплять знания об инструментах и атрибутах, необходимых инженеру-ракетостроителю.

Материалы: серия карточек, на каждой из которых изображены 4 предмета.

Ход игры: воспитатель показывает детям карточку и предлагает найти «лишний» предмет, объяснив свой выбор.

Пример карточек:

  1. Молоток, гаечный ключ, отвертка, сковорода. Лишний: сковорода. Объяснение: «Сковорода нужна повару, а молоток, ключ и отвертка – инструменты для инженера и строителя».
  2. Чертеж, компьютер, медицинский шприц, модель ракеты. Лишний: медицинский шприц. Объяснение: «Шприц нужен врачу, а все остальное нужно инженеру для работы».
  3. Скафандр, белый халат, каска, ракета. Лишний: белый халат. Объяснение: «Халат носят врачи, а скафандр, каска и ракета связаны с космосом и инженерией».
  4. Планета Земля, звезда, яблоко, луна. Лишнее: яблоко. Объяснение: «Яблоко – это фрукт, а все остальное находится в космосе».

Воспитатель поощряет детей, если они дают свои варианты объяснений, даже если они не совсем точны, и мягко их корректирует.

  1. Дидактическая игра «Собери ракету»

Цель: упражнять в умении составлять целый образ из частей.

Задачи: развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику, умение работать по образцу. Закреплять знание частей ракеты (корпус, носовой обтекатель, стабилизаторы, иллюминаторы).

Материалы: разрезные картинки «Ракета» разного уровня сложности (на 4, 6 и 8 частей). Образец целой ракеты на коробке с игрой.

Ход игры. Вариант 1 (индивидуальный). Ребенку дается конверт с разрезной картинкой и образец. Задача: глядя на образец, собрать на столе свою ракету из частей.

Вариант 2 (подгрупповой, «Чья ракета соберется быстрее?»). детям раздаются конверты (желательно с картинками одинаковой сложности). По команде воспитателя они начинают собирать свои картинки. Выигрывает тот, кто соберет ракету правильно и быстрее всех.

Адаптация для детей с ЗПР: использовать простые картинки, разрезанные на 4-5 частей по прямым линиям. Сначала предлагать картинки с соединением «пазл», чтобы была видна подсказка по форме. Воспитатель активно помогает, задавая наводящие вопросы: «Как ты думаешь, это низ или верх ракеты?», «Давай найдем окошко-иллюминатор».

Приложение 2

Примеры наглядных материалов (электронные ресурсы)

  1. Презентация Microsoft PowerPoint «Инженеры, которые покоряют космос».

Ссылка: ;ouid=114276940013903995567&rtpof=true&sd=true

  1. Видеоматериалы (2 коротких ролика в формате mp4):

- детский развивающий мультфильм о ракетах и космосе (2-5 мин);

- видеозапись настоящего запуска ракеты (1-2 мин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Ворота".08. 11 2017.

Конструирование в средней группе №3 "Почемучки" "Ворота"....

В рамках проекта «ЮНЫЙ ИНЖЕНЕР» Проект для старших дошкольников (Развитие конструирования и творческой деятельности)

Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно – творческий, социально-коммуникативный.Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.Актуальность прое...