Вовлекающая среда для родителей
методическая разработка

Воронченко Екатерина Александровна

В жизни иногда приходится наблюдать, как взрослые решают за ребенка каждую мелочь, а потом сильно удивляются, что подросшее дитя не знает, чего хочет от жизни и целыми днями сидит за компьютером.

Современная жизнь – это мир бесконечных возможностей, в котором постоянно нужно делать выбор. Чтобы развить в ребенке навык принятия самостоятельных решений и научить его нести ответственность за свой выбор, учесть разные желания всех детей, и, в конце концов, не заблудиться в лабиринте детских интересов, предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlekayushchaya_sreda_dlya_roditeley.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлекающая среда для родителей

В жизни иногда приходится наблюдать, как взрослые решают за ребенка каждую мелочь, а потом сильно удивляются, что подросшее дитя не знает, чего хочет от жизни и целыми днями сидит за компьютером.

Современная жизнь – это мир бесконечных возможностей, в котором постоянно нужно делать выбор. Чтобы развить в ребенке навык принятия самостоятельных решений и научить его нести ответственность за свой выбор, учесть разные желания всех детей, и, в конце концов, не заблудиться в лабиринте детских интересов, предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

В нашем саду ведется активная работа с родителями в рамках говорящей среды.

- технология «QR-код»

Задача QR- кодов заключается в хранении большого объема данных при небольшой площади их размещения.

Инновационность использования QR-кода в образовательном процессе ДОУ заключается в следующих характеристиках:

  • доступность - для внедрения не требуется дополнительного длительного повышения квалификации педагогов, достаточно проведения одного мастер-класса;
  • универсальность - данный инновационный продукт может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);
  • экономичность - использование QR-кода не требует больших финансовых затрат на приобретение дорогостоящего оборудования;
  • компактность - необходимая информация не занимает много места, а содержится в цифровом квадрате;
  • тиражируемость - данная технология может использоваться педагогами детских садов и других образовательных учреждений, занимающихся развитием компьютерных технологий;
  • результативность – применяя QR-код в дошкольном учреждении, повышается интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху.

Использование QR-кода в образовательном процессе с дошкольниками разнообразно: сюрпризный момент; познавательный или мотивирующий элемент деятельности; в игровой, проектной деятельности; при организации предметно-развивающего пространства.

Квадратики QR-кодов привлекают детей своей загадочностью. Это способствует повышению интереса дошкольников и соответственно родителей.

QR –код используются в консультациях, папках передвижках, тематических выставках, полезная информация от воспитателей по тематической неделе, деятельность детей.

-Фразы – поддержки

Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова. Но не все родители всегда находят нужные слова, а произнесенные слова родными людьми, всегда могут утешить и приподнять настроение – поэтому в стенах нашего сада они видят такие подсказки.

Поддержка взрослого для ребёнка:

  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • помогает ребенку избежать ошибок;
  • поддерживает ребенка при неудачах.

- доски обратной связи

Здесь основой может выступать любая поверхность в приемной группы (вертикальная, но лучше, конечно, горизонтальная). Если мы говорим про летний период времени, то такие доски можно использовать на веранде прогулочного участка.

На такой доске должно быть удобно писать, крепить стикеры, рисовать, стирать.

Что же можно разместить на такой доске?

Размещаем на ней различные опросники (Опрос одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам. Опрос помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении)

Они позволяют:

- родителям принять участие в планировании и выбрать тему проекта,

-получить информацию личностно – значимую для родителей и детей по теме проекта («Любимое блюдо из грибов», «Чем мы занимаемся с бабушкой и дедушкой»,)

-выявить уровень удовлетворенности родителей образовательной деятельностью в группе (Мы завершили проект «Письма здоровья», как вы думаете дети стали внимательнее относиться к своему здоровью?»),

- так же на доске размещаем мотивирующие объявления.

Чем же они будут отличаться от привычных объявлений, висящих в приемных групп?

Это будут объявления, которые готовят для своих родителей сами дети. Степень участия каждого ребенка в данном случае будет разная. Такие объявления выступают мощным мотиватором для родителей, стимулируя их активно участвовать в активностях детского сада.

(«Покормите птиц зимой» «Наши добрые дела» и.т.д), записки наблюдателя из жизни детей в детском саду (Сегодня у Катя научилась считать до 5ти).

-тематические выставки

Мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда, когда речь идет об их ребенке.

Мы можем выйти к родителям и попросить принять участие в тематической выставке детского сада или индивидуальной выставке каждого ребёнка.

Тематические выставки планируются на основе годового плана деятельности ДОУ, с учетом возрастных особенностей детей, их интересов. Очень важно учитывать не только актуальность, но и своевременность экспозиции.

Чаще всего направленность очередной тематической выставки подсказывает тематика недель и текущие праздники. Также нередко тему подсказывают и сами дети, проявляя живой интерес к тому или иному событию окружающей действительности.

Разнообразная тематика выставок позволяет решать различные задачи, направленные как на самих воспитанников, так и на их семью: Задачи вы можете увидеть на слайде, озвучу только некоторые из них.

  • приобщать дошкольников и их семьи к культурно-эстетическим ценностям, традициям народов страны и своей малой родины;
  • побуждать к совместной творческой деятельности, предоставлять возможность семьям демонстрировать положительный опыт семейного воспитания;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, материалах для творчества и способах их применения, различных техниках декоративно-прикладного творчества
  • развивать познавательные интересы;
  • воспитывать чувство прекрасного, способность воспринимать и ощущать красоту, как в искусстве, так и в повседневной жизни.
  • удовлетворять потребность детей в самовыражении через продуктивную деятельность
  • воспитывать любовь и бережное отношение к экспонатам выставки, сделанным своими руками самостоятельно или совместно с родителями
  • повышать педагогическую культуру родителей.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует всю семью.

От участия родителей в творческой продуктивной деятельности выигрывают все и, прежде всего, – дети. Они гордятся тем, что их близкие так много знают и имеют золотые руки. А мы, педагоги, имеем возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания.

Работы, выполненные детьми самостоятельно или совместно со взрослыми являются не только украшением интерьеров группы и сада, но и делают ее по-домашнему уютной, в ней комфортно находиться целый день.

-почтовый ящик.

Получать письма очень интересно и приятно. Дети пишут письма друг другу, воспитателю, сотрудникам детского сада, заведующему и получают от них ответы.

«Почтовый ящик» является нетрадиционной формой работы с родителями, которая обеспечивает обратную связь между детским садом и родителями для полноценного пребывания ребёнка в детском саду.

«Почтовый ящик» мы разместили на видном и доступном месте при входе в детский сад. Рядом находится кармашек где помещены все необходимые принадлежности (бумага, ручки, карандаши).

Было сделано пояснение родителям, что представленная почта не замещает и не может заменить непосредственного общения, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.

Родительская почта - это только повод для дальнейшей работы и средство обеспечения оперативной и адекватной обратной связи.

ЗАДАЧИ:

1. Вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную форму общения.

2. Обеспечить обратную связь между детским садом и родителями для полноценного пребывания ребёнка в детском саду.

3. Использовать как рабочий инструмент для совместной работы по различным проектам. (Например перед новым годом была проведена акция «Письмо деду Морозу», дети писали письма деду морозу и отправляли их в ящик накануне нового года. При посещении сада Дед Морозом, детям было сказано о том, что дед мороз заберёт все их письма, а мы в свою очередь отдавали письма родителям).

-проект почитай мне книжку мама

Мы решили возродить традицию домашнего чтения, вовлечь родителей в педагогический процесс. Малыши с трепетом слушают сказки, а некоторые отказываются засыпать, пока не дослушают историю до конца.

Родителям было предложено в течении месяца читать сказки детям и после прочтения отмечать о прочитанном, так мы смогли выявить какие родители являются читателями книг для своих детей а какие нет. Когда мы увидели не высокие показатели по количеству читающих семей – запустили опросник «Что мешает – препятствует чтению книг для детей» и выявили то, что во многих семьях родители не находят времени для поиска тех или иных сказок в интернете, а книг (бумажный вариант) и вовсе отсутствуют дома.

После этого родилась идея запустить акцию «букроссинга». (родители выбирали тематику с детьми, опрос длился неделю, после чего приносили книгу и далее происходил «круговорот» книг. Данная акция продлилась в саду около 3х месяцев, но с этим тоже возникали трудности…родители часто забывали вернуть книги, не отмечали прочитанный вариант или вовсе не брали их что затрудняло обсуждение с детьми прочитанного…

Но мы всё ещё надеемся возродить традицию совместного чтения книг родителей с детьми, поэтому чередуем различные акции. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он не оказался.

Коллеги нашего сада проводили акцию «Аудио сказка от мамы». Как это было? Родителям предлагалось записать аудиосказку (выразительное чтение сказки одним автором или обыгрывание её с привлечением других членов семьи), после того как был собран диск аудиосказок «старшей группы», во время тихого часа детям предлагалось послушать одну из сказок и угадать кто читает данную сказку. Дети очень были рады и удивлены услышать голоса своих членов семьи. Кто то отгадывал сразу, кто то долго прислушивался, чтоб понять и убедиться в том, что это его мама, бабушка или брат воспроизводят ту или иную сказку. Эмоции детей были непередаваемы...

-уголок игры или иначе «игровая локация»

Цель такого уголка – вернуть игры в семейный досуг. Показать родителям, как это здорово играть с детьми, быть занятыми с ними одной целью.

За время функционирования данного уголка, он сменил несколько вариаций.

  1. Настольная игра в семью
  2. Мега раскраска на всех
  3. Игры, сделанные руками детей…
  4. «Мир домино»
  5. Пазлы в каждый дом

Игровая локация расположена на втором этаже нашего детского сада, родители первого этажа получают информацию от воспитателей, объявления, и при помощи указателей могут к ней добраться.

Данная локация функционирует временно, не на постоянной основе, раз в квартал мы сменяем тематику данной локации. На данный момент размещена локация «Пазлы в каждый дом». Родители могут взять понравившиеся пазлы, отметить свой выбор, дату и по возврату так же поставить галочку.

Зачем мы запустили эти локации?
У нас есть несколько аргументов:


#1069;то объединяет семью. Неважно, какая вокруг обстановка — игра не занимает много места, а вот «погоду» в вашей семье улучшит 100%.


#1058;акие игры станут отличной альтернативой вредным или бесполезным развлечениям, обеспечивая ребёнку хорошее настроение.


#1050; каждой хорошей настольной игре должен прилагаться родитель, который всё время делает непонимающее лицо и вопрошает: «Зачем ты так сделал? Почему? Ну-ка поясни…».

По завершению локации мы обсуждаем с детьми во что они с родителями играли и какая игра понравилась больше всего.

Подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что на сегодняшний день практика показала, что действительно принимая активное участие в оформлении группы и пространства детского сада, дети и родители стали чаще взаимодействовать с различными ее функциональными частями, при этом участвуют они добровольно. Теперь каждый уголок, созданный в ДОО, несет еще и обучающий характер. Созданная в ДОО «Говорящая среда» позволяет индивидуализировать работу с детьми, сделать ее насыщенной и интересной.

И каждый раз приходим к выводу, что игрушки из магазина, картинки из интернета эстетичны и красочны, но делая что-то своими руками с привлечением родителей, дети лучше это понимают, запоминают, ценят и берегут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий, направленный на развитие математической грамотности и культуры среди детей, родителей и педагогических работников МАДОУ № 3

   Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет ...

«Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ».

Данный материал будет полезен родителям, воспитывающих детей с ОВЗ. В нем даны рекомендации по организации предметно-развивающей среды дома для детей с ограниченными возможностями здоровья.Условия, ко...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Значение речевой среды. Советы родителям.

Значение речевой среды. Советы родителям....

Создание речевой среды.Рекомендации родителям.

Создание речевой среды.Рекомендации родителям....

Консультация для родителей: «Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ».

Консультация для родителей: «Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ»...