Консультация для педагогов «Сотрудничество педагога с семьёй»
консультация
«Сотрудничество педагога с семьёй»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»
Консультация в рамках семинара
«Сотрудничество педагога с семьёй»
Подготовила: Киль Алёна Александровна
2023г.
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья
в руки педагогов детского сада.
Здесь важен не принцип параллельности,
а принцип взаимопроникновения
двух социальных институтов…»
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка в слепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом не легком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Основные задачи работы с родителями:
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки.
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
«Давайте познакомимся!
На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап – «Давайте подружимся!»
На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия :тренинги, “круглые столы”, игровые семинары.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе».
На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться
принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в
работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе -качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна этих отношений определяется
понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и
с помощью общения.
В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова " взаимодействие "объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2)взаимная поддержка. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и
общественного воспитания.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста
осуществляется в основном через:
• приобщение родителей к педагогическому процессу;
• расширении сферы участия родителей в организации жизни
образовательного учреждения;
• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей,
детей;
• информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,
которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со
спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей
средой;
• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по
воспитанию и развитию ребенка:
• эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога
взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических
особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и
предшествующий опыт ребенка;
• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении
ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и
эмоции;
• уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны
на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского
сада внутрь и наружу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к семинару по теме: "Формы и методы сотрудничества педагогов с семьёй"
Цель: установление партнёрских отношений участников педагогического процесса; приобщение родителей к жизни ДОУ....
Эффективное взаимодействие педагога с семьёй - залог полноценного развития ребёнка.
Обобщение опыта. Примерный план совместной работы с родителями. Фотоматериалы....
"Проектная деятельность-эффективная форма взаимодействия педагога с семьёй"
В этой публикации я рассказала о наиболее эффективной на мой взгляд, форме работы педагога с родителями ....

Взаимодействие педагога с семьёй в вопросе формирования элементарных математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений, становление логикоматематического опыта можно успешно осуществлять в совместной работе педагога и родителей.......

Консультация для родителей и педагогов "Сотрудничество на основе мотивации"
Сотрудничество в обучении ребенка – совместная деятельность со взрослым в процессе обучения, направленная на приобретение знаний, умений ребенка и повышение его мотивации к обучению....


