Консультация для педагогов «Сотрудничество педагога с семьёй»
консультация

Киль Алёна Александровна

 

«Сотрудничество педагога с семьёй»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._sotrudnichestvo_pedagoga_s_semyoy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»

Консультация в рамках семинара

«Сотрудничество педагога с семьёй»

Подготовила: Киль Алёна Александровна

2023г.


«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья

в руки педагогов детского сада.

Здесь важен не принцип параллельности,

а принцип взаимопроникновения

двух социальных институтов…»

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка в слепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом не легком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Основные задачи работы с родителями:

-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной

взаимоподдержки.

-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:

«Давайте познакомимся!

На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!»

На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия :тренинги, “круглые столы”, игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе».

На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться

принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в

работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе -качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Новизна этих отношений определяется

понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит

привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной

деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и

с помощью общения.

В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова " взаимодействие "объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2)взаимная поддержка. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и

общественного воспитания.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста

осуществляется в основном через:

• приобщение родителей к педагогическому процессу;

• расширении сферы участия родителей в организации жизни

образовательного учреждения;

• пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

• создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей,

детей;

• информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,

которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со

спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей

средой;

• разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по

воспитанию и развитию ребенка:

• эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога

взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических

особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и

предшествующий опыт ребенка;

• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении

ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и

эмоции;

• уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны

на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского

сада внутрь и наружу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к семинару по теме: "Формы и методы сотрудничества педагогов с семьёй"

Цель: установление партнёрских отношений участников педагогического процесса; приобщение родителей к жизни ДОУ....

Модель взаимодействия педагога с семьёй

Показана работа с родителями: направления и формы работы....

Эффективное взаимодействие педагога с семьёй - залог полноценного развития ребёнка.

Обобщение опыта. Примерный план совместной работы с родителями. Фотоматериалы....

"Проектная деятельность-эффективная форма взаимодействия педагога с семьёй"

В этой публикации я рассказала о наиболее эффективной на мой взгляд, форме работы педагога с родителями ....

Взаимодействие педагога с семьёй в вопросе формирования элементарных математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений, становление логикоматематического опыта можно успешно осуществлять в совместной работе педагога и родителей.......

Консультация для родителей и педагогов "Сотрудничество на основе мотивации"

Сотрудничество в обучении ребенка – совместная деятельность со взрослым в процессе обучения, направленная на приобретение знаний, умений ребенка и повышение его мотивации к обучению....