Методическая разработка к семинару по теме: "Формы и методы сотрудничества педагогов с семьёй"
методическая разработка на тему

Миронова Татьяна Ивановна.

Цель: установление партнёрских отношений участников педагогического процесса; приобщение родителей к жизни ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_sotrudnichestva_pedagogov_s_semyoy.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №55 «Чудесница»

Семинар

«Формы и методы сотрудничества

педагогов с семьёй»

Составила:

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55»

Миронова Татьяна Ивановна

г. Воркута 2013г.

«Формы и методы сотрудничества педагогов с семьёй»


    Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь свой родительский потенциал воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. 
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к каждой семье, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только тревожные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. 
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. 

К традиционным относятся:

  1. Анкетирование.  Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы  следующие задачи:

- Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, её психологическим климатом;

 - Особенностями поведения ребенка в семье;

- Определение уровня педагогической культуры родителей;

- Выявление трудностей, испытываемых родителями;

- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;

- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

  1. Посещение семьи ребёнка много дает для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, если и давать советы, то только в тактичной и ненавязчивой форме. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, зажатый) также помогут понять психологический климат семьи.

   При каждом последующем посещении семьи воспитатель должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребёнка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: «Условия для развития предметной деятельности ребенка», «Соблюдение режима дня ребёнка раннего возраста». Цели посещения на дому старших дошкольников иные: «Трудовые поручения и обязанности ребёнка в семье», «Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника» и др. К примеру, посещая малообеспеченную семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают. Продумать, чем ДОУ может помочь семье (оформление компенсаций, помощь в приобретении летней путёвки на дачу). Чётко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, её целенаправленность. Чтобы посещение на дому было эффективней, желательно информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить ещё и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе этих наблюдений воспитатель может чётко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания. Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки. 

  1. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. 
  2. Консультации. Обычно планируется на год цикл консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (гиперактивные дети, одарённые дети). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение педагога с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как научить ребёнка читать»).   
  3. Наглядная информация. Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная информация, правильно осознавать её роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Важно постоянно оформлять и обновлять стенды «Для вас, родители!», содержащие информацию по разделам: повседневная жизнь группы  (различного рода объявления, поздравления, меню и др.), и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье (программное содержание занятий; советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду). Родители с большим удовольствием рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде «Наш вернисаж»: рисунки, лепку и аппликации.

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как «Папки-передвижки». В годовом плане педагог заранее предусматривает темы папок, чтобы иметь возможность  подобрать фотографии, иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося физического воспитания в семье, материала по трудовому и эстетическому воспитанию, до материала по воспитанию детей в неполной семье. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьёй. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения. 

В разделе «Советы узких специалистов» родители могут получить практические рекомендации психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, логопеда и дефектолога по различным вопросам. Так же здесь можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их задумываться или даже пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания.

  1. Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода. На общее собрание можно пригласить врача, социальных педагогов, сотрудников ДПС и др.

Групповые собрания проводятся 4 раза в год. На обсуждение выносят 2 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить старшей медсестре или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Патриотическое воспитание в семье», «Закаливание», «Компьютер - друг или враг в воспитании детей?» 

  1. День открытых дверей. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. Являясь достаточно распространенной формой работы, оно даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением групп, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (подвижные игры, сборы на прогулку, слайд-шоу или небольшой концерт, угостить выпечкой). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.   

В настоящее время педагогические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Вот некоторых из них: 

  1. Открытые просмотры занятий очень много дают родителям. Они получают  возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнить его поведение и умения с поведением других детей, перенять у педагога приёмы обучения и воспитательных воздействий. Подготовку к такому занятию стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, приглашения для родителей, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра, необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, его цель и необходимость проведения.
  2. Семинары-практикумы. На такие семинары целесообразно приглашать  молодых, неопытных родителей, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы даёт возможность не только рассказать о способах и приёмах обучения, но и показать их: как составлять рассказ по картине, беседовать с ребёнком о прочитанном, как упражнять артикуляционный аппарат, делать дыхательную гимнастику и др. 
  3. Родительские конференции (диспут). Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление даётся «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и городские конференции. Важно определить актуальную тему конференции («Роль отца в воспитании ребенка», «О здоровье всерьёз», «Приобщение детей к национальной культуре»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения и др. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, членов их семей и сотрудников дошкольного учреждения.
  4. Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. 
  5. «Родительская гостиная». Встречи за «круглым столом»  расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в неё должны включиться психолог, логопед, дефектолог, воспитатели, врач и остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог. Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
  6.  «Почта Доверия». Учитывая занятость родителей, используются и такая нетрадиционная форма общения с семьей, как «вопрос-ответ». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.
  7. Стенд «Книжная страничка» является значительным подспорьем в работе педагога по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Воспитатели следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг для детей и взрослых, составляют аннотации новинок. 
  8. «Домашняя копилка». Нетрадиционной формой взаимодействия с семьёй является и картотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребёнком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в картотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. 
  9. Кружок «Секреты бабушкиного сундучка» привлекает бабушек и мам.  Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребёнка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок:  бисероплетение, вышивка крестом, вязание крючком, изготовление игрушек, макраме и т.п.  
  10. Вечера вопросов и ответов представляют собой обобщённую педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Такие вечера должны проходить как непринуждённое, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий. На вечере желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов. Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. Родителям не позднее, чем за месяц на родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить их педагогу позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

Выступление на семинаре -практикуме. Тема: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"...

Перспективный план работы с родителями с использованием инновационных форм сотрудничества педагога с семьёй, с целью повышения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста

Представлены  инновационные формы работы с родителями детей  дошкольного возраста по музыкальному развитию детей. (План, консультации, анкетирование)...

Программа сотрудничества педагога с семьёй

Главная задача семьи и образовательного учреждения – всестороннее развитие и формирование личности ребенка. Чтобы из ребенка вырастить культурного, высоконравственного, творческого человека, нео...

Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться ...

СЕМИНАР НА ТЕМУ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, сензитивностью формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознател...

Методическая разработка психологического занятия с применением арт-терапевтических методов, для воспитателей и педагогов

Основными методами работы данного занятия являются песочная терапия и изотерапия, но могут быть добавлены и другие, например музыкотерапия. Песочная терапия- это игра песком или рисование на нем, она ...

Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.

Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....