Программа сотрудничества педагога с семьёй
рабочая программа на тему

Фельзенмайер Елена Вячеславовна

Главная задача семьи и образовательного учреждения – всестороннее развитие и формирование личности ребенка. Чтобы из ребенка вырастить культурного, высоконравственного, творческого человека, необходим союз между педагогами и семьей, которые делятся с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОО и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotrudnichestva_pedagoga_s_semyoy.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа сотрудничества педагога с семьёй

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А.С. Макаренкко

В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» одной из основных

задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности».

Главная задача семьи и образовательного учреждения – всестороннее развитие и формирование личности ребенка. Чтобы из ребенка вырастить культурного, высоконравственного, творческого человека, необходим союз между педагогами и семьей, которые делятся с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОО и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

При знакомстве с родителями (законными представителями) необходимо рассказать об особенностях развития детей этого возраста. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей позволяет родителям научиться правильно общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.      Общение педагогов и родителей (законных представителей) базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия, строится с учётом интересов и запросов семьи.

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования.

Задачи:

  1. Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями.
  2. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи.
  3. Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с детским салом.
  4. Поиск методов и форм взаимодействия с семьей с целью вовлечения родителей в педагогический процесс, обучение их методам и приемам взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
  5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
  6. Привлечение актива родителей к деятельности ДОУ в работе с семьями.
  7. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Принципы:

  1. Принцип открытости и понимания целей и задач воспитательно-образовательного процесса.
  2. Принцип партнерской позиции воспитателей по отношению к семье и ее членам.
  3. Принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации.
  4. Принцип доброжелательного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч.
  5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений.
  6. Принцип научности.
  7. Принцип конфиденциальности.

Используемые методы:

  1. Актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.
  2. Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.
  3. Партнерство педагогов и родителей (законных представителей) в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.

Формы работы с родителями (законными представителями):

Все формы по работе с семьей можно разделить на три группы: массовые, групповые, индивидуальные.

Массовые формы – это наиболее яркие, эмоциональные, художественно-выразительные формы, построенные на сопереживании всех членов семьи. Прежде всего – это праздники. Праздник – это не только зрелище, но и активное общение. Праздники семьи дифференцируются (подразделяются) по площади проведения (клуб, фойе, стадион, комната отдыха, клубное кафе, село, город); времени года (зимние – рождественские, новогодние, осенние, летние и т.д.); по конкретной тематике и направленности (фольклорные, художественные, прикладного творчества, юбилейные)

Семейные праздники не обязательно должны быть массовыми. Они могут проводиться в небольшой аудитории. Лучше всего 3 – 6 семей. Строятся такие мероприятия по двум принципам: параллельности (когда заняты взрослые и дети на разных программах – параллельно), совместимости – одновременно дети и родители.

К массовым праздникам можно отнести:

- «Дни семейного отдыха» в воскресные дни – отдых всей семьи. Именно такие мероприятия привлекают наибольшее число посетителей. Цель их – организовать активный отдых родителей с детьми, преодолеть пассивность отдыха в семье, вывести его за рамки домашнего времяпровождения. Специфика таких дней заключается в том, что они проводятся для групп «родители – дети» и должны предусматривать как раздельные (познавательные и развлекательные занятия) тех и других групп, так и совместные. Дни семейного отдыха могут быть тематическими: музыкальные, литературные, спортивные, сезонные, юбилейные и т.д.

- «Папа, мама, я – спортивная семья». «Семейный калейдоскоп» - особый вид праздников. Калейдоскоп – смена объекта семьи (дети, папа, мама, дедушка, бабушка). Это рассказ в художественной форме об одном из членов семьи. Если семья большая, то можно проводить такое мероприятие ежемесячно, если небольшая – 1 раз в квартал.

- «День матери», праздник как «День защитников Отечества», профессиональные праздники с участием детей и родителей, «Мы и наши дети» - песенная, художественная, наглядная, танцевальная номинации. Конкурсные программы «Моя семья», «А ну-ка, бабушки!» и т.д.

- «Праздник осени», «Новый год», «Коляда», «День защиты детей», «Иван Купала» и другие.

-Семейные обряды, в отличие от семейных праздников, не желательно выносить на большую аудиторию. Это, например, дни рождения. Они требуют особой торжественности, хорошего оформления, обязательного наличия добротного сценария, рассчитанного не на шаблонные обряды, а обряды, рассчитанные на каждую индивидуальную семью.

Групповые формы работы с семьей:

- Семейные клубы, которые подразделяются: клубы, объединенные по характеру деятельности: семейные клубы туристов, здорового образа жизни, театрально-музыкальные клубы, семейные клубы лидерского типа. По составу участников: семейные клубы многодетных родителей, студенческие семейные клубы, объединяющие неполные семьи. Семейные клубы по уровню развития: (от одного до двух лет работы, от двух до шести лет работы и более).

-К групповым формам работы клуба с родителями – это беседы, встречи со специалистами (социологом, психологом, врачами, представителями правоохранительных органов).

Индивидуальная работа – это консультации специалистов разного профиля, как условие сохранения нормальных семейных отношений, оказание помощи семьям в решении конфликтных ситуаций. Это и индивидуальные беседы с трудными детьми, с родителями из неблагополучных семей.

Ожидаемые результаты:

  1. Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей.
  2. Повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе.
  3. Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
  4. Дружеские, доверительные отношения между педагогами и родителями (законными представителями)

Список литературы:

  1. О. Бухачева «Семейная медиатека», журнал «Обруч» № 1 – 2009г.,

3. с.8 – 13.

  1. Ю.Гладкова «Педагог и семья – проблемы взаимодействия», журнал

«Дошкольное воспитание» № 4 – 2008г., с.103 – 110.

  1. О.Давыдова, А.Майер «Детский сад – семья: инновационный

потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного

подхода», журнал «Дошкольное воспитание» № 5 – 2011г., с.17 – 22.

  1. Т. Н. Доронова Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 -26.
  2. О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Н. Микляева Создание условий эффективного взаимодействия с семьей Дошкольное воспитание и развитие; 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа сотрудничества педагогов ДОУ с семьей

Эта программа поможет вам в работе с родителями. Алгоритм программы позволяет вам поменять какие-либо моменты, не подходящие вам. Желаю успеха в работе!...

Методическая разработка к семинару по теме: "Формы и методы сотрудничества педагогов с семьёй"

Цель: установление партнёрских отношений участников педагогического процесса; приобщение родителей к жизни ДОУ....

"Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"

Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания....

Семинар для педагогов "Современные формы сотрудничества ДОУ с семьёй"

Познакомить родителей с  формами проявления любви к своему ребёнку;   обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение. Заострить внимание на положительных моментах воспита...

Перспективный план работы с родителями с использованием инновационных форм сотрудничества педагога с семьёй, с целью повышения уровня музыкального развития детей дошкольного возраста

Представлены  инновационные формы работы с родителями детей  дошкольного возраста по музыкальному развитию детей. (План, консультации, анкетирование)...

Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться ...

Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.

Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....