доклад на пед .совет
материал
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на педагогическом совете МБДОУ «Белоснежка»
по теме для самообразования
«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Воспитатель гр. « Почемучки»: Т.В.Жунтова
2017 год
«Труд - это могучий воспитатель, а также средство всестороннего развития человека»
А.С. Макаренко
Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. А.С. Макаренко писал о том, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека физически здоровым. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд это забота людей друг о друге.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производственного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребёнка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре ребёнок
действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В труде ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.
Теоретические аспекты трудового воспитания.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность
воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще
трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на
сознательный выбор профессии.
Практические аспекты трудового воспитания.
В труде происходит накапливание практического опыта,
формирование навыков и умений, представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),
формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений и
пользы труда людей разных профессий);
расширение кругозора, словарного запаса,
расширение представлений о сенсорных эталонах;
участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения;
ощущение радости от результата труда;
проявление внимания к партнерам по труду.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.
Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд- это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.
Чтобы у детей возникало желание трудиться, необходимо учитывать следующие моменты при организации трудовой деятельности:
- продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом;
- труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях;
- педагог должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца;
- усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.
В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье, воспитывает привычку к трудовому усилию, бережливость, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц.
Предлагаю немного поиграть в игру, « Закончи пословицу, поговорку о труде»
1. Меньше слов, да больше дела.
2. Газа страшатся, а руки делают.
3. Хочешь жить – умей вертеться.
4. Кончил дело – гуляй смело.
5. Терпение и труд – все перетрут.
6 Не потрудиться, так и хлеба не родится.
3. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)
Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)
Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)
Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)
Метод стимулирования детского труда. (поощрение)
Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный)
В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать
у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание,
хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направлено на уход за собой. Воспитательное
значение этого вида труда заключается, прежде в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки
самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает
осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны.
Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на
участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети
учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на
участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой
труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе
большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями,
в уголке природы и в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для
развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему
живому, любви к родной природе.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и
полезные практические навыки; формирует интерес к работе, умение
оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше
(прочнее, изящнее, аккуратнее).
Хотелось бы закончить наш педсовет изречением В. А. Сухомлинского, что «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогтическом совете"Защита прав детства"
"Особенности соблюдения прав ребенка на детство в младшем дошкольном возрасте"...
Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...
Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".
Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...

Задачи по подготовке детей к школе (из доклада на пед.совет)
Материал о задачах подготовительной группы которые идут в школу ...

Доклады к коррекционным советам
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личнос...

Доклады на педагогический совет
Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей - правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать п...

Доклад для педагогического совета. Самостоятельная двигательная активность в условиях группы
Доклад содержит список необходимого оборудования для спортивных уголков по возрастам....
