Консультация для родителей "Словарь и развитие речи"
консультация (средняя группа)

Шелкова Марина Владимировна

Данный материал предназначен для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение и развитие речи

  Словарь ребёнка – основа развития речи детей. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

 Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играют родители.

Как же развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

- обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

- уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);

 - активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);

- устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

    Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

    Стимулируйте развитие словаря посредством:

- наблюдения во время прогулок (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);

- рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;

- показа фильмов и последующего обсуждения;

- чтения художественных произведений;

- дидактических игр, словесно-логических упражнений.

   Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Также существуют различные Игры и упражнения для развития словаря.

Упражнения с существительными.

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

Упражнение с глаголами.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

- Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)

- Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)

- Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)

- Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

Упражнения с наречиями.

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

- Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

- Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

- Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Как вместе с ребёнком учить стихи и песни?

Также заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. Как?

1. Найдите непонятные слова

Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребёнком, должен сам прочитать его с выражением. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные ребёнку слова и обязательно объясните их. Спросите ребёнка, о чём говорится в той или иной строчке. Когда все слова будут понятны, стихотворение нужно прочитать ещё раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

2. Увеличивайте объём постепенно

Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из трёх-четырёх слов. Для начала подойдёт двустишие или четверостишие. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку.

3. Визуализируйте стихотворение

Помогите ребёнку представить происходящее. Сделайте иллюстрацию к тексту. Одну или к каждому четверостишию. Поиграйте в иллюстраторов книги. Нет цели создавать шедевры, достаточно схематически изобразить рисунки. Используйте мнемотаблицы. Их суть в том, что вы иллюстрируете каждое слово или выражение. Так к процессу запоминания подключается зрительная память.

4. Подключите эмоции

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. В противном случае оно будет лишено для ребёнка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально, помните об этом и держите ситуацию под контролем.

5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говорится. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Так сформируется смысловая последовательность. После этого учить стихотворения легче и быстрее.

6. Повторяйте выученное

Перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит это делать, как экзамен. Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Или вы начинайте рассказывать, а потом «забывайте», чтобы ребёнок мог вам помочь. Лучше всего учить стихотворение с определённой целью. Например, к приходу Деда Мороза, на праздник, ко дню рождения бабушки и так далее.

7. Делайте перерывы

Чтобы не наскучило учить стихи с ребёнком, прерывайтесь на другую деятельность. Потом возвращайтесь к заучиванию.

8. Никакого насилия

Не заставляйте ребёнка учить и не наказывайте за неудачи. Выбирайте стихотворения в соответствии с возрастом и темпераментом. Объём памяти у всех разный, таланты тоже у всех свои, кому-то легко выучить десять четверостиший, а чей-то потолок — два, но труд будет одинаковым, а значит и тот, и тот вариант достойны похвалы!

Как и зачем обсуждать с ребёнком прочитанное?

Читать вместе с детьми — прекрасно. Это налаживает контакт между родителем и ребенком, расширяет детский кругозор, гармонизирует психику. Но важно не только читать, но и обсуждать прочитанное. Ведь во время обсуждения мы часто касаемся тем, которые не поднимаем в обычной жизни. А чтобы родителям было легче выстроить структуру обсуждения, можно опираться на эти вопросы.

1. Задавайте открытые вопросы

Избегайте вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Лучше использовать те, что побуждают к размышлению и помогают рассказать о чувствах, мотивах и мыслях персонажей, например:

– Почему, как ты думаешь, Колобок ушёл от бабушки и дедушки?

– Что бы ты сделал, если бы оказался на месте Коли?

– Почему герой поступил именно так?

2. Учите сравнивать героев между собой и сопоставлять события

Сравнение – отличный способ научиться анализировать и выстраивать логические связи.

– Кто тебе больше понравился: Курлик или Муррлик? Почему?

– Какой герой похож на тебя или твоего друга?

3. Играйте в «Что было бы, если…»

Этот приём развивает воображение и помогает взглянуть на сюжет под другим углом.

– А что было бы, если бы у Маши не было каши?

– Если бы ты мог изменить финал истории – каким бы он был?

4. Вводите элементы творчества: рисунки и поделки

После прочтения предложите ребёнку нарисовать героя, сцену или придумать поделку. Это помогает выразить впечатления через действия.

– Расскажи, что ты нарисовал? Почему выбрал именно этот момент?

5. Связывайте сюжет с личным опытом ребёнка

Когда ребёнок видит, что истории перекликаются с его жизнью, чтение становится ближе.

– Ты когда-нибудь видел шмелей, как в книге? Испугался или наоборот – было интересно?

6. Ведите мини-дневник чтения

Это может быть таблица, блокнот или даже отдельный альбом, куда ребёнок записывает или зарисовывает прочитанные книги, впечатления, любимых героев и цитаты.

Самое важное в обсуждении книг – это искренний интерес взрослого и уважение к мнению ребёнка. Когда ребёнок чувствует, что его слышат и его идеи важны, обсуждение превращается не в занятие «по правилам», а в любимый ритуал, способ быть ближе друг к другу и к миру книг.

Как объяснить ребёнку значение пословиц и поговорок

Народный фольклор всегда изобиловал пословицами и поговорками. Они составлялись на любую тему, затрагивали практически все области жизни и в короткой ёмкой фразе отображали глубокий смысл. Поговорки и пословицы ценны лёгким запоминанием, ярким образом, глубоким содержанием. Этот жанр эффективно проникает к слушателю, побуждая обратить внимание на заложенный смысл.  

Знание и умение понимать сокрытый в пословицах и поговорках смысл обогащает словарный запас, учит глубже выражать свои мысли, анализировать услышанное, развивает интеллект. С какого возраста лучше начать знакомство с этим фольклором? Поговорки и пословицы весьма ироничны.

Малыши до 5 лет не в состоянии понимать шутки, скрытое порицание и переносный смысл, потому не смогут понять значение в полной мере. К 5-6 годам дети начинают различать скрытую иронию, способны отличить буквальное понимание от иносказательного. В этом возрасте развиваются творческие способности, формируется связная речь, мышление. Это замечательное время для начала знакомства с жанром. Умение понимать скрытый смысл начинается с умения рассуждать. Попробуем это сделать на примерах.

  • «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.» Рыбка в пруде – цель рыбака. Чтобы принести домой улов, необходимо приложить усилие, ведь рыба сама в садок не прыгнет. Это правило относится не только к рыбалке, но к любой работе. Чтобы достичь результата, необходимо старание, прилежание и настойчивость в труде.

Чем большее количество пословиц и поговорок ребёнок будет слышать, тем богаче будет его речь и более развитое мышление.

    Ребёнку перед сном можно почитать сказки, стихи, энциклопедии или послушать аудиокниги. Вечерний ритуал семейного чтения — не просто приятная традиция, а настоящий ключик к спокойной ночи и гармоничному развитию малыша. Сказки перед сном помогают плавно перейти от активного дня к отдыху, подарить ребенку чувство защищенности. Важно выбирать произведения, соответствующие возрасту и эмоциональному состоянию ребёнка, чтобы история не перевозбудила, а успокоила. 

Слуховое восприятие — одна из основных и важных способностей человека, которая позволяет в полной мере постигать окружающий мир и ориентироваться в нем. В эпоху переизбытка визуальной информации аудиальная составляющая остается без внимания. Полезными помощниками для всестороннего развития ребенка могут быть аудиосказки. Аудиосказки — одна из граней технологического прогресса, способствующая развитию аудиального восприятия у детей с ранних лет.

29.10.2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...