Проект "Наследники Победы"
материал (подготовительная группа)

Рабжаева Маргарита Эрдыниевна

Проект "Наследники Победы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Наследники Победы"209.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ёлочка»

Проект

«Наследники Победы»

D:\Desktop\день победы.jpg

                                                    Автор: Воспитатель I  квалификационной категории Рабжаева Маргарита Эрдыниевна

п.Потанино

Содержание

  1. Актуальность проекта
  2. Проблема проекта
  3. Идея проекта
  4. Новизна проекта
  5. Цели, задачи
  6. Ожидаемый результат
  7. Участники проекта
  8. Тип проекта
  9. Срок реализации проекта 10.Этапы проекта
  1. Основные формы реализации проекта

  1. План проектных мероприятий
  2.  Литература
  1. Актуальность.

Актуальность героико-патриотической темы в воспитании дошкольников напрямую связана с духовно-нравственным воспитанием. Первые чувства духовности, гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Да, доступны, и задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке чувство гордости за свою родину, верность родной земле, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; помочь освоить первоначальное понимание основ духовно-нравственных категорий «Вера», «Верность родной земле», «Семейные традиции».

        Духовно-патриотическая тема была и остается всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя родной земли – эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они. А участие в мероприятиях патриотической тематики, помогает ощутить положительные эмоции и чувства сопричастности к памятным событиям страны, формированию представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Такие мероприятия одновременно и учат, и воспитывают детей.

Успех духовно-патриотического воспитания во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, где поддерживаются семейные традиции, имеется мотивация к взаимодействию у детей и взрослых.

        Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищающих родную землю.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществлять это воспитание нужно тактично, и заниматься им необходимо вместе с родителями, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к семье, поселку, родной земле. Задача дошкольного учреждения – помочь ребенку успешно войти в современный мир. Но занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к культурным традициям и ценностям  народов, населяющих поселок, район, республику и страну , без доброты и милосердия.

Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. А Специальная военная операция(СВО) на Украине - это уже быль наших дней.  Если         мы, внуки и правнуки воевавших, родные и близкие, знакомые и  малознакомые  ныне воюющих, не передадим своим детям то, что хранится  в памяти народной как свидетельство того, что пережили и переживают ныне наши дедушки и бабушки, родители, близкие и просто знакомые люди, связь времен, семейная нить порвется.

Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким во- енным событиям. Начинать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

       2 Проблема.

Тема войны непростая для детского понимания. Хочется напомнить известные слова В.А. Сухомлинского о том, что высокие чувства преклонения перед памятью о тех, кто отдал за Родину жизнь, не возникают в сердцах детей сами по себе, их надо пробуждать.

«Нельзя облагородить детское сердце, если оно не прочувствовало, не пере- жило величайшего горя нашей Родины – горя утраты миллионов жизней, го- ря страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чём наш народ не может не забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной».

      Авторы современных образовательных программ рассматривают задачу формирования начальных представлений детей об общественной значимости всенародных праздников Дня Победы, Дня Защитника Отечества, Дня памяти и скорби, Дня России  в русле развития их социальной компетентности, социальных эмоций и мотивов как нравственной основы социального поведения. В процессе знакомства дошкольников с темой войны в доступных для их возраста пределах авторы подчеркивают важность формирования у детей отношение к войне как трагедии и горю для людей и одновременно с этим необходимость воспитания чувства восхищения мужеством и героизмом народа, защитившего и защищающего  свою Родину. Дети должны учиться переживать свою сопричастность с далёкими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за своё Отечество.

Педагоги и родители как главные и авторитетные фигуры в жизни ре- бёнка ответственны за то, чтобы, разумно дозируя правду о войне, помогать дошкольникам понять её трагический смысл, почувствовать ценность чело- веческой жизни, пробудить милосердие и сострадание к людям, испытавшим и испытывающим  огромные лишения, потери и беды, которые несут войны. Вместе с тем не стоит обрушивать на головы маленьких детей чрезмерно негативную информацию. Работая с детьми дошкольного возраста, взрослые обязаны помнить о сохранении чувства меры в изображении действительности военного времени, ибо для взращивания в сердцах малолетних детей чувства патриотизма и гражданственности, важнее всего учиться смотреть с оптимизмом               на жизнь, её прошлое и будущее.

  1. Идея проекта

Тема  войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

4.Новизна проекта

В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать ин- формацию, анализировать и систематизировать её, тесно общаться со сверст- никами, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Всё это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребёнка, воспи- танию в нём целеустремлённости и самоуважения. А так же воспитать пат- риотические чувства, гордость за свою республику, страну, разовьёт интерес к истории страны.

5.Цель.

Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы через знакомство с историей России в условиях ДОУ.

Задачи :

  • создать условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности;
  • развивать интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет и настоящих дней ; расширить знания о государственных праздниках и историческом  наследии нашей страны;
  • обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны, СВО
  • воспитать уважение к участникам Великой Отечественной войны, СВО  как защитникам Родины;
  • ознакомить с памятниками и памятными местами, связанными с событиями Великой Отечественной войны, СВО ;
  • рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике.

6.Ожидаемый результат

  • У детей пополнены знания о государственных праздниках и ис- торическом наследии нашей страны;
  • Дети знакомы  с героическим прошлым страны;
  • У детей расширены представления о военных профессиях, о ро- дах войск армии РФ;
  • У детей развита речь и коммуникативные навыки, внимание, па- мять, мышление;
  • У детей воспитаны нравственно-патриотические чувства к Родине, вете- ранам войн, воинам российской армии, уважение и чувство благодарно- сти ко всем, кто защищает родину;

7.Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, сотрудники ДОУ.

8.Тип проекта: долгосрочный.

9.Срок реализация проекта: с сентября 2023 г. по июль 2024 г.

10.Этапы проекта I.Организационно-подготовительный II.Основной

III.Оценочный

  1. этап: Организационно – подготовительный с 20 сентября 2023 года по 17 октября 2023 года
  • Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
  • Определения цели и задач проекта.
  • Подбор литературы.
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведе- нием проекта.
  • Планирование.
  1. этап: Основной с 20 октября 2023 года по 22 июня 2024 года. Деятельность в соответствии с планированием.
  2. этап: Оценочный с 25 июня  2024 года по 25 июля  2024 мая.
  • Обобщение результатов.
  • Анализ деятельности.

11.Основные формы реализации проекта.

С детьми: беседы, экскурсии, включая и виртуальные, фотовыставки, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, праздники, физ- культурные досуги, сюжетно-ролевые игры, слушание музыкальных произ- ведений, художественно-творческая деятельность, участие в акциях, флэшмобах, митингах .

С родителями: консультации, анкетирование, конкурсы, беседы.

 

12.План проектных мероприятий

Ме сяц

Работа воспитате- ля

Работа с детьми в течение дня

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор и изучение материала        необхо- димого для работы с детьми и родителя- ми на данную тему. Постановка целей и задач по данной те-

ме.

  • Беседа с детьми «Что я знаю о войне»
  • Чтение рассказов из «Антологии произведений писателей Бурятии о Великой Отечественной войне»
  • Рассматривание фотографий «Фотохроника военных лет»
  • Сбор документов и фотографий из се- мейных архивов об участников ВОВ
  • Анкетирование ро- дителей «Патриоти- ческое воспитание в

семье»

Октябрь

Изготовление бук- лета «Памятные да- ты и дни воинской славы России»

  • Презентация «Они сражались за Родину»
  • Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»
  • Беседа «История георгиевской ленточки»
  • Слушание песен о войне «Священная война»

Консультация для ро- дителей «Память про- шлых лет»

Ноябрь

Создание альбома

«Выдающиеся во- енные полководцы ВОВ»

  • Беседа «Города - герои»
  • Чтение рассказов из «Антологии  произведений писателей Бурятиии о ВОВ»
  • Сюжетно-ролевая игра «Моряки»

Консультация – прак- тикум «Как использо- вать военные игрушки для воспитания у детей патриотических

чувств»

Декабрь

Организация вы-

ставки фотоархивы

«Военные биогра- фии предков нашей семьи»

  • Рисование «Война глазами детей»
  • Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»
  • Презентация «Дороги войны» - знакомство с основными собы- тиями ВОВ, СВО на Украине
  • Чтение С. Алексеев «Подвиг Ленинграда»

Создание семейного фотоархива «Военные биографии предков нашей семьи»

Январь

Просмотр  диарамы «Военно-историческая мини-

атюра»

  • Чтение рассказов, стихов  об СВО
  • Аппликация – открытка «Фронтовое письмо»
  • Сюжетно-ролевая игра «Разведчик»

Консультация «Играем в папины игры военной тематики»

Февраль

Ди орама «Военно-

историческая мини- атюра» 2

  • Рассматривание альбома «Военная техника»
  • Коллекционирование «Военная техника»
  • Участие в Акции «Свеча Памяти»
  • Участие в акции «Рисунок солдату на СВО»
  • Встреча с родителями военнослужащими и членами их семей
  • Праздник «Защитники Отечества»

Оказание помощи в со- здании «Военная тех- ника»

Март

Создание видеоро- лика «Спасибо Вам за День Победы»

  • Презентация «Дети войны»
  • Чтение М. Зощенко «Солдатские рассказы»
  • Аппликация «Медаль для героя»
  • Музыкальная гостиная «Слушание песен военных лет»

Круглый стол «Семей- ные реликвии военных лет, помогающие хра- нить историю семьи»

Апрель

Организация кон- курса чтецов «Эх,

война, война, что ж ты сделала»

  • Конкурс чтецов «Эх, война, что ж ты сделала»
  • Виртуальная экскурсия по комплексу «Героям Сталинградской битвы»
  • Ручной труд «Голубь мира»

Видео сообщение «Героям Сталинградской битвы»

Май

  • Организация

праздника «День победы»

  • Изготовление поделок цветов
  • Экскурсия к памятникам героев ВОВ;
  • Участие в  акции «Бессмертный полк» совместно с МБОУ «Потанинская СОШ»
  • Участие в митинге ко Дню Победы совместно с МБОУ «Потанинская СОШ»
  • Акция «Доброе утро, ветеран!» - поздравление ветеранов тыла ВОВ, СВО Конкурс рисунков
  • Праздник «День Победы»
  • Семейная экскурсия к памятникам героев ВОВ
  • Участие в празднике

«День Победы»

  • Участие в акции «Бессмертный полк»

июнь

  • Организация  участия в акции , посвященной  Дню России
  • Организация участия в акции , посвященной Дню памяти и скорби»
  • Подведение итогов
  • Участие в акции « Флаг России»
  • Ручной труд в технике апплицирования  «Флаг России»
  • Участие в акции «  Свеча памяти»
  • Участие в акции « Флаг России»
  • Участие в акции «  Свеча памяти»

13.Литература

  1. Арнаутова Е.П., Котова Т.А. Расскажем детям о победе – методиче- ские рекомендации – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. – 56с.
  2. Данилина Г.Н.  Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003;
  3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008;
  4. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005;
  5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду  РОССИИ - М.: АРКТИ, 2004;
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  7.  Федеральная образовательная программа дошкольного образования  (ФОП ДО  с 01.09.2023 г)
  8.  https://findmykids.org/blog/ru/kak-i-chto-rasskazat-detyam-o-voyne-i-dne 
  9. Н.Арапова- Пискарева «Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
  10.  Майя Маханева: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
  11.   Татьяна Шорыгина: Моя семья. Методическое пособие
  12.   Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2011.
  13.  Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2010.
  14.  Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008.
  15.  http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/03/26/nash-kray- rodnoy-proekt   http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/15/patrioticheskoe- vospitanie-doshkolnikov-0 
  16.  http://festival.1september.ru/articles/615833/ 

Приложения

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов,

которые помогут нам спланировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию наших детей.

1. Считаете ли Вы, что ребенка нужно с детства знакомить с историей Родины и ее героическим прошлым (в частности, на примере событий Великой Отечественной войны):

- да, и начинать надо как можно раньше;

-нет, потому что маленькие дети многого не поймут;

- не знаю;

-ваш вариант________________________________________________________

2. Как Вы знакомите своих детей с событиями Великой Отечественной войны:

- вместе смотрите и обсуждаете фильмы о войне (укажите, какие);

- читаете книги о войне для детей (укажите, какие) ______________________;

- посещаете места боевой славы, музеи и памятники, выезжая за пределы города (укажите, какие) ____________________________________________________;

- рассказываете о представителях старшего поколения Вашей семьи, принимавших участие в Великой Отечественной или в других локальных войнах, работавших в тылу (подчеркните нужное) ________________________________;

- не знакомите;

- ваш вариант ______________________________________________________.

3. Как дети отзываются о просмотренном фильме, прочитанной книге, услышанном рассказе? _______________________________________________;

4. Есть ли в Вашей семье предметы времен Великой Отечественной войны:

- есть (укажите, какие) _______________________________;  - нет.

5. Какие материалы, имеющие отношение к войне (альбомы, фотографии, письма, и др.), Вы можете дать детскому саду во временное пользование для организации выставок? ________________________________________________________

Благодарим за участие и понимание

Приложение 2

        Планы бесед

Беседа «Фронтовые письма»

Цели:

- рассказать детям о солдатских письмах-треугольниках и обстановке, в которой они писались, значении этих писем для родных и близких во время войны;

- ознакомить с работой военной почты, рассказать о ее значении для солдата на фронте;

- воспитать патриотические чувства, уважение к ветеранам войны, гордость за защитников родной земли.

Предварительная работа с детьми:

• работа со словарем: полевая почта, траншея, тыл, окоп, землянка, прифронтовой госпиталь;

• чтение рассказов Л. Кассиля «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздина «Рассказы о войне».

Оборудование: письма-треугольники, современные почтовые конверты, фонограмма звуков боя, картина «Солдатское поле».

Беседа «Заветный треугольник»

Часть 1. Беседа        

Воспитатель: Все любят получать письма от друзей, знакомых, родных. Каждому знаком почтовый прямоугольник с марками в правом верхнем углу. А было время, когда письма имели особенно большое значение. Если человек далеко от дома, от родных людей, если ему тяжело, то письмо особенно дорого и долгожданно, так как означает, что тебя помнят, ждут, любят. А как важно знать это солдату! Недаром бойцы на фронте так радовались весточке из дома и с нетерпением ждали полевую почту. Как вы думаете, почему почту называли полевой?

Дети: Полевая потому, что она доставлялась даже в поле, к месту ведения боев.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихотворение о полевой почте?

Через поле до траншеи
Сотни три шагов.
А насколько путь длиннее

Под огнем врагов!
Вот в траншею адресата

Входит почтальон.

Свой ремень молодцевато

Поправляет он.

Все кричат ему: «Здорово!»

Рады от души.

Нет ли здесь у вас Петрова?        ,

Ну, сержант, пляши!

(Стихотворение «Почта военная» С.Я. Маршака.)

Воспитатель: И, ведь, действительно, бойцы, получив письмо из дома, плясали от радости. А как бесценны были детские весточки из далекого тыла. Они говорили солдату, что надо непременно выстоять, победить врага, чтобы вернуть на землю мирную, счастливую, спокойную жизнь. Прочитает солдат такое письмо и сил вроде бы прибавится. Давно была эта война, но до сих пор старые бойцы, ветераны, их родные берегут письма, которые полевая почта доставляла в окопы и землянки, в прифронтовые госпитали, на передовые позиции. Вот такие письма получал Борис Павлович Баянов, журналист, ветеран войны, от своих дочерей. А сейчас, в наше время, посредством чего общаются люди?

27 ноября 1944 г. Письмо от старшей дочери

«...отметки у меня хорошие. Хотя теперь спрашивают особенно строго, у меня нет ни одной тройки. Еще задали нам выучить «Бородино» Лермонтова. Очень хорошее стихотворение. Ждем тебя с победой!»

Воспитатель: Младшая дочь Нора сначала рисовала отцу на фронт рисунки, а потом выучила буквы и стала писать письма сама.

15 февраля 1943 г. Письма от младшей дочери

«Милый папочка! Я твое письмо получила, и его Анна Федоровна читала всем ребятам в детском саду. Они шлют тебе привет и радуются, как и я, что Красная армия гонит фашистов из наших городов и деревень. Мне очень хочется тебя увидеть. Привет твоим товарищам от меня и наших ребят. Целую тебя и всех твоих товарищей. В день Красной армии буду петь частушку: «Мчатся немцы очень быстро, удирают со всех ног. Потеряли все пожитки, где винтовка, где сапог».

9 мая 1945 г.

«Вот и кончилась война! Мне прямо не верится. Сегодня твой день рождения и Праздник Победы. Мама об этом услышала по радио и разбудила нас. Поздравляем с Победой и очень ждем домой. Сегодня гуляли целый день по Москве. Были на Красной площади. Все такие нарядные и веселые. Мама купила нам мороженое и еще мне – красный шар. Папа, скорей приезжай».

Воспитатель: Вот такие письма писала маленькая дочь своему отцу на фронт. Но тогда письма выглядели совсем иначе. Конвертов не было и поэтому листок письма складывали треугольником и писали на нем адрес на фронт. Как были дороги эти треугольники бойцам! Давайте и мы с вами попробуем сделать такие треугольники с поздравительными открытками.

Часть 2. Практическое занятие

Педагог предлагает детям сложить треугольник из бумаги, а внутри нарисовать поздравительную открытку «С Днем Победы». Затем письма-треугольники размещаются на стенде «Письма Победы», и все желающие могут их увидеть.

 Приложение 3

Конспект комплексно-тематического занятия

«Нам дороги эти позабыть нельзя»

Цели:

  • пробудить у дошкольников интерес к истории своей страны;
  •  познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны;
  • воспитать уважение к участникам войны и гордость за свою страну.

Предварительная работа со словарем: родина, пограничники, защитники, воины, победители, герои, фашист, музейные экспонаты, музей, орден, медаль, китель, шинель, якорь, День Победы, Вечный огонь.

Оборудование: иллюстрации предметов солдатского быта: каска, фляжка, котелок, солдатский ремень, алюминиевые ложки, кружка; картины о пограничниках, макет пограничного столба, Красное знамя; картины, посвященные военным летчикам, макеты самолетов; картины военно-морской тематики; стенды с образцами военной формы: морской, летной и солдатской; ширма и оборудование для теневого театра: фигурки солдат, парашютисты, силуэты зданий, самолетов, танков; и фонарики для имитации света проекторов, мощный прожектор.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Он знаком ребятам всем

И с орлом он носит шлем.

За спиной его винтовка,

Марширует очень ловко. (солдат)

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о солдатах?

Дети: они защищали нашу Родину, сражались с фашистами, хотели, чтобы не было войны.

Воспитатель: А как их можно назвать по-другому?

Дети: Бойцы, воины, победители, герои...

Воспитатель: да, ребята, они воины, победители, герои. Ведь это они защищали нашу Родину, когда на нас напали фашисты:

Дети:        Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских.

                     Это значит – против нас.

(Стихотворение «Быль для детей» С. Михалкова.)

Воспитатель: А вам хотелось бы больше узнать о воинах, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны? Я приглашаю вас на выставку «Нам дороги эти позабыть нельзя».

Воспитатель: Здесь все иллюстрации напоминают нам о тех далеких героических днях.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением предметов военного быта.)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называют военных, охраняющих границу своего государства.

Дети: Пограничники.

Воспитатель: Пограничники, выходя в дозор, зорко охраняют границы. Как вы думаете, какими должны быть пограничники?

Дети: Сильными, выносливыми...

Воспитатель: А еще они должны быть очень внимательными, чтобы суметь заметить и задержать нарушителя. Границы между государствами принято разделять пограничными столбами.

(Воспитатель показывает детям пограничный столб.)

Воспитатель: Посмотрите, это пограничный столб: такие тянутся вдоль всей границы. (Подходит к ширме для теневого театра.) В то далекое раннее утро ничто не предвещало беды. Люди безмятежно спали в своих домах. И вдруг их спокойный сон нарушил гул самолетов, а тишину – взрывы бомб. Громом по всей границе прокатились орудийные выстрелы, воздух наполнился рокотом моторов танков и грузовиков. Так началась война.

Теневой театр

Рассказ воспитателя сопровождается музыкой, на фоне которой слышны гул самолетов, вой сирены, звуки пикирующего самолета. На экране разворачивается действие: парашютный десант, пикирующий бомбардировщик, бегущие и падающие фигурки воинов с оружием, горящие и рушащиеся дома, перекрестные огни.

Воспитатель: Первыми приняли бой пограничники. Они мужественно сражались, но силы были неравные, потому что немцы напали на нашу страну внезапно, без предупреждения. И почти все пограничники погибли, но не сдались и не струсили, защищая Родину.

(Воспитатель подводит детей к стендам, посвященным военным летчикам.)

Воспитатель: Война шла везде: на земле, в воздухе и на воде. Как вы думаете, кто защищает нашу Родину на этих картинах? А что происходит на берегу?

Дети: Родину защищают моряки: они высадились со своих кораблей, чтобы вступить в бой с немцами.

Воспитатель: Глядя на эти картины, давайте представим себе, как шел бой. Стоит страшный грохот, ревет падающий самолет, взрываются бомбы и гранаты, гремят пушки. Кругом всё пылает и горит, воздух наполнен чёрным дымом. Полчища фашистов наступают, но отважные моряки не сдаются. Ребята, а вы когда-нибудь видели настоящую форму моряка?

Дети: Видели на картинках.

Воспитатель: Попробуйте найти форму моряка среди других, представленных на нашей выставке.

Дидактическая игра «Узнай матросскую форму»

На стендах представлены предметы формы различных родов войск: морской – китель, бескозырка, тельняшка, брюки-клеш, воротник в полоску; летной – китель, фуражка, пилотка; пехотной – пилотка, рубаха, ремень, галифе, кирзовые сапоги, шинель.

Цель игры – найти и назвать предметы морской формы.

Вопросы для игры:

«Как называется головной убор моряка? (Ответ: бескозырка.)

 Как называется эта часть одежды? (Ответ: тельняшка.)

 Что изображено на пуговицах кителя? (Ответ: якорь.)

Воспитатель: Якорь – это символ для моряка. Он встречается почти на всей его одежде. Вам понравилась матросская форма? Хотелось бы побыть моряками? Я приготовила для вас бескозырки. Надевайте их и садитесь в шлюпки. Будем грести веслами дружно, как настоящие моряки.

(Дети имитируют движения, выполняя ритмичные «гребки» веслами под музыку.)

Воспитатель: Вы узнали, как защищали нашу Родину на земле и на воде. Напомните мне, где еще велись бои?

Дети: В небе...

Воспитатель: Посмотрите на картины. Кто сражается с фашистами на этой картине?

Дети: Летчики.

Воспитатель: Наши летчики бесстрашно защищали небо от врагов. Им приходилось очень трудно: вести самолет и бой одновременно. Летчики совершали много вылетов в день. Даже тогда, когда все небо было серым от большого количества немецких самолетов, летевших бомбить наши города и села. Ребята, предлагаю вам собрать свой самолет и приклеить на него красные звездочки, но сначала давайте разомнем пальцы.

(Педагог читает текст и выполняет движения. Дети повторяют за ним.)

Воспитатель: Пальцы эти – все бойцы,

Удалые молодцы!

Два – больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два – гвардейца-храбреца,

Два – смешливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца – коротышки.

Очень славные мальчишки!

Практическая часть: поделки своими руками

Педагог предлагает мальчикам сконструировать самолет из готовых деталей, а девочкам – вырезать и прикрепить на крылья самолета красные звездочки. Работа также может проводиться в командах.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какими были защитники нашей Родины? Дети: Сильными, мужественными, бесстрашными, храбрыми.

Воспитатель: За подвиги, за мужество, за храбрость и отвагу наших славных моряков, бесстрашных летчиков и всех воинов-героев награждали орденами и медалями. Давайте подойдем и посмотрим, как они выглядели. Во многих семьях есть награды, которых удостоились на войне прадедушки. Они бережно хранятся как великая память о подвигах тех, кто боролся за мир и победил.

Физкультминутка

Воспитатель: О войне написано много картин и музыкальных произведений. Послушайте, пожалуйста, два разных по характеру музыкальных отрывка: из «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича и песни «Мир нужен всем» В. Мурадели.

Вопросы:

- Какие чувства вы испытали, слушая эту музыку? (Возможные ответы: страх, тревогу...)

- А что прозвучит сейчас? (Ответ: музыка о мире.)

- Что вам хотелось делать, слушая эту музыку?

Воспитатель: Вы счастливые дети, потому что родились в мирное время. Но вы, ребята, не должны никогда забывать о тех, кто дал вам это право – быть счастливым, о тех, кто не пожалел своей жизни ради мира на земле. Каждый год 9 Мая вся наша страна торжественно отмечает светлый и радостный праздник – День Победы.

 (Звучит аудиозапись песни «День Победы», муз. Д. Тухманова.)

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия на выставку «Нам дороги эти позабыть нельзя». А на выходных, в день праздника вместе с родителями сходите к Памятнику Неизвестному солдату и возложите цветы. [8]

Приложение 4

Круглый стол с родителями «Как рассказать ребёнку о войне?»

Цель: объяснить родителям, педагогам как формировать у детей основы национального самосознания, как начать изучение праздника - День Победы.

Воспитатель: 75-лет назад – 9 мая 1945 года  после 1418 дней и ночей тяжелейших битв, оплаченных миллионами человеческих жизней, пропитанных солдатской кровью и потом тружеников тыла, слезами вдов и сирот, над рейхстагом взвился гордый стяг Победы над германским фашизмом… Рано или поздно родителям и педагогам приходится говорить о том, что такое война, почему в России отмечают праздник Победы. В общих чертах о войне говорят впервые с четырёх-пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребёнка к этой теме.

Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Победы, когда дети много видят и слышат о войне по радио и телевидению. И конечно, необходимо периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления, все больше и больше.

- Как начать разговор о войне «вообще»?

Примерные ответы:

  • Увы, войны никто не отменял и едва ли сумеет когда-то отменить,
  • Человек воевал, воюет и воевать будет всегда,
  • Издавна люди затевают войны ради земель, богатств или за идею,
  • Да. Одни нападают, другие –защищают себя, свои земли, свои богатства,
  • На войне люди убивают друг друга и все страдают.

Прежде чем говорить непосредственно о войне, напомните или расскажите ребёнку о том, что в мире есть много стран, их населяют разные люди и у каждой страны есть правительство, которое по своему представляет, что такое добро и зло. Как объяснить детям, что война – это конфликт правительств, а не народов, разрешаемый, однако, за счет населения стран?

Примерный ответ:

  •  Надо сделать акцент на том, что причина Великой Отечественной войны не в том, что   немецкая нация плохая, а плохие были фашистские руководители. Объяснить, что немецкий народ   пострадал, много солдат и мирных людей погибло. Для них война была такой же трагедией, как и для   нашего народа.

- Что же нужно делать, чтобы пробудить интерес к теме Великой Отечественной войны?

Примерный ответ:

  • Показать ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди родственников и знакомых уже нет ветеранов, которые, конечно, являются лучшими рассказчиками, можно показать детям памятные мемориалы, отвести к вечному огню
  • Можно показать детям фотографии бабушек и дедушек, рассказать как они воевали или работали в тылу.

-Что можно рассказать детям о вечном огне?

Примерный ответ:

  • Можно рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне и призывая надежно обеспечивать мир и безопасность народов,
  • Рассказать, что в праздники и будни люди приносят цветы и венки к вечному огню

-Нужно ли детям рассказывать об ужасах войны, о концлагерях?

Примерный ответ:

  • Нет. Наша задача – не напугать ребёнка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров.
  • Говоря о Блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты не давали подъехать к городу, доставлять еду, и жители города вынуждены были голодать.

-Стоит ли детям показывать фильмы и читать книги на военную тематику?

Примерный ответ:

  • Да, много хороших и доступных произведений о войне есть в программе детского сада и их нужно читать детям.
  • Можно смотреть и фильмы о войне, но не все они доступны, а также безопасны для их психики. К тому же в последнее время появилось много фильмов, книг, не совсем соответствующих документальной правде.

-В преддверии праздника педагоги много говорят и читают детям о войне. Но порой у детей появляется неадекватная реакция на это. Там, где у воспитателя появляется слеза при рассказе о трудных годах войны, дети начинаются смеяться. Почему так происходит?

Примерные ответы:

  • Это результат неправильного семейного воспитания.
  •  Мало говорят о Великой Отечественной войне.
  • Дети привыкли видеть на экране телевизоров убийства, играть в жестокие компъютерные игры и не видят в этом ничего плохого.

- Надо быть честными, война – это тяжелая тема для разговора. Дети чувствуют искренность родителей и педагогов, и честные слова окажут больший эффект, чем специальные «воспитательные речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

победа деда-моя победа

сценарий, посвященный Дню Победы...

"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»

Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...

Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая

Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...

Методическая разработка мероприятия (игра по станциям), посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне Тема: "По дорогам Победы" посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания, а именно – воспитанию у детей любви к своей Родине. Содержание мероприятия знакомит детей с исто...