Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты для дошкольников"
консультация

Мареева Юлия Евгеньевна

Игра на музыкальных инструментах в дошкольном возрасте: развитие, формы работы, практические приёмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty_dlya_doshkolnikov.docx20.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Музыкальные инструменты для дошкольников»

Игра на музыкальных инструментах в дошкольном возрасте: развитие, формы работы, практические приёмы

Почему игра на инструментах так важна для дошкольников?

Музыкальная деятельность — один из самых притягательных видов творчества для детей дошкольного возраста. Когда ребёнок пробует извлекать звуки из разных инструментов, он:

  • учится слышать и сравнивать тембры;
  • глубже понимает природу музыки;
  • развивает музыкальный слух и чувство ритма;
  • тренирует музыкальную память;
  • осваивает навыки общения — как словесного, так и невербального;
  • учится действовать в коллективе;
  • совершенствует мелкую и крупную моторику;
  • активизирует слуховое, зрительное и тактильное восприятие.

По словам К. Орфа, шумовой оркестр — это пространство для фантазии: здесь допустимы разные варианты оркестровки, обмен ролями и импровизации. Главное — не заучивать единственную версию, а творить, экспериментировать, превращать занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.

Как создать благоприятную музыкальную среду

Для естественного музыкального развития малышей важно организовать в группе насыщенную музыкальную среду:

  • подобрать звучащие игрушки и негромкие инструменты (бубен, барабан, колокольчик, погремушки);
  • обеспечить доступ к музыкально-дидактическим пособиям и играм.

Краткая характеристика ключевых шумовых инструментов

  1. Бубен
  • Тип: ударный инструмент.
  • Конструкция: обруч шириной в несколько дюймов с натянутой натуральной кожей.
  • Способы игры: проведение пальцем по плоскости или удары кистью/палочкой.
  • Педагогическая ценность: развивает слух и чувство ритма.
  • Применение: сопровождение народных песен, танцевальных номеров в оркестре.
  1. Погремушки
  • Особенность: многоголосное, приятное звучание.
  • Использование: народные танцы, украшение мелодий, отбивание тактов.
  • Развивающие аспекты: слух, координация, ритм, фантазия.
  1. Маракасы
  • Вид: круглая или яйцеобразная деревянная погремушка на ручке, наполненная пластиковыми горошинами.
  • Популярность: широко используются в оркестрах танцевальной музыки.
  • Возраст: подходят для детей 3–7 лет (удобные размер и вес).
  • Особенность: сила звука меняется в зависимости от интенсивности встряхивания.
  • Развивает: чувство ритма, творчество, координацию движений, моторику.
  • Применение: ритмическое сопровождение песен, танцев, игр, оркестровые выступления.
  1. Треугольник
  • Конструкция: стальной прут (Ø 8–10 мм), согнутый в форму незамкнутого равнобедренного треугольника.
  • Техника игры: удерживается на жильной струне в левой руке; удары специальной стальной палочкой по разным частям инструмента дают звуки разной громкости и характера.
  • Звучание: без определённой высоты, чистое и прозрачное, с мелодичным отзвуком (можно приглушить свободной рукой).

Формы работы с шумовыми инструментами

  1. Игра под фонограмму
  • Подберите фонограмму детской песни.
  • Придумайте ритмический аккомпанемент.
  • Выстукивайте такт, используя бубен, кастаньеты, треугольник и др.
  1. Импровизация звуковых картин
  • Создайте звуковое сопровождение к заданной теме (например, «дождь», «лес», «город»).
  • Экспериментируйте с тембрами и ритмами.
  1. Звуковая иллюстрация стихов
  • Подбирайте инструменты и приёмы игры, чтобы «озвучить» образы и настроения стихотворного текста.
  • Обсуждайте с детьми, какие звуки лучше передают тот или иной образ.
  1. Сказки-шумелки
  • Это увлекательная форма музыкально-ритмической игры: текст сказки прерывается паузами, в которые ребёнок вносит звуковые эффекты.
  • Подходит для взрослых без специальной музыкальной подготовки.
  • Для детей 2–4 лет используйте упрощённые варианты: один сложный инструмент (барабан) или несколько простых, где мало вариантов звукоизвлечения.

Польза сказок-шумелок

  • Творчество и эмоции. Ребёнок воплощает свои представления через звуки и шумы.
  • Навыки взаимодействия. Совместная игра с взрослым или сверстниками учит коллективизму.
  • Слуховое восприятие и память. Копирование «чужих» ритмов тренирует слух и запоминание.
  • Дифференциация звуков. Различение громких/тихих, отрывистых/протяжных, высоких/низких звуков развивает слуховое внимание.
  • Мелкая моторика. Повторение шумов укрепляет координацию движений.
  • Внимание и память. Шумовое оформление сказки учит сосредоточенно слушать, быстро реагировать и запоминать последовательности.

Как подготовить и провести сказку-шумелку

  1. Выберите текст
  • Учитывайте возраст: сказка должна соответствовать уровню понимания и объёму внимания ребёнка.
  • Выучите текст наизусть, чтобы свободно рассказывать и следить за игрой детей.
  1. Продумайте шумовое оформление
  • Отметьте в тексте смысловые акценты и паузы.
  • Сделайте условные пометки: какие инструменты и приёмы использовать.
  • Определите, где ребёнок будет вступать со звуком, а где — слушать.
  1. Учитывайте уровень навыков
  • На первых занятиях предлагайте инструменты, с которыми ребёнок уже умеет обращаться.
  • Постепенно добавляйте новые приёмы и инструменты.
  1. Поддерживайте инициативу
  • Подсказывайте вступление взглядом, жестом или условным сигналом.
  • Мимикой и движениями регулируйте громкость и темп игры.
  • Будьте готовы к незапланированным вступлениям: поощряйте творческую спонтанность ребёнка.

Поэтапная схема обучения игре на инструментах

  1. Слушание и запоминание мелодии
  • Прослушайте произведение, обсудите его характер и настроение.
  • Попросите ребёнка повторить мотив голосом или хлопками.
  1. Пропевание мелодии (попевки)
  • Пойте мелодию вместе, следя за точностью интонации.
  • Используйте слоги или имена инструментов («бум-бум», «трень-трень»).
  1. Прохлопывание ритмического рисунка
  • Отрабатывайте ритм хлопками, шагами, постукиванием по столу.
  • Сопоставляйте ритмические фигуры с фразами песни.
  1. Разучивание мелодии (попевки)
  • Осваивайте последовательность звуков на инструменте.
  • Начинайте с простых мотивов, постепенно усложняя.
  1. Индивидуальное исполнение попевки
  • Каждый ребёнок играет мелодию на своём инструменте.
  • Следите за точностью ритма и темпа.
  1. Исполнение в оркестре
  • Объедините детей в маленький ансамбль.
  • Распределите роли: кто ведёт мелодию, кто поддерживает ритм, кто добавляет звуковые эффекты.
  • Тренируйте синхронность и слаженность.
  1. Публичное выступление
  • Исполняйте разученные произведения на праздниках.
  • Совершенствуйте навыки коллективной игры, уверенность и артистизм.

Рекомендации для взрослых

  • Мотивируйте. Побуждайте ребёнка к игре, показывая собственный интерес и радость.
  • Будьте гибкими. Готовьтесь к импровизациям: иногда незапланированное звучание оказывается самым выразительным.
  • Создавайте комфорт. Убедитесь, что инструменты удобны по размеру и весу, а обстановка располагает к творчеству.
  • Хвалите. Отмечайте успехи, даже самые маленькие: это укрепляет уверенность и желание продолжать.
  • Играйте вместе. Совместное музицирование — лучший способ передать любовь к музыке и научить слушать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как многофункциональный инструмент развития дошкольников

О значении сказки в развитии дошкольников- знакомство с менталитетом народа- знакомство с культурно-нравственными принципами- развитие мыслительных способностей и связной речи- развитие творческих спо...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность, как инструмент развития дошкольников"

Театрализованная деятельность - это сильный инструмент развития дошкольников. Через театрализованную деятельность можно разрешить мнозество проблем и уладить не нужные конфликты....

Рабочая программа «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Для дошкольников средней, старшей, подготовительной групп.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах. Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, разв...

Консультация для родителей. Тема:"Театрализованная деятельность как инструмент развития дошкольников".

Театр – коллективная театрализованная деятельность, и она направлена на целостное воздействие на личность ребенка. Ребенок раскрепощается, начинает самостоятельно творить, через театр он познает...

консультация "Изготовление музыкальных инструментов для дошкольников"

Изготовление музыкальных инструментов для дошкольниковШумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям дошко...

Консультация для родителей. Нейроигра, как эффективный инструмент развития дошкольников

Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей – вплоть до одаренности с помощью специально ...

Значение музыкального инструмента для дошкольника. Консультация для родителей.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства р...