Консультация для воспитателей "Использование фольклора в двигательной активности детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Значение фольклора на формирование развития личности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Использование фольклора в двигательной активности  детей раннего возраста»

Воспитатель: Кузнецова Л.И.

с. Солдато-Александровское

2023г

                              Консультация для воспитателей:

«Использование фольклора в двигательной активности  детей раннего возраста»

     Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам потешкам  и другим жанрам.

Что же относится к детскому фольклору?

Пеструшки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки–коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки - у которых нет конца  и которые можно обыгрывать множество раз.

      Я хотела бы остановить ваше внимание на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей. Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

На современном этапе  одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.

         Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям  физкультурой, «оживить» этот процесс,  обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием  младших дошкольников можно использовать  фольклор. Поэтому  в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую фольклор, как средство развития двигательной активности детей раннего возраста.

      В раннем дошкольном возрасте опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечностей находятся ещё на самой ранней стадии развития. Нуждается в укреплении и устойчивость равновесия, необходимая при выполнении большинства движений.

В этот период ребенок учиться многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него развивается активная речь. Поэтому он особенно нуждается в материальной поддержке и заботе воспитателя и инструктора по физкультуре.

Актуальность физического воспитания детей в настоящее время неоспорима.

Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основной для решения вех воспитательных задач, и в том числе физического развития.

Освоение детьми определенных двигательных процессов происходит постепенно и зависит от интереса малышей, степени усвоения им учебного материала и овладения основными движениями.

Для поддержания детского интереса я рекомендую обыгрывать потешки. Подобные упражнения помогают решить целый ряд задач:

  • Создание эмоционального комфорта,
  • Установление контакта с взрослыми через игру,
  • Развитие устной речи детей (в сочетании слова с движением).

Я в своей работе, ежедневно использую потешки в качестве утренней гимнастики, после сна, а также как игровое занятие по физкультуре.

  Фольклор - естественный спутник жизни малыша, источник радостных  эмоций, он  выразителен  и  доступен  детям  младшего дошкольного  возраста,  вызывает  активную  работу  мысли, способствует расширению кругозора детей,  помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.

  Включение фольклора в развитии двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей. Достичь его поможет: потешки, пальчиковые игры,  заклички, загадки, сказки. 

В раннем возрасте кости ребенка эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2—3- летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. Все это надо учитывать при физическом воспитании.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

 Движение – это эффективное лечебное средство. Вот почему очень важно правильно организовать двигательную активность детей в течение всего дня.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в методике развития двигательных качеств детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания.

 Исходя из важности проблемы развития двигательной активности детей, была поставлена цель: найти пути развития двигательной активности у детей раннего возраста, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Работая с детьми раннего возраста, часто использую при проведении физических упражнений одну из форм подражания – имитацию движений животных, птиц и т. д., Например, показываем, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое. С помощью игровых упражнений не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулирую их двигательную активность.

В нашей группе сделаны картотеки: «Потешки»,  «Прибаутки», «Заклички», «Подвижные игры» и «Пальчиковая гимнастика» для занятий с малышами.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. «Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора»

Конспект открытого занятия в первой младшей группе.«Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора» Образовательная область: Физическое развитиеИ...

Консультация для родителей "Развитие двигательной активности детей раннего возраста"

От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала. Учёными доказана связь двигательной актив...

Консультация для родителей Тема: « Материалы и оборудования для двигательной активности детей раннего возраста»

Консультация для родителейТема: « Материалы и оборудования для двигательной активности детей раннего возраста»...

Консультация для родителей. Тема:«Развитие двигательной активности детей раннего возраста».

Консультация для родителей.Тема:«Развитие двигательной активности детей раннего возраста»....

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....

Консультация для родителей. "Развитие двигательных навыков и двигательной активности детей раннего возраста"

Учёными доказана связь двигательной активности человека и, наконец, его настроение и долголетие...