Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава»
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга р.п. Вознесенское Нижегородской области
Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава»
Разработчики проекта
Воспитатели: Васяева М.В.
Муз. руководитель: Забродина М.П.
Апрель- май 2025 год
Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава»
Разработчики проекта воспитатели МБДОУ детский сад «Радуга»: Васяева Мария Викторовна, Колбнева Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель: Забродина Мария Петровна.
1. Пояснительная записка
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Идея патриотического воспитания подрастающего поколения, приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым, необходимо рассказывать детям о Дне Победы в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и тружениках тыла – женщинах, стариках и детях. О событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали свою Родину, выжившие в Великой Отечественной Войне. О помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.
1.1. Актуальность проектной деятельности:
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступными для восприятия.
В преддверии 80 годовщины празднования Дня Победы возникает проблема: как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
1.2. Проблема:
Дети дошкольного возраста плохо ориентируются в истории нашей страны.
У детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия.
Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.
1.3. Гипотеза:
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
1.4. Тип проекта:
- По доминирующему методу: познавательно – исследовательский; информационно - практико – ориентированный;
- По характерному содержанию: педагог + ребенок + семья;
- По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
- По характеру контактов: внутри одной группы, в контакте с детьми внутри ДОУ, в контакте с семьей;
- По форме деятельности: сотрудничество.
1.5. Сроки реализации проекта.
- По продолжительности: краткосрочный.
- Сроки реализации: с 21 апреля 2025 г. по 7 мая 2025 г.
1.6. Адресация проекта.
Проект адресован на совместную работу педагогов МБДОУ детский сад «Радуга» р.п. Вознесенское Нижегородской области с детьми и родителями по патриотическому воспитанию.
1.7. Участники проекта.
Педагоги, дети, родители второй разновозрастной группы (4-7 лет)
2. Целеполагание.
2.1. Цель проекта:
Формирование у старших дошкольников патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
2.2. Задачи проекта.
1. Формировать у детей гражданскую позицию, чувство любви к Родине и осуществлять работу по патриотическому воспитанию.
2. Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне, о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы.
3. Дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ познакомить с историческими фактами военных лет.
4. Воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа, чувство гордости за заслуги и подвиги воинов и работников тыла в годы Великой Отечественной войны, трепетное отношение к празднику Победы.
5. Обогащать и развивать словарный запас детей.
6. Познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
7. Продолжать развивать творческие способности детей в рамках реализации проекта.
8. Привлекать родителей (законных представителей) к участию во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (праздники, досуги, экскурсии, к подборке исторического материала (фотографий, иллюстрированного материала, писем и т. п.) о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ
9. Проводить работу с родителями (законными представителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
10. Повысить компетентность родителей в патриотическом воспитании детей.
3. Предполагаемые результаты:
На уровне образовательного учреждения:
- Приобретение педагогами нового опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников, повышение профессионального мастерства;
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников.
На уровне педагогического процесса:
- Совершенствование форм патриотического воспитания дошкольников, переход от узкопредметного обучения к интеграционному.
Для педагогов:
- Повышение профессиональной грамотности по патриотическому воспитанию дошкольников;
- Внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по патриотическому воспитанию.
- Самореализация.
- Подбор дидактических игр патриотического содержания.
- Пополнение базы наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней.
Для детей:
- Расширятся представления детей о защитниках Отечества и героях Великой Отечественной войны;
- У детей сформируются такие понятия как, ветераны, оборона, фашисты, захватчики, фашистская Германия.
- Сформируется чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
- Сформируется внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Для родителей:
- Родители будут активными участниками во всех уровнях реализации проекта.
- Повысится уровень компетентности по патриотическому воспитанию детей.
- Произойдёт осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
- Повысится интерес к совместной деятельности по патриотическому воспитанию.
- Гармонизируются детско-родительские отношения.
4. Стратегия реализации проектной идеи:
1 этап. Организационно-подготовительный.
2 этап. Основной (деятельный). Реализация проекта.
3 этап. Заключительный (обобщающий).
5. Этапы реализации проекта
I. Организационно - подготовительный этап
1. Выявление уровня представлений у детей.
2. Определение проблемы, целей и задач, создание условий для самостоятельной деятельности детей.
3. Разработка плана работы на этапах реализации проекта (цикл педагогических мероприятий по познавательному развитию, социально – коммуникативному развитию, речевому развитию, физическому развитию, художественно – эстетическому).
4. Создание методического обеспечения проекта (подбор информации по данной теме из познавательной, справочной, методической литературы; художественных произведений, музыкального репертуара).
5. Организация предметно – развивающей среды.
6. Подбор дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр.
II. Основной этап
Проведение комплекса мероприятий по теме проект включает в себя:
1. Работу с детьми: образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (проведение занятий по плану реализации проекта, проведение бесед, чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, прослушивание музыкальных произведений и песен военных лет и т. д.);
совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции; сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры; продуктивная деятельность; самостоятельная деятельность детей.).
2. Взаимодействие с родителями воспитанников (индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, совместная творческая деятельность.).
План-схема реализации основного этапа проекта:
Образовательные области: Познавательное, художественно- эстетическое, социально – коммуникативное развитие, речевое, физическое развитие.
Виды деятельности:
- Историческая викторина для воспитанников 6-7 лет к 80-летию Победы «День Победы»
Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
- Районное открытое занятие, посвященное 80-летию Победы в ВОВ
Квест – игра «День Победы» (с использованием презентации)
Цель: формирование у детей патриотических чувств, гордость за Родину, через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество, справедливости и правды на Земле.
- Участие в конкурсе чтецов на уровне ДОУ «Наследники Победы» и конкурсе чтецов на районном уровне, посвященного 80-годовщине со Дня Победы в ВОВ.
Цель: формирование у детей патриотических чувств, гордость за Родину, через стихи и дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения.
- «Экскурсия к памятникам воинской славы»
Цель: познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам - героям. Развитие у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в ВОВ.
- Рисование на тему: «Рисуем вечный огонь»
Цель: дать представление детям о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине.
- Занятие с презентацией «Детям - о Великой Отечественной войне»
Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
- Аппликация на тему «Голубь мира»
Цель: воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, дать детям понятие о том, что белый голубь является символом мира.
- Беседы с использованием иллюстраций:
- «Герои – Вознесенцы» ;
- «Поклонимся погибшим тем бойцам…»;
- «Солдат – победитель».
- Рассматривание плакатов: «Родина-мать зовет!», рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне;
- Дидактические игры: «Кто защищает наши границы»; «Собери картинку»; «Отгадай военную загадку; "Военный транспорт»; «Чья форма», разрезные картинки «Военная техника».
- Сюжетно – ролевые игры: «Воины – пограничники»; «Разведчики», «Военные», «Летчики».
- Ознакомление с художественной литературой:
Е. Благина «Шинель», Ю. П. Герман «Вот как это было»,
А. М. Жариков «Смелые ребята»; В. А. Осеева «Андрейка»;
- Заучивание и чтение стихотворений о войне, солдатах, ветеранах.
- Отгадывание загадок на военную тематику.
- Чтение пословиц и поговорок о мужестве.
- Прослушивание музыкальных произведений: «День победы» Д. Тухманов, «Катюша» Б. Блантер, «Прощание славянки» В. Агапкин, «Синий платочек» М.Максимов, «Три танкиста» Б. Ласкин.
- Разучивание песен, танцевальных движений.
- Подвижные игры:
• «Минное поле»
Цель: развивать быстроту реакции, двигательную активность;
• «Меткий стрелок».
Цель: упражнять в метании мешочка в обруч;
• «Кто дальше бросит гранату»
Цель: упражнять в метании мешочка (мяча) вдаль.
III. Заключительный этап
- Организация работы по презентации проекта внутри ДОУ.
- Оформление информационно – справочных материалов (окна Победы, папки- передвижки) по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Подготовка и участие воспитанников в патриотическом празднике, посвящённому Дню Победы.
- Оформление выставок творческих работ.
6. Заключение:
В ходе проведенных всех мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
У родителей повысился интерес к совместной деятельности по патриотическому воспитанию, а также повысился уровень компетентности в вопросе патриотического воспитания детей. Родители осознали важность патриотического воспитания детей в образовательном учреждении и в семье.
Список литературы:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Казакова А. П, Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе», Москва 2010 г.
- Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. А-М: ТЦ Сфера,2006-192 с.
- Морозова И. Л., Пушкарева М. А., Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. И. Л. Морозова, М. А. Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007.
- Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий] Ребенок в детском саду, 2007г.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план проекта «Россия – Родина моя!» Вид проекта: информационно - творческий По срока...

Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина»
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"...
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "Этих дней не смолкнет слава..."
Цель: военно-патриотическое воспитание старших дошкольников.Задачи: - закреплять и расширять знания о Великой Отечественной войне, военной технике, героических подвигах;- способствовать развитию позна...

