Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста через синтез мнемотаблиц и приёмов технологии ТРИЗ»
консультация

Байбатырова Ирина Александровна

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov_triz.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста через синтез мнемотаблиц и приёмов технологии ТРИЗ»

Актуальность темы.

Сенсорные эталоны — основа познавательного развития ребёнка.

Они формируют:

-чёткие представления о цвете, форме, величине, текстуре;

-способность анализировать и сравнивать объекты;

-базу для освоения математических, речевых и художественных навыков.

Сочетание мнемотаблиц (наглядно-символических схем) и приёмов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) позволяет:

-сделать освоение эталонов системным и увлекательным;

-развить не только восприятие, но и творческое мышление;

-усилить запоминание через образность и логику.

Цели и задачи

Цель: сформировать у дошкольников устойчивые сенсорные эталоны посредством интеграции мнемотехники и ТРИЗ-методов.

Задачи:

- обогатить восприятие детей через многоканальную подачу информации (зрительную, тактильную, слуховую);

- развить умение классифицировать объекты по признакам (цвет, форма, размер, материал);

- стимулировать поисковую активность и нестандартное мышление;

- укрепить память и речь через мнемонические опоры;

- научить находить противоречия и предлагать решения в игровых ситуациях;

Теоретические основы

Мнемотаблицы — схемы, где информация закодирована символами, цветами, геометрическими фигурами. Они:

- упрощают запоминание;

- структурируют знания;

- активизируют ассоциативное мышление.

Приёмы ТРИЗ, релевантные для сенсорного развития:

«Да-нетка» — угадывание объекта по признакам через вопросы;

«Хорошо-плохо» — анализ свойств предмета с разных сторон;

«Морфологический анализ» — перебор комбинаций признаков (например, цвет + форма + размер);

«Метод фокальных объектов» — перенос свойств одного предмета на другой;

«Круги Луллия» — вращение колец с признаками для создания новых образов.

Практические приёмы интеграции

1. Мнемотаблицы с ТРИЗ-элементами

Пример: таблица «Свойства предмета» с секторами:

-цвет (палитры);

-форма (геометрические фигуры);

-размер (силуэты от маленького к большому);

-текстура (образцы тканей, бумаги).

ТРИЗ-дополнение: дети придумывают «необычный предмет» с противоречивыми свойствами (например, «красный квадратный апельсин») и рисуют его.

2. Игры на классификацию с мнемоопорами

Задание: разложить картинки по категориям, используя мнемосхемы (например, «Круглые предметы», «Шершавые поверхности»).

ТРИЗ-вариация: добавить «лишний» объект и обсудить, почему он не подходит (приём «Хорошо-плохо»).

3. «Круги Луллия» + мнемосимволы

Конструкция: два вращающихся круга:

- внутренний — цвета/формы;

- внешний — предметы/текстуры.

Задача: совместить сектора, назвать получившийся объект и описать его свойства. Например: «синий + пушистый = синий плюшевый мишка».

4. Сказка-импровизация с мнемотаблицей

Этап 1: дети выбирают символы (цвет, форму, звук) из мнемотаблицы для героев сказки.

Этап 2: придумывают сюжет, где герои решают проблему через изменение свойств (ТРИЗ-приём «Морфологический анализ»). Например: «Как сделать твёрдый камень мягким?».

5. Эксперименты с сенсорными материалами

Материал: контейнеры с песком, водой, крупами, фольгой.

Мнемоподсказка: карточки с условными обозначениями («холодный», «шумный», «гладкий»).

ТРИЗ-задача: предложить способы изменить свойство материала (например, «Как сделать песок сухим?»).

Этапы работы

Подготовительный:

- диагностика уровня сенсорного развития;

- создание мнемотаблиц по темам («Цвета», «Формы», «Текстуры»);

- знакомство с простыми ТРИЗ-приёмами («Да-нетка»).

Основной

- систематическое использование мнемотаблиц на занятиях;

- включение ТРИЗ-игр в режим дня (утренний круг, прогулки);

- проектная деятельность (например, «Создаём волшебный сад» с комбинированием свойств).

Заключительный

- презентация детских проектов (выставки, мини-спектакли);

- анализ динамики развития сенсорных эталонов.

Рекомендации педагогам

Дифференциация: учитывайте индивидуальный темп освоения эталонов. Для детей с трудностями используйте тактильные мнемосимволы (объёмные фигуры, фактурные карточки).

Среда: создайте «сенсорные уголки» с материалами и мнемотаблицами для самостоятельной деятельности.

Партнёрство: вовлекайте родителей (мастер-классы по созданию мнемотаблиц, домашние ТРИЗ-игры).

Систематичность: повторяйте ключевые эталоны в разных контекстах (рисование, конструирование, музыка).

Рефлексия: обсуждайте с детьми, как они использовали мнемоопоры и ТРИЗ-приёмы («Что помогло угадать предмет?», «Как ты придумал новый цвет?»).

Ожидаемые результаты

У детей:

- устойчивые представления о сенсорных эталонах;

- умение описывать и сравнивать объекты по 3–4 признакам;

- рост познавательной активности и креативности;

- улучшение связной речи через использование мнемосимволов.

У педагогов:

- расширение инструментария для развивающих занятий;

- повышение мотивации к инновационным методам обучения.

Примеры конспектов занятий (кратко)

«Цветные превращения»

Мнемотаблица: палитра с основными и дополнительными цветами.

ТРИЗ-задача: придумать «невиданный цвет» и нарисовать предмет такого оттенка.

«Тайны текстур»

Мнемокарточки: «шершавый», «скользкий», «пушистый».

ТРИЗ-игра: «Что будет, если все предметы станут гладкими?».

«Геометрические чудеса»

Мнемотаблица: фигуры + примеры из жизни (круг — солнце, квадрат — окно).

ТРИЗ-приём: «Морфологический анализ» — составить новый объект из 2–3 фигур.

Заключение
Синтез мнемотаблиц и ТРИЗ превращает освоение сенсорных эталонов в увлекательный исследовательский процесс. Такой подход не только укрепляет восприятие, но и закладывает основы системного мышления, необходимого для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей. "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры".

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае ра...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

консультация для педагогов "Развитие выразительной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности"

              Процесс формирования выразительности речи выступает перед  дошкольником, как особая область объективных отношений, которую он постигает в п...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

     На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.       Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущег...

Консультация для педагогов. «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возмож...