Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.
методическая разработка

Зимина Ольга Юрьевна
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен быть подразделен на 4 составляющих:
· образовательную деятельность, осуществляемую в организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,музыкальнохудожественной, чтения) (
· образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
· самостоятельную деятельность детей;
· взаимодействиес семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

В ФОП дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм, методов, средств работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. В соответствии с таким подходом выделяют:

1. Методы деятельности:

 а) по источникам:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение)

- наглядные (показ, демонстрация, иллюстрирование)

- практические (упражнения, приучение,  трудовые действия)

б)  по логике:

- индуктивные

- дедуктивные

в) по мышлению:

- репродуктивные

- проблемно-поисковые

- исследовательский.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: 

- познавательные игры

- дискуссии, создание ситуаций успеха

- разъяснение

- поощрение и порицания.

3. Методы контроля и самоконтроля

4. Форма обучения:

- Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

- Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

- Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

5. Форма организации:

Занятия (доминантные, традиционные,  интегрированные, тематические), игровая ситуация, чтение, мастерская, коллекционирование, экскурсия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.  Нестандартные формы проведения занятий – занятие-сказка, занятие-путешествие, занятия – викторины, конкурсы. Для организации деятельности воспитанников используется информационно-ресурсное обеспечение, образ процесса – совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютер, проекторы, мультимедийные доски.

6. Средства: 

- визуальные (зрительные-предметы, игрушки, картинки и т.д.)

- аудиальные (слуховые-магнитофон, муз инструм,аудиозаписи) аудиовизуальные (зрительно-слуховые – видеофильм, музык презентация, звуковой фильм, телевидение)

- словесные (книги, энциклопедии)

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД).  Занятия  организуется и проводится мной в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводится с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня моей группы определяется время проведения занятий, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

            Работа ведется по следующим направления:

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Физическое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие.

В ДОУ в процессе проведения режимных моментов, организована групповая и индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

Двигательная деятельность:

Подвижные игры с правилами, игры с элементами спорта.

Подвижные дидактические игры.

Игры-имитации, хороводные игры.

Игровые упражнения, игровые ситуации .

Соревнования, досуги.

Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Ритмика, ритмопластика, аэробика, детский фитнес.

Спортивные игры и упражнения.

Аттракционы.

Спортивные праздники.

Гимнастика (утренняя, пробуждения, дыхательная).

Физические упражнения.

Физические и динамические паузы.

Спортивные упражнения: плавание, катание на санках, скольжение.

катание на велосипеде.

Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

Игровая деятельность:

Сюжетно-отобразительные игры

Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные.

Театрализованные игры:

- игры-имитации (в том числе игры-этюды),

- ролевые диалоги на основе текста,

- драматизации,

- инсценировки,

- игры-импровизации.

Сюжетные игры, игры с правилами.

Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя

произведения писателей).

Пальчиковые игры.

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты,

смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры

с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием

предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.).

Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис,

футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные,

празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.).

Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом,

снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.

Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические

и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе

народные).

Игры со строительным материалом: строительными наборами,

конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, предметами-

заместителями.

Проектная деятельность, например, «Школа волшебников» (сочинение

сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.

Продуктивная деятельность:

Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

лепка (глина, пластилин, пластика);

аппликация (бумага, ткань, природные материалы)

- по замыслу,

- на заданную тему.

Художественный труд (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;

природного, бросового материала и др.):

- украшения к праздникам,

- поделки для выставок детского творчества,

- подарки, сувениры,

- декорации к театрализованным спектаклям,

- украшение предметов личного пользования и др.

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

- по образцу (схеме, чертежу, модели),

- по условиям,

- по замыслу.

Конструирование из бумаги:

- по выкройке,

- схеме (оригами).

Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка

и снега).

Творческая продуктивная деятельность с использованием  нетрадиционных техник изобразительной деятельности (монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

Чтение детской художественной литературы:

Восприятие литературных произведений с последующими:

- свободным общением на тему литературного произведения,

- решением проблемных ситуаций,

- дидактическими играми по литературному произведению,

- художественно-речевой деятельностью (см. раздел 3),

- игрой-фантазией,

- рассматриванием иллюстраций художников,

придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,

- просмотром мультфильмов,

- созданием этюдов, сценариев для театрализации,

- театрализованными играми,

- созданием театральных афиш, декораций,

театральных кукол,

- оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и

др.).

Познавательно – исследовательская деятельность:

Опыты, исследования; игры-экспериментирования, с разными материалами.  

Рассматривание, обследование, наблюдение.

Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в

уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских

телепередач с последующим обсуждением

Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и

детских иллюстрированных энциклопедиях

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли

вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас

удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

Оформление уголка природы.

Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.) .

Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков,

символов) .

Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры.

Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, например «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое

путешествие» и др.

Поисково-исследовательские проекты, например, «Красная книга

Бурятии», «Путешествие в прошлое вещей», «Птицы –

жители нашего края» и др.

Коммуникативная детская деятельность:

Свободное общение на разные темы.

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня

зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание

положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

Придумывание этюдов для театрализации (невербальные средства

выразительности).

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам

литературных произведений.

Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

Викторины.

Проектная деятельность, например, «Напиши письмо Деду Морозу»;

«Книжка-малышка».

Составление и отгадывание загадок.

Логоритмика.

Трудовая детская деятельность:

Дежурство (по столовой, по подготовке к совместной образовательной

деятельности, в уголке природы – полив растений).

Самообслуживание.

Хозяйственно-бытовой труд:

- помощь в уборке группы,

- перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.

Труд в природе:

- работа на осеннем участке - сбор урожая, заготовка природного

материала для поделок;

- работа на зимнем участке - изготовление кормушек для птиц, их

подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;

- работа на весеннем участке - изготовление скворечников и подкормка

птиц; участие в посадке и поливке растений;

- работа на летнем участке - полив растений.

Ручной труд (поделки из природного и бросового материала, бумаги,

картона, поролона, ткани, дерева и др.):

- изготовление атрибутов для игры,

- предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др.

Проектная деятельность, например, «Наша группа» (детский дизайн) и др.

Музыкально-художественная деятельность:

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской

музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр.

Экспериментирование со звуками.

Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы,

пляски.

Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.

Драматизация песен.

Музыкально-театрализованные игры.

Музыкальные и музыкально-дидактические игры.

Концерты-импровизации.

Разнообразная интегративная деятельность: музыкальное озвучивание

картин художников, литературных произведений и др.

Применение ИКТ в педагогической деятельности воспитателя детского сада

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью нашей культуры. Соответственно система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Материальная база по применению информационно - коммуникационных технологий позволяет мне:

  • предъявлять информацию на экране проектора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • Ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
  • Поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности.
  • Развивать у дошкольников исследовательское поведение.
  • Расширять творческие возможности самого педагога.

Возможность и желание использовать ИКТ в своей работе помогает мне овладевать новыми формами работы с детьми.

В работе кроме презентаций использую следующие виды ИКТ:

  • Викторины
  • КВНы
  • Дидактические игры
  • Сказки (с отсканированными иллюстрациями)
  • Видео сказки
  • Обучающие мультфильмы
  • Развивающие видео с интерактивными заданиями
  • Детские песенки
  • Развивающие песенки («Умные песенки»)
  • Пальчиковые игры (видео, с музыкой)
  • Физминутки (видео)
  • Музыкальные игры.

В своей работе я систематически использую ИКТ, которые в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме помогают мне достигнуть нового качества образования детей, информированности родителей, моего профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Формы реализации образовательной программыИгра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, ком...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является испол...

методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

конспект занятия по лепке на тему "Зайчонок"...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью с...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

laquo;Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – комму...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

Методы, формы организации деятельности воспитанников детского сада, средства....

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства...