Роль игрушки в воспитательно-образовательной работе ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматривается значение игрушки как педагогического средства в дошкольном образовательном учреждении. Анализируются классификации игрушек по их функциям (предметы оперирования, персонажи, маркеры пространства) и степени условности (реалистичные, прототипические, условные). Особое внимание уделяется качествам педагогически ценной игрушки: полифункциональности, пригодности для совместной деятельности и дидактическим свойствам. Подчёркивается, что игрушка является не только объектом игры, но и важнейшим инструментом для гармоничного воспитания и развития детей, способствующим формированию любознательности, творческих способностей и гуманных чувств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль игрушки в воспитательно – образовательной работе ДОУ»
«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек).
"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).
Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала). Игрушка каждого сюжетообразующего типа может обладать разной мерой условности.
В достаточно емком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра.
Первый параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее внешний облик. В одних случаях это копия реального предмета, сохраняющая все его черты в их реальных соотношениях, вплоть до деталей (например, игрушечный автомобиль — модель, в крайнем выражении — действующая модель). Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.
В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, подчеркивающим, характеризующим смысл, назначение этого предмета (или категории предметов) для человека. Например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображать его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки, как бы "выпячивающие" самые существенные, типичные черты реального предмета, а остальные черты, передающие в обобщенной, недетализированной форме, принято называть прототипическими игрушками.
Обобщение типичных черт целой категории реальных предметов в игрушке может достигать крайней степени, и тогда мы можем говорить об условной игрушке. Примером условной игрушки в этом "автомобильном" ряду может служить скамеечка на колесах со съемным рулем, которая, в силу значительной неопределенности внешнего облика, но при сохранении ряда функциональных свойств, может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства — машины, автобуса, трактора, кареты и пр.).
Второй параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.).
Третий параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью ее готовности. Готоваясборная сюжетная игрушка (которая в своих частях не представляет собой отображения реального предмета) —по мере сборки такая игрушка становится собственно сюжетной игрушкой, например, сборная модель самолета, сборная железная дорога и пр.
В последнее десятилетие появился большой промежуточный класс игрушек по этому параметру — так называемые трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований (трансформаций) она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.
Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются к в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.
Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. Приэтом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.
Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.
Вывод: таким образом, игрушка и игровой материал являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Это атрибуты, обозначающие игровую роль, предметы оперирования, маркеры пространства, со своими параметрами обозначающими меру условности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль диагностики в воспитательно-образовательной работе ДОУ»
Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уров...
Роль беседы в воспитательно- образовательной работе детского сада.
Роль беседы в воспитательно- образовательной работе детского сада. Одним из существенных моментов обучения является применение...

Консультация для воспитателей «Роль игрушки в воспитательно – образовательной работе ДОУ».
Роль игрушки...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль беседы в воспитательно-образовательном процессе»
Консультация для воспитателей на тему:«Роль беседы в воспитательно-образовательном процессе»...

«Роль ИКТ в воспитательно-образовательном процессев ДОУ"
Информационно коммуникационные технологии (ИКТ).-это технологии обмена информацией, коммуникации.Подразумевается использование: информации в электронном формате: lтекст, видео, аудио,lанимация, ...

ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа: вторая младшая
ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...

«Роль ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ»
Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно о...
