ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС («ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА»)
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Среда воспитывает человека...путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды ». Л.С.Выготский
П ри построении коррекционной образовательной среды в ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы: 1 Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию. 2. принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии. 3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия». 4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве; 6 . Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей. 7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка
В чем же заключается особенность организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ? Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать, что ведущим нарушением является двигательный дефицит . И первое условие успешного обучения – это вертикализация и движение ребенка. Вертикализация — cовременая реабилитационная методика профилактики и устранения осложнений, связанных с длительным пребыванием пациента в лежачем положении. Суть вертикализации состоит в плавном переводе лежачего пациента в вертикальное положение.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). -маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение; -организация рабочего места для занятий с ребенком(комфортное освещение, минимальное количество предметов в поле зрения ребенка, специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола); -зонирование пространства группы на зоны игры, отдыха, занятий с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушением зрения. - Обеспечение ребенку лучших условий для видения, по пути перемещения и в самих помещениях, используя разные маркеры: световые, цветовые атрибуты, сигналы - соблюдение дозированного режима зрительных нагрузок и специальный режим освещения: - обязательное проведение зрительной гимнастики при высокой зрительной нагрузке во время фронтальных занятий (схемы-тренажеры для зрительных гимнастик); -подбор адекватного дидактического материала ( рельефного, контурного, яркого ).
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха. Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. Для эффективного развития ребенка с нарушением слуха необходимы: - Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий; - Схемы составления описательных рассказов, предложений; - Схемы последовательности действий.
Предметно-развивающая среда для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) -обязательное зонирование групповой комнаты выделение зоны для творчества, (оборудование игровой зоны и других; расположение атрибутики для соответствующей деятельности).; -создание места для релаксации; -визуальная поддержка (создание сенсорно обогащенной среды; расписание, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках); -чередование внешних раздражителей по новизне, силе воздействия. - достаточный ассортимент игрушек (игрушки должны быть красочные, простые и одновременно выразительной формы, в тоже время они должны реалистично изображать объекты реальности)
Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР - мебель и оборудование расставлены таким образом, что бы обеспечить свободное и безопасное передвижение детей; - не должно быть слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других; - «Тихие» и «Шумные» центры достаточно разнесены; - обязательное наличие в группе уголков отдыха для зрительного и физического расслабления детей, где имеются ковровое покрытие спокойного тона, мягкая детская мебель, «сухие» аквариумы, аудио записи со звуками природы. - наличие в группе индивидуального авторского пространства («мой секретик») для хранения своих секретов, игрушек и каких либо личных вещей, что немаловажно для детей с ЗПР. -цветовая палитра должна быть представлена пастельными тонами
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта . 1.Предметы: - для развития перцептивных действий; - для развития сенсорной сферы; - для обследования различной формы, цвета, величины; 2. Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушением речи. (ТНР) -оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами; -сменяемость оборудования (раз в неделю) - оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики - в группе обязательно оборудуется уголок «Будем говорить правильно»( картотеки предметных и сюжетных картинок, настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам, мнемотехнические средства, символы, схемы).
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...
