«Особенности организации РППС («Говорящая среда»)
материал

Лактаева Ольга Ивановна

Поддержка самостоятельности, инициативности, познавательной активности и эмоционального благополучия ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности организации РППС («Говорящая среда»)

Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС), в том числе «говорящей среды», является важнейшим аспектом современного дошкольного и начального образования. Такая среда направлена на поддержку самостоятельности, инициативности, познавательной активности и эмоционального благополучия ребёнка. Ниже представлены ключевые особенности такой среды:

1. Принципы развивающей предметно-пространственной среды.

Доступность и открытость материалов:

— Все материалы (игрушки, пособия, книги, художественные и природные материалы) размещаются на уровне глаз ребёнка.

— Доступны без участия взрослого, что способствует самостоятельности.

Многофункциональность пространства:

— Зоны организованы так, чтобы дети могли свободно перемещаться между ними (игровая, творческая, познавательная, книжная, природная и др.).

— Одно и то же пространство может использоваться по-разному в зависимости от интересов детей.

Вариативность и насыщенность:

— Большое разнообразие материалов, стимулирующих разные виды деятельности: конструирование, экспериментирование, рисование, чтение, ролевые игры и т.д.

— Регулярная смена и обновление элементов среды в зависимости от возраста, интересов и этапа развития детей.

Безопасность:

— Физическая и психологическая безопасность: отсутствие острых углов, токсичных материалов, а также поддержка эмоционального комфорта.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей:

— Среда адаптируется под возраст: для младших — больше наглядности и сенсорных материалов, для старших — больше символических и познавательных ресурсов.

2. Что такое «говорящая среда»?

«Говорящая среда» — это такая организация пространства, в которой каждый элемент несёт образовательный смысл, подсказывает действия, вдохновляет, направляет или объясняет без прямого участия взрослого.

Примеры «говорящей среды»:

Карточки-подсказки в зоне конструирования: «Как построить мост?», «Какие бывают виды домов?»

Иконки-символы на полках: картинки с кубиками, мозаикой, пазлами — ребёнок сам выбирает, что взять.

Схемы и инструкции по уборке игрушек, мытью рук, одеванию.

Интерактивные стены с вопросами: «Что ты сегодня узнал?», «Какое у тебя настроение?»

Экспозиции детских работ с подписями: имя автора, название работы, дата.

Календарь событий, погодный уголок, уголок проектов — всё это «рассказывает» о жизни группы.

3. Дидактическая и эмоциональная функции среды.

Дидактическая:

— Обучает через взаимодействие с предметами и пространством.

— Развивает мышление, речь, воображение, мелкую моторику и др.

Эмоциональная:

— Эстетичность, уют, личное пространство («уголок уединения»), комфортные цвета и материалы создают чувство защищённости и принятия.

— Среда «радуется» вместе с детьми — отражает их успехи, интересы, культуру.

4. Динамичность и партисипативность (подход, основанный на участии, вовлечённости и совместном принятии решений).

Среда не статична: меняется по мере освоения детьми новых навыков, в ходе проектной деятельности, с учётом сезонности и событий.

Дети участвуют в создании и изменении среды: предлагают идеи, изготавливают элементы, выбирают оформление. Это развивает чувство ответственности и принадлежности.

5. Роль педагога в организации среды

Не «навязывает», а проектирует условия для самостоятельной активности детей.

Наблюдает, анализирует, корректирует среду в соответствии с интересами и потребностями детей.

Использует среду как «третьего педагога».

Заключение

Развивающая предметно-пространственная среда, особенно в варианте «говорящей среды», — это активный участник образовательного процесса.

Она:

-Поддерживает самостоятельность ребёнка;

-Стимулирует инициативу и любознательность;

-Обеспечивает эмоциональное благополучие;

-Создаёт условия для развития через игру и исследование.

Главное — чтобы среда «говорила» с детьми на понятном им языке, уважала их интересы и приглашала к взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

РППС "Говорящая среда"

Презентация в трех частях....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС («ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА»)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС («ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА»)...