«Особенности организации РППС («Говорящая среда»)
материал
Поддержка самостоятельности, инициативности, познавательной активности и эмоционального благополучия ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации РППС («Говорящая среда»)
Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС), в том числе «говорящей среды», является важнейшим аспектом современного дошкольного и начального образования. Такая среда направлена на поддержку самостоятельности, инициативности, познавательной активности и эмоционального благополучия ребёнка. Ниже представлены ключевые особенности такой среды:
1. Принципы развивающей предметно-пространственной среды.
Доступность и открытость материалов:
— Все материалы (игрушки, пособия, книги, художественные и природные материалы) размещаются на уровне глаз ребёнка.
— Доступны без участия взрослого, что способствует самостоятельности.
Многофункциональность пространства:
— Зоны организованы так, чтобы дети могли свободно перемещаться между ними (игровая, творческая, познавательная, книжная, природная и др.).
— Одно и то же пространство может использоваться по-разному в зависимости от интересов детей.
Вариативность и насыщенность:
— Большое разнообразие материалов, стимулирующих разные виды деятельности: конструирование, экспериментирование, рисование, чтение, ролевые игры и т.д.
— Регулярная смена и обновление элементов среды в зависимости от возраста, интересов и этапа развития детей.
Безопасность:
— Физическая и психологическая безопасность: отсутствие острых углов, токсичных материалов, а также поддержка эмоционального комфорта.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей:
— Среда адаптируется под возраст: для младших — больше наглядности и сенсорных материалов, для старших — больше символических и познавательных ресурсов.
2. Что такое «говорящая среда»?
«Говорящая среда» — это такая организация пространства, в которой каждый элемент несёт образовательный смысл, подсказывает действия, вдохновляет, направляет или объясняет без прямого участия взрослого.
Примеры «говорящей среды»:
Карточки-подсказки в зоне конструирования: «Как построить мост?», «Какие бывают виды домов?»
Иконки-символы на полках: картинки с кубиками, мозаикой, пазлами — ребёнок сам выбирает, что взять.
Схемы и инструкции по уборке игрушек, мытью рук, одеванию.
Интерактивные стены с вопросами: «Что ты сегодня узнал?», «Какое у тебя настроение?»
Экспозиции детских работ с подписями: имя автора, название работы, дата.
Календарь событий, погодный уголок, уголок проектов — всё это «рассказывает» о жизни группы.
3. Дидактическая и эмоциональная функции среды.
Дидактическая:
— Обучает через взаимодействие с предметами и пространством.
— Развивает мышление, речь, воображение, мелкую моторику и др.
Эмоциональная:
— Эстетичность, уют, личное пространство («уголок уединения»), комфортные цвета и материалы создают чувство защищённости и принятия.
— Среда «радуется» вместе с детьми — отражает их успехи, интересы, культуру.
4. Динамичность и партисипативность (подход, основанный на участии, вовлечённости и совместном принятии решений).
Среда не статична: меняется по мере освоения детьми новых навыков, в ходе проектной деятельности, с учётом сезонности и событий.
Дети участвуют в создании и изменении среды: предлагают идеи, изготавливают элементы, выбирают оформление. Это развивает чувство ответственности и принадлежности.
5. Роль педагога в организации среды
Не «навязывает», а проектирует условия для самостоятельной активности детей.
Наблюдает, анализирует, корректирует среду в соответствии с интересами и потребностями детей.
Использует среду как «третьего педагога».
Заключение
Развивающая предметно-пространственная среда, особенно в варианте «говорящей среды», — это активный участник образовательного процесса.
Она:
-Поддерживает самостоятельность ребёнка;
-Стимулирует инициативу и любознательность;
-Обеспечивает эмоциональное благополучие;
-Создаёт условия для развития через игру и исследование.
Главное — чтобы среда «говорила» с детьми на понятном им языке, уважала их интересы и приглашала к взаимодействию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС («ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА»)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС («ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА»)...

