Патриотическое воспитание детей 4-5 лет в процессе организации разных видов деятельности и форм образовательной работы.»
учебно-методический материал (средняя группа)
Выступление на педагогтческом совете с обобщением опыта работы по вопросу нравственно- патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей 4-5 лет в процессе организации разных видов деятельности и форм образовательной работы.»
Актуальность патриотического воспитания детей 4-5 лет обусловлена тем, что этот возраст является основополагающим для формирования базовых ценностей и чувства любви к Родине, что является ключевым для будущего становления гражданина. В этот период закладываются основы гражданской позиции, уважение к истории и культуре страны, а также формируется чувство гордости за достижения родной страны.
Переход на обновленные ФГОС дошкольного образования и введение федеральной образовательной программы - ключевое событие системы дошкольного образования. С 1 сентября 2023 года все детские сады России начали работать по единой Программе, в содержательном разделе которой представлена обновленная программа воспитания. Среди шести направлений воспитания одним из ведущих становится патриотическое.
Цель патриотического воспитания детей 4-5 лет — заложить основы любви и уважения к Родине, семье, родной природе и культуре через формирование положительных эмоций и представлений о своей стране. На этом этапе важно сформировать чувства привязанности к своему дому и детскому саду, пробудить интерес к истории и традициям, а также научить основам бережного отношения к окружающей среде.
Основные задачи формирования основ гражданственности и патриотизма.
*формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
* формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
* формирование представлений о России как родной стране, о Москве как столице России;
* воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельность, художественное слово;
*воспитание гражданско- патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.
Формы работы с детьми и виды деятельности.
На занятиях и беседах:
*Тематические занятия о родной стране, городе, истории и культуре.
*Беседы и рассказы с использованием наглядности и ИКТ.
*Чтение художественной литературы, заучивание стихов и потешек, знакомство с народным фольклором.
Знакомство с народным фольклором происходит через чтение русских народных сказок, их инсценировки. Отражается в самостоятельной деятельности детей: используя различные виды театра дети рассказывают сказки своим друзьям.
На прогулках и экскурсиях:
*Целевые прогулки по городу и окрестностям, наблюдение за природой родного края.
*Экскурсии в музеи, к памятникам, местам, связанным с историей города.
*Участие в посильном общественно полезном труде (например, уборка территории).
Целевые прогулки и наблюдения за природой родного края очень интересны детям. Посещение «Уголка леса», наблюдение за растениями на огороде, цветами на клумбах, белочкой, живущей на территории детского сада- все это близко детям, находит в их душе эмоциональный отклик. Они торопятся поделиться своими знаниями, наблюдениями. Задают множество вопросов. Вспоминают случаи из своей жизни.
С удовольствием дети посещают музей «Русского быта», где любят слушать русские народные сказки. Здесь можно воочию увидеть лапти, печь, ухват, горшок, самовар и другие вещи, которыми пользовались наши предки.
С интересом дети рассматривают экспонаты музея СВО. Их привлекают макеты военной техники, обмундирование. С любопытством дети рассматривают макет сражения, что входит в солдатский сухпаёк, аптечку.
Пусть наши дети и не совсем большие, но они с удовольствием помогают малышам убирать территорию, ухаживают за комнатными растениями, убирают сорняки с клумб, сажают семена для огорода.
В играх:
*Сюжетно-ролевые игры на патриотическую тематику.
*Дидактические игры.
*Подвижные игры и спортивные развлечения.
Все социально- значимые моменты жизни ребенок отражает в игре. Через игру он учится взаимодействовать с окружающими его людьми, здесь закладывается чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, своей стране.
Очень привлекают детей русские народные игрушки. Они яркие, необычные. Дети пользуются ими в уголке уединения и за столом. Играя с такими игрушками можно посоревноваться в ловкости, быстроте.
В творчестве:
*Рисование, лепка, аппликация на патриотические темы (государственные символы, народные промыслы).
*Создание коллажей и открыток.
*Музыкальные занятия: разучивание песен, танцев.
Очень полюбился нашим детям такой вид творчества, как создание стенгазет, фотоколлажей к праздникам и фотоотчеты к акциям, проводимым в детском саду. Не забываем мы поздравлять с праздниками и готовим открытки для наших мам, пап, бабушек и дедушек.
Совместная деятельность:
*Взаимодействие с родителями: выставки, праздники, совместные прогулки и экскурсии.
*Создание развивающей среды в группе (уголок "Родной дом", "Мой город").
Просмотр тематических мультфильмов и детских фильмов.
*Праздничные мероприятия: концерты, фестивали.
Совместно с родителями каждый год организуются выставки совместного творчества «Осенняя сказка», «Символ года», сезонные выставки рисунков.
Вместе мы оформили альбомы с фотографиями «Моя семья». «Мой любимый Нижний Новгород», «Я гуляю по Лимпопо».
Родители принимают участие в оформлении группы к праздникам, подготовке к утренникам детей.
Развивающая предметно- пространственная среда группы по патриотическому воспитанию.
Развивающая предметно- пространственная среда группы в основном представлена в уголке «Патриотического воспитания», который содержит разделы: «Семья», «Детский сад», «Нижний Новгород», и самая любимая, запоминающаяся всем детям достопримечательность нашего района- зоопарк «Лимпопо». В уголке располагаются настольно- печатные игры, дидактические игры, сделанные руками воспитателей, альбомы соответствующих тематик, фотоальбомы «Моя семья», «Вот как весело живем», «Наш любимый Нижний Новгород», «Я гуляю по Лимпопо». Здесь же представлен макет сквера «Юбилейный», макет «Зоопарк» (фигурки для игры), а также конструктор «Зоопарк».
В уголке музыкально- театрализованной деятельности развивающая предметно – пространственная по данному вопросу включает в себя: русские народные инструменты, аудиозаписи русских народных песен, различные виды театров, где дети сами рассказывают русские народные сказки. Маски для самостоятельных игр- драматизаций.
В уголке художественно- эстетического развития располагаются народные игрушки: матрешки, волчки, игрушки- дергунчики, игрушки- ловишки. Также представлены раскраски по патриотической тематике. Альбом «Матрешки», «Филимоновская» игрушка.
Для сюжетно- ролевых игр по патриотическому воспитанию организован «Гараж военной техники» (военные автомобили, танки, самолеты- истребители, вертолеты различного назначения, ракетные установки); костюмы танкиста, медсестры, пилотки, бескозырки, флажки, бинокли, фляжки и др. военная атрибутика.
Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. И конечно же детский сад тесно взаимодействует с семьями воспитанников в вопросе патриотического воспитания.
Формы работы с родителями.
*Консультации и беседы: Проведение индивидуальных или групповых консультации, где воспитатель делится с родителями рекомендациями и методиками по патриотическому воспитанию.
*Семинары-практикумы: Организация практических занятий для родителей, где они смогут освоить новые приемы работы с детьми.
*Совместные мероприятия: Проведение семейных праздников, конкурсов и выставок, например, выставку детских рисунков на тему «Мой город» или «Моя семья».
*Родительские собрания: Обсуждение на собраниях важных вопросов, касающихся патриотического воспитания, и привлечение родителей к совместному планированию мероприятий.
По результатам такой работы семьи наших воспитанников стали больше уделять внимания такой стороне жизни ребенка, как социальная активность, включение в жизнь нашего города. Все больше родителей предпочитает не просто гулять с детьми, а знакомить их с достопримечательностями Нижнего Новгорода, интересными местами города. Участвуют в праздничных мероприятиях, фестивалях, акциях. Знакомят детей с заповедными уголками Нижегородской земли.
Активно были включены родители в подбор материалов для музея СВО, изготовление моделей военной техники. Много интересного материала было ими представлено в музей «Народного быта». Участвуют в оформлении районных выставок.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование навыков общения и дружеских взаимоотношений между детьми в процессе организации разных видов деятельности"
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфли...

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период, и одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном си...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
Актуальность темы:Тема по самообразованию выбрана мной потому, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто быв...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ре...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный год
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный ...

План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2024 – 2025 учебный год
«С любовью к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит к родной стран...

