Главные вкладки
"Правила этикета для дошкольников"
консультация
Познакомить детей дошкольного возраста с правилами этикета
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
"Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить".
"Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать".
А. С. Макаренко
Перед нами, педагогами, сегодня стоит далеко не праздный вопрос, как обучать детей правилам культурного поведения, ибо, как подметил народ, "Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают".
Сегодня нас, педагогов, конечно больше всего интересует вопрос: как помочь детям усвоить все без исключения правила поведения за столом и при этом, почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей следовать этим правилам, да и самим получить радость от успехов в этой работе.
ПОСУДА
1. Столовые глубокие тарелки.
2. Закусочные (для бутербродов).
3. Мелкие столовые тарелки.
4. Десертные тарелки для сладких блюд (фрукты, ягоды)-
5. Креманки (для компота, мороженого).
Тарелки нужно ставить на стол напротив стульев. От края стола до тарелки — 1,5-2 см.
На расстоянии 5-12 см слева от тарелки - пирожковая (хлебница). Справа от тарелки нож, лезвием к тарелке, ложка, слева - вилка. Если ножа нет, то ложка и вилка находятся справа. Расстояние между тарелкой и приборами 0,5 см, чашка от тарелки находится на расстоянии 0,5 см. Чашка, ручкой влево, обязательно ставится на блюдце. На блюдце следует положить чайную ложку ручкой вправо, т.е. в противоположную сторону ручки чашки.
СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ
Нож. С помощью него едят мясные блюда, пироги (кроме сладких), блины, помогают им захватывать гарнир. Длина ножа равна диаметру тарелки. Длина вилки должна быть равна длине ножа. Ближе к тарелке кладут те столовые приборы, которые не используются в первую очередь.
Нож следует класть лезвием к тарелке, ложка - носиком вверх, вилка - зубцами вверх.
Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать. Вилка кладется с левой стороны в том случае, когда используется но в отсутствии необходимости пользования ножом вилка кладется справа. После еды столовые приборы необходимо положить на тарелку параллельно, ручками влево.
Под специи ложечка кладется к бортику тарелки выпуклостью вверх.
СТОЛОВОЕ БЕЛЬЕ
1. Скатерть.
2. Салфетки.
На стол следует постилать только чистые, хорошо отглаженные скатерти, лучше белые, для стола сервированного к чаю - цветные. Концы скатерти свисают на 25-30 см, Салфетки столовые: размер 46 x 46 см. Салфетки чайные: размер 35x35 см. Салфетки следует положить на тарелку или за тарелку в виде лилии, кораблика, колпачка и т.д. Во время еды ее следует положить на колени, сложи» вдвое. Ею можно вытереть пальцы, приложить (а не вытереть) ко рту. После еды ее скатывают в шарик и кладут под бортик тарелки или на тарелку с приборами.
На стол ставится икебана или цветы.
НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕРВИРОВКЕ СТОЛА
1. Соответствие мероприятию (обед, завтрак, праздничное мероприятие).
2. Эстетичность.
3. Тематическая направленность. (Новый год - снежинки и т.д.)
Задача сервирующих стол - создать хорошее настроение и усилить аппетит.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЕРВИРОВКИ
1. Скатерть.
2. Тарелки.
3. Чашки, стеклянная посуда.
4. Салфетки.
5. Приборы со специями.
6. Цветы, икэбаны.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
По правилам первыми за стол садятся девочки. Помочь сесть им помогают мальчики, они должна подойти слева, взять за спинку стул, развернуть его спинкой к себе и со словами "Пожалуйста" иди "прошу садиться" предлагают сесть. Девочка должна подойти и ждать, когда ей пододвинут стул.
Сидеть нужно прямо, занимая стул полностью, прикасаясь к шинке. Не следует наклоняться над тарелкой, расстояние от груди до стола - 4 пальца ладони.
Ноги согнуты под прямым углом, руки слегка прижаты к туловищу. Не следует подпирать подбородок, щеки, раскачиваться на стуле.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ
Вилку надо держать зубцами вверх, при этом ручка упирается в ладонь. Если подано пюре или каша, то вилку следует держать как ложку, помогая ножом.
Вилку и ложку при временном прекращении еды необходимо положить на бортик тарелки, а после еды - на тарелку параллельно ручками влево: нож острием влево, вилку - выпуклостью вверх.
По этикету не принято говорить при употреблении горячих блюд. Нельзя делать замечаний, упрекать, заставлять есть до конца, а следует предлагать не навязчиво.
Нельзя вылизывать тарелку, есть с ножа, перекладывать приборы и брать их до еды.
Хлеб следует отламывать пальцами левой руки.
Яичницу нужно есть с помощью вилки и ножа, котлету, рыбу, а также запеканку, рулеты только вилкой, без ножа; дичь и птицу едят с помощью ножа, сначала надо срезать мясо, оставшееся взять в руку. Мясо отрезать ножом по кусочку и отправлять отрезанный кусок в рот. Не следует разрезать весь кусок сразу.
Суп сначала следует попробовать, убедиться горячий или нет. Набирать 1/3 ложки, не наклоняться вперед, ложкой справа налево коснутся края тарелки боковой частью направить в рот. Не следует стучать ложкой о тарелку, чавкать. При доедании супа тарелку наклонять от себя.
Чай надо помешивать бесшумно. Варенье в чай не принято класть.
Нельзя запрокидывать голову, отставлять мизинец. Косточки от компота положить сначала в ложку, а затем на блюдце.
Сервировка
1. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола.
2. Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке,
ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх.
3. Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см.
4. Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо!
5. Всегда на столах имеются салфетки.
6. Соблюдается последовательность сервировки.
Правила поведения за столом
1. Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста".
2. Дети правильно держат вилку, знают, когда следует держать ее, как ложку.
3. Правильно держат ложку.
4. Умеют пользоваться ножом.
5. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.
6. Не едят с целого куска.
7. Не выбирают кусок на тарелке.
8. Яичницу, рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа.
9. Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.
10. Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью.
11. При доедании супа тарелку наклоняют от себя.
12. Не запрокидывают голову во время питья компота.
13. Не наклоняются низко над тарелкой.
14. Пережевывают пищу с закрытым ртом.
15.Не чавкают.
16. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот,"а прикладывают ко рту.
17. Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки.
18. Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх.
19.Благодарят после еды и убирают посуду.
20. При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик тарелки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила этикета для дошкольника.
Консультация для родителей на тему "Правила этикета для дошкольника"...

Консультация для родителей «Правила этикета для дошкольников».
Этикет - французское слово, обозначает "свод правил поведения, принятых в определенном обществе". Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи, и душевные ка...

Рекомендации родителям: "Правила этикета для дошкольников"
В процессе образовательной деятельности мы прививаем детям элементарные правила этикета, учим использовать вежливые слова. Но все же первые уроки основ этикета ребенок получает дома. Если семье...

Правила этикета для дошкольников
Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нуж...

Консультация для родителей «Правила этикета для дошкольников»
Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которы...


