Семинар-практикум "Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников в соответствии с ФОП ДО"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №94»
Семинар-практикум:
Деловая игра для педагогов по теме «Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников в соответствии с ФОП ДО»
Ярославль, 2025г.
Описание игры:
Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ по развитию устной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи игры: повысить знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития;
систематизировать знания педагогов по проблеме формирование устной речи детей в игровой форме;
вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию устной речи детей;
развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания;
развивать творческую активность участников.
Оборудование: экран, проектор, большие конверты в них репродукции картин: картина В. М. Васнецова «Три богатыря», картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», конверты с загадками, кроссворд, презентация по игре.
Ход игры:
Педагоги делятся на три команды. Каждая команда придумывает название.
- Колокольчик… Удивительно музыкальное, поэтическое слово. В слове соединяются понятия театральной премьеры, удачной рыбалки, праздника школьного звонка, молчаливый голубой цветок…
Мы хотим рассказать вам одну красивую легенду. Она пришла к нам из Италии. Однажды святой, которого звали Павлин, увидел во сне колокольчики – маленькие полевые цветы, которые трепетали на ветру и издавали при этом благостные звуки. Этот сон не давал святому покоя, и он велел литейщикам сделать такие же цветы и научить их петь. Так появились колокола и колокольчики.
Каждый колокол или маленький колокольчик имеет свой неповторимый звук, как будто мастер-литейщик вложил в него часть своей души. Разный тембр, разная тональность, разное звучание. Всем известно, что маленький колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, а большой колокол – звучно, громко и важно (играем с колокольчиками).
Но вот сломался колокольчик… сломан. Ребёнок «плохо говорит» (так выражаются родители, не выговаривает звуки, его плохо понимают взрослые, сверстники, он не может выразить словами свои желания, начинаются проблемы в поведении. Школьный звонок, такой желанный и долгожданный, извещает для него не первые радости и победы, а проблемы и огорчения.
Образовательная область «Речевое развитие» - одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать её, педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую, правильную, грамотную, образную речь; знать детскую литературу, уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.
В связи с переходом на Федеральную образовательную программу дошкольного образования, перед нами стоит важная задача: не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, но и самим научиться не управлять детьми, а заинтересовывать их, мотивировать на получение определённого объема знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» - подводим детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.
Задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста согласно ФОП являются:
- Формирование словаря
- Развитие звуковой культуры речи
- Формирование грамматического строя речи
- Развитие связной речи
- Подготовка детей к обучению грамоте
- Развитие интереса к художественной литературе
Перед педагогами встает задача развития связной речи. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения). В связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. А также отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.
Основная форма деятельности ребёнка - это игра. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Играя, ребёнок легче всего воспринимает определённую информацию и передаёт её другому.
Игра помогает в решении развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:
- развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.
- учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности.
- развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание.
- воспитывать коллективизм, сотрудничество.
По этому мы сегодня вам предлагаем принять участие в Квиз-игре «ЧТО?ГДЕ?КОГДА?»
- Вы разделились на команды по буквам, сейчас вам надо придумать название вашей команде на эту букву.
Приветствие команд.
- Конечно, каждая команда будет бороться за звание «Самые умные и красноречивые» и конечно заберут нашу статуэтку «Рот» - часть тела, символизирующая речь. Открытый рот изображает звук и голос.
-Правила игры ЧТО?ГДЕ?КОГДА? конечно все знают, волчок будем крутить по очереди, задание выполнять все одновременно. Команда, первая, правильно ответившая получает бал. Наибольшее количество баллов набравшая команда выигрывает и получает звание «Самые умные и красноречивые» и конечно заберут нашу статуэтку «Рот».
Задание 1
Вопрос – Ответ
Вопросы:
1 . Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры
– это ? (главная задача по развитию речи дошкольников).
2. - Развитие словаря;
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Формирование грамматического строя речи;
- Развитие связной речи;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
- Воспитание любви и интереса к художественному слову
- это ? (основные направления по развитию речи).
3. - Наглядные;
- Словесные;
- Практические,
- это ? (методы развития речи).
4. - Общение детей и взрослых;
- Культурно – языковая среда;
- Обучение родной речи в процессе организованно – образовательной деятельности;
- Художественная литература;
- Изобразительное искусство;
- Музыка, театр,
- это? ( средства развития речи).
5. Это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте,
- Как называют это нарушение речи (Тяжелые нарушения речи (ТНР) ).
6. Это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии,
- Как называют это нарушение? (Задержка психического развития (ЗПР) ).
7. Это разговор двух и более людей,
- это? (диалог).
8. Речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, эта речь, обращённая к слушателям или к самому себе,
- это? (монолог).
9: Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление,
- (поговорка).
10. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью
-(басня).
11. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера,
- (сказка).
12. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими – это?
(основная цель речевого развития по ФГОС ).
Задание 2
«Черный конверт»
Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
В черном конверте находятся репродукции картин, по которым команда составляется описательный рассказ, а другой команде надо отгадать название картины и ее автора. Команда, первая правильно ответившая, получает 2 балла
Команда №1.
На картине изображены три богатыря. Они– могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
( Ответ : картина В. М. Васнецова «Три богатыря»)
Команда № 2
На картине изображена ранняя весна. Снег только начал таять и ещё не сошёл полностью. На переднем плане мы можем увидеть голые берёзы. Берёзы выглядят достаточно коряво.На земле лежит сырой снег, рядом стоят первые весенние лужи. Снег покрыт проталинами, опавшими ветками, следами птиц. Голые деревья заняли прилетевшие с зимовки грачи. Он расселись по веткам, где уже можно увидеть их гнёзда. Один из грачей находится у самого подножия берёзы и держит в клюве веточку. Идёт строительство гнезда. За деревьями можно увидеть крыши деревенских домов и церковь. На заднем плане — широкий русский простор. Равнинные поля пересекает река, которая с таянием снега разлилась и залила обширные пространства.
( Ответ: картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»)
Команда № 3
На картине нарисован дремучий лес. В нем растут вековые сосны, верхушки которых упираются в голубое небо. Пока еще в лесу прохладно и темно, ведь солнце еще не полностью взошло. Герои этого полотна – это медведица и три ее медвежонка, которые вышли на утреннюю прогулку. Малыши находятся возле поваленной сосны, они весело резвятся на ней. А вот их мама насторожилась, она внимательно прислушивается к каждому лесному шороху
( Ответ: картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»)
Задание 3
«Сказка ложь, да в ней намек»
Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям.
Каждая команда получает конверт, в нем загадка, отгадав загадку, вы узнаёте название сказки, которую вы должны: инсценировать при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики) или пересказать, или сочинить другую концовку сказки. Команда, первая правильно ответившая, получает 1 балл. Сказку дослушиваем до конца.
Команда №1
Загадка:
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть …(Курочка ряба)
Вам необходимо показать инсценировку сказки «Курочка ряба» при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики).
Команда № 2
Загадка:
Выросла она на грядке.
И тянули по порядку:
дедка, бабка, внучка, Жучка —
не смогли! — большая штучка!
Кошка с мышкой лишь пришли —
сразу вытянуть смогли! (Репка)
Вам необходимо пересказать сказку «Репка» не называя главных героев по именам, можно только заменить имена каким то звуком, обозначающим этого героя.
Команда № 3
Загадка:
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису. (Колобок)
Вам необходимо сочинить другую концовку у сказки.
- Какие приемы обучения использовали педагоги в заданиях по развитию речи? ( приёмы: инсценировка, пересказ, сочинение.
- Что развивают такие задания у детей? Дети становятся более свободными, раскрепощенными).
Задание 4
Мнемотаблица
Сделать как вопрос от родителей (видео)
Задание 5
Кроссворд
По горизонтали:
1. Основной вид деятельности дошкольников.
2. Осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.
3. Это рассуждение на заданную тему, изложение своих эмоций и мыслей в тексте как письменно, так и устно.
4. Переработка литературного произведения для сценического его воплощения (для театра, телевидения, радио).
5. Высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
6. Способ изложения, цель которого создать целостную картину с помощью последовательного перечисления характерных черт описываемого объекта, свойственных ему в определенный промежуток времени. Как правило, оно строится на основании видимых, наблюдаемых признаков.
7. Взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах.
Задание 6
музыкальная пауза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум. « Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода».
Семинар практикум по развитию речи у детей раннего возраста.Комплесный подход....

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Детский сад"Упражнение "Аквагимнастика" - "Детский сад"Листики под ножками весело шуршат (медленное поглаживание поверхности воды).С...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тема недели "Осень"Упражнение Аквагимнастика - "Дождь"Дождь пошел, как из ведра,Будет лить он до утра.И.п пальцы разведенны в стороны;(легкое постукивание пальцами по поверхности в...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Осень"Упражнение "Аквагимнастика" - "Сентябрь"...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Осень"Упражнение "Аквагимнастика" - "Ходит - бродит осень"Ходит – бродит осень, по лесным тропинкам. Ходит – бродит осень (ходьба п...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тема недели "Я в мире человек"Упражнение Аквагимнастика- "Моя семья"Моя семья крепка, дружна.(опустить ручки на дно контейнера,скрепить ручки между собой в замочек)И для меня она в...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тема недели "Я в мире человек"Упражнение Аквагимнастика - "Ножки- ручки"Ножки,ножки! Я вас знаю,Я утром одеваю.(развести два авльчика в стороны, ходьба двумя пальчиками по воде)Руч...





