Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей
консультация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «У Лукоморья»
Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей
Автор:
Воспитатель
Сафьянова Анастасия Алексеевна
Саяногорск, 2025
Сафьянова Анастасия Алексеевна,
воспитатель,
МБДОУ № 29 «У Лукоморья»,
г. Саяногорск
Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей
Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности.
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.
Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.
При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать:
- содержание программы ДОУ;
- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;
- выразительность и эмоциональность речи педагога;
- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;
- обязательное использование наглядности;
- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;
- включение моментов самоконтроля и самооценки;
Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Это также позволяет утверждать, что синтез разных видов искусств на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно – эстетического воспитания детей, и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.
Список литературы:
- Гончарова Е.В Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. – Ростов – на – Дону: издательство РГПУ, 2001.-288 с.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования.( Под ред. Г.А. Ягодина.-М.,1993)
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.: Просвещение, 2001.-208 с.
- Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии» Методические рекомендации.-М.,2002.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «У Лукоморья»
Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей
Автор:
Воспитатель
Сафьянова Анастасия Алексеевна
Саяногорск, 2023
Сафьянова Анастасия Алексеевна,
воспитатель,
МБДОУ № 29 «У Лукоморья»,
г. Саяногорск
Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей
Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности.
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.
Интегрированный метод обучения направлен на развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.
При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать:
- содержание программы ДОУ;
- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;
- выразительность и эмоциональность речи педагога;
- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;
- обязательное использование наглядности;
- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;
- включение моментов самоконтроля и самооценки;
Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Это также позволяет утверждать, что синтез разных видов искусств на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно – эстетического воспитания детей, и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.
Список литературы:
- Гончарова Е.В Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. – Ростов – на – Дону: издательство РГПУ, 2001.-288 с.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования.( Под ред. Г.А. Ягодина.-М.,1993)
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.: Просвещение, 2001.-208 с.
- Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии» Методические рекомендации.-М.,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС»
экологическое воспитание дошкольников...

«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей»
Консультация для воспитателей...

Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"
ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....

Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...

Сценарий муниципального семинара на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Сценарий муниципального семинара на тему:«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...

"Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО"
В статье пре5дставлен опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО.Описаны формы и методы работы по экологическому восп...

