Картотека подвижных игр геометрическими фигурами для детей 4-5 лет
картотека (средняя группа)

Грачева Надежда Геннадьевна
Цель игр: развитие познавательных процессов детей, мыслительных операций; развитие умений выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; развитие пространственных представлений у детей; развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_s_geom_figurami.docx115.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 «Сказка»

Картотека подвижных игр геометрическими фигурами для детей 4-5 лет

                                                                Воспитатель: Грачева Н. Г.

г. Выкса
2025 год

Цель игр: развитие познавательных процессов детей, мыслительных операций; развитие умений выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; развитие пространственных представлений у детей; развитие творческих способностей.

Сенсорные пакеты

Задачи:

  • развивать сенсомоторные навыки;
  • закреплять свойства геометрических фигур.

Что нужно? Сенсорные пакетики красного, синего и желтого цвета. Геометрические фигуры разного размера, цвета и формы. Разноцветные полотняные мешочки: красный, синий и желтый.

Как играть?

В мешочек определенного цвета кладется одна геометрическая фигура, соответствующая цвету мешочка. Ребенок должен найти в нем фигуру и при помощи ощупывания определить ее форму и размер с закрытыми глазами. Определив, ребенок берет сенсорный пакетик того же цвета, что и мешочек, где находится фигура. При помощи ватной палочки или пальцем рисует по памяти ту фигуру, которую нащупал в мешочке. Потом достает из него фигуру и сравнивает с нарисованной на сенсорном пакетике.

Чтобы усложнить упражнение, в полотняный мешочек можно положить две, три или четыре фигуры того цвета, что и мешочек. Для образца можно использовать альбом с нарисованными фигурами, буквами и цифрами. 

                                Геометрия на палочках

Задачи:

  • научить выкладывать из палочек геометрические фигуры;
  • развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Что нужно? Палочки от мороженого или счетные палочки.

Как играть?

Педагог показывает ребенку фигуру. Говорит: «Это — квадрат. Посмотри, как я смогу сделать такой же квадрат из палочек». И выкладывает вокруг фигуры палочки в форме квадрата. Ребенок повторяет. Усложнить задание можно, только когда ребенок безошибочно научится выкладывать палочки вокруг фигуры. Дайте задание выложить квадрат из палочек рядом с фигурой. Можно взять цветные палочки, пусть ребенок усвоит два свойства: форму и цвет. Как вариант педагог использует карточки-шаблоны, чтобы научить ребенка работать с опорными картами. Педагог дает карточку и просит найти в коробке соответствующую фигуру. Ребенок находит. Педагог хвалит ребенка и предлагает выложить фигуру из палочек,

глядя на образец.

ЩИПЦЫ  И ПOMПОНЫ

Задачи.

  • повторить названия геометрических фигур;
  • закреплять их свойства;
  • развивать моторику и речь.

Что нужно?

 Щипцы, помпоны, геометрические фигуры.

Как играть?

На полу педагог кладет фигуру, например, красный треугольник. Показывает ребенку, как нужно пользоваться щипцами, чтобы захватить помпон, куда отнести его и как положить около фигуры, т.е. ребенку нужно при помощи помпонов выложить по контуру определенную геометрическую фигуру.

                                                Самолет

Задачи:

  • развивать пространственное мышление, моторику, ориентировку в пространстве;
  • закреплять свойства геометрических фигур;
  • обучать коммуникабелъности, умению дружить и договариваться.

Что нужнo? Геометрические фигуры, музыкальное сопровождение.

Как играть?

Среди играющих выбирается «самолет». В первый раз «само- летом» может быть педагог. Все дети стоят врассыпную и, то одной рукой, то другой, делают круговые движения перед собой. А «само- лет» с вытянутыми руками «летает» по комнате со словами:

Самолет летел, Приземлиться захотел!

Квадратную дорожку строим быстро, Самолет уже к нам близко!

Все дети бегут к коробкам с фигурами, берут квадраты и из них строят дорожку для самолета. Пристраиваются сзади к «самолету» и все вместе бегут по квадратной дорожке. Затем убирают ее. Выбирается новый ведущий-«самолет» и игра начинается сначала. Но теперь

«самолет» меняет состав дорожки. Она может быть из треугольников или кругов.

Самолет летел, Приземлиться захотел!

Треугольную (круглую) дорожку строим быстро, Самолет уже к нам близко!

Не зевай, быстро пapy выбирай!

Задача: развивать коммуникабельность, внимание, память, речь.

Что нужно? Геометрические фигуры (по количеству детей. Половина фигур одного цвета, половина  другого цвета. Фигуры могут быть разного  размера и формы, колокольчик.

Как играть?

Педагог раздает каждому ребенку по фигуре. Звенит колокольчиком, дети разбегаются по комнате. По второму сигналу — педагог опять звенит колокольчиком — дети, имеющие одинаковые фигуры (по форме или цвету или размеру; об этом договариваются перед началом игры) сразу же ищут себе пару и становятся рядом. В игре должно быть нечетное количество детей, чтобы один человек остался без пары. Все обращаются со словами к оставшемуся без пары: «Ну- ка, милый(ая), не зевай, быстро пapy выбирай!» Ребенок выбирает себе пару (разбивает любую, с такой же фигурой). Тот, кто остался без пары, становится водящим. Педагог дает ему колокольчик. Все дети меняются фигурами, и игра начинается снова.

Похож        не похож

Задача: развивать умение зрительно соотносить геометрические фигуры с изображениями на карточках.

Что нужно? Карточки с изображением предметов, по форме  напоминающих геометрические фигуры.

Как играть?

1. вариант. Педагог раскладывает геометрические фигуры по комнате. Ребенок смотрит на карточку и говорит, на какую фигуру похож предмет. Потом ищет ее. Находит и сравнивает с карточкой. Похожа ли фигура на предмет?

2. вариант. Ребенок вытаскивает из мешочка две (три) фигуры и ищет подходящие по форме предметы, нарисованные на карточках. Кладет карточки возле фигуры.

Половинки

Задача: развивать мелкую моторику, умение анализировать и делать выводы, узнавать геометрические фигуры по частям.

Что нужно? Приготовить карточки, на которых нарисованы половинки геометрических фигур, мешочек, геометрические фигуры, фишки.

Как играть?

Ребенок выбирает любую карточку и вытаскивает из мешочка соответствующую фигуру. Накладывает ее на карточку. Если она подходит по размеру, форме и цвету, получает фишку. Не подходит, переходит к другому игроку.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Из геометрических фигур на основе конструктора из палочек

Задачи:

—        закреплять свойства геометрических фигур;

—        развивать логическое мышление.

Что нужно? Набор геометрических фигур, деревянные палочки от мороженого.

Как играть?

Соедините две или несколько палочек и нарисуйте на них геометрические фигуры. Дети находят парные палочки, соединяют их и строят из набора геометрических фигур цепочку

Форма — цвет

Задачи:

—развивать цветовое восприятие, логическое мышление, речь;

—        закреплять свойства геометрических фигур.

Что нужно? Карточки по темам: «Овощи», «Фрукты», цветы или любые другие карточки, наборы геометрических фигур.

Как играть?

Педагог раздает детям карточки с изображением, например, фруктов. И предлагает внимательно посмотреть на форму фруктов, их цвет и выбрать геометрическую фигуру, похожую на какой-нибудь фрукт и положить карточку на фигуру. Задание можно варьировать: выбрать фигуры по цвету или форме, или по цвету и форме. Выбрав фигуру, дети должны обосновать свой выбор. Например, груша — желтый треугольник, яблоко — красный круг и т.д.

Примечание. Чтобы все видели, правильно ли выбран цвет фигуры, можно сделать карточки-трафареты, у которых вырезана середина. Дети накладывают карточку-трафарет на большую или маленькую геометрическую фигуру и видят ее цвет.

Фигуры и прищепки

Задачи:

—        развивать мелкую моторику, внимание, память;

—        закреплять свойства геометрических фигур.

Что нужно? Прищепки бельевые, карточки с изображением геометрических фигур, набор геометрических фигур. Каждый ребенок получает карточку и прищепки. Педагог предлагает при помощи прищепки обозначить указанную фигуру.

Ребенок напоминает, какую фигуру он обозначил, и находит в коробке свою фигуру.

Ощущение формы

Задачи:

—        закреплять знания о формах геометрических фигур;

—        развивать цветовое и сенсорное восприятие.

Что нужно? Плотный картон, клеевой пистолет, синельная проволока разного цвета, игровое полотно с геометрическими фигурами, набор геометрических фигур, мешочек.

Как играть?

Педагог показывает ребенку сенсорные панели, рассказывает, какие фигуры на них расположены, гладит пальцем каждую фигуру. Просит ребенка обвести пальцем их. Пусть он повторит названия фигур.

Педагог предлагает поиграть в игру «Угадай-ка!». Просит ребенка закрыть глаза, обвести геометрическую фигуру пальцем и найти такую же в наборе геометрических фигур или в мешочке, а потом найти домик этой фигуры на игровом полотне.

Примечание. Вы можете сделать фигуры разных формы, размера и цвета.

В продолжение игры с синельной проволокой можно предложить детям сделать из нее геометрические фигуры.

Игра с рыбками

Задача:

 учить читать схему и действовать по правилу.

Чтo нужно? Карточки с изображением рыбок, похожих на геометрические фигуры, набор геометрических фигур.

Как играть?

Игровая ситуация: «Жили-были рыбки. И у каждой была сумочка, похожая на геометрическую фигуру. Какая рыбка тебе нравится? Найди среди фигур ее сумочку».

Ребенок смотрит на карточку с изображением рыбки и находит геометрическую фигуру, соответствующую ее форме.

Можно нарисовать и вырезать рыбок и попросить ребенка положить возле рыбки такую же фигуру, как на карточке.

Создать можно любую игровую ситуацию, обозначив при помощи геометрических фигур, например, домики или деревья, мебель и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

Картотека дидактических игр направленных на  развитие восприятия  формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

Картотека дидактических игр направленных на  развитие восприятия  формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

Картотека загадок о цифрах и геометрических фигурах для детей среднего дошкольного возраста

Картотека загадок о цифрах и геометрических фигурах для детей среднего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....