Программа "Дружные ребята"
методическая разработка (старшая группа)
Огромную роль для формирования психики человека имеет такое понятие как общение. Жизнь человека и его развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Дружные ребята»
Старший дошкольный возраст
Воспитатель: Филиппова Е.Н.
г. Улан-Удэ
Программа «Дружные ребята»
Пояснительная записка
Огромную роль для формирования психики человека имеет такое понятие как общение. Жизнь человека и его развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми. Самой важной потребностью людей является потребность в общении, а отверженность и одиночество вызывают самые тяжёлые переживания.
Значимую роль общения можно проследить во многих сферах, ведь оно включает отношение к миру, к людям и к самому себе, что ведёт к возникновению специфических личностных образований. Общение оказывает влияние и на успехи детей в области памяти, восприятия, мышления, воображения, игры, эмоциональной сферы и усвоении правильных способов действия. А игра - это средство коммуникации для детей, так как именно в игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. В игровой деятельности дети решают такие проблемы как межличностные отношения, партнёрство, совместимость и дружба. Через игру дошкольники познают первый социальный опыт взаимоотношения людей. Отсюда следует, что игра положительно влияет и на взаимоотношения самих детей, и на улучшение их общения со сверстниками и взрослыми людьми, удаляет психологические барьеры и придаёт уверенность в собственных силах. Игры детей - это своего рода уроки жизни, ведь в них ребёнок выполняет не только игровые действия, но и выражает своё отношение к партнёрам по играм.
В данное время такую глобальную проблему как развитие межличностного общения связывают с очень неустойчивыми нравственными критериями воспитания, дефицитом культуры и доброты. А ведь для детей очень важно владеть навыками культуры общения со сверстниками, способностью строить отношения и взаимодействовать с его ближайшим социальным окружением. И одной из главных задач, которые педагоги должны ставить в работе с дошкольниками - это формирование положительного опыта в общении детей со сверстниками, потому как отсутствие такого опыта приводит к возникновению негативных форм поведения, ненужным конфликтам. У ребёнка всегда есть стремление, но нет, должного умения вступать в контакт, выбрать нужные способы общения с детьми своего возраста, проявлять вежливое и доброжелательное к ним отношение, соблюдать этикетные нормы, слушать партнёра. Очень важно увидеть данную проблему в общении ребёнка и помочь ему преодолеть её.
На основании выше изложенного была разработана программа «Дружные ребята» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Способствовать развитию общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством игровой деятельности.
Задачи:
-Выявить уровень развития общения детей старшего дошкольного возраста;
-Учить детей устанавливать контакт, используя вербальные и невербальные средства общения.
-Учить выражать своё настроение и понимать эмоциональное состояние партнёра по общению.
-Создать положительный микроклимат для повышения сотрудничества и взаимодействия в группе, способствовать сплочённости коллектива.
Работа по реализации программы с детьми
Коммуникативная сторона общения | ЦЕЛИ | ИГРЫ |
1.Невербальное общение Цель: Познакомить детей с невербальным общением. Показать, что люди могут общаться без слов и понимать друг друга. Научить детей общаться с помощью жестов и мимики.
| - «Что нам расскажут части нашего тела» - «Добрые гномики» - «Приветствие без слов» | |
2.Устанавливать контакт, используя доброжелательное отношение к партнёру по общению. Цель: Учить детей, устанавливая контакт, использовать речевые средства общения (приветствие, слова благодарности, обращение по имени, комплименты). Неречевые средства общения (улыбку, приветливый взгляд, контакт глаз, размещение партнёров по отношению друг к другу). | - «Назови ласковое имя» - «Вежливые слова» - «Сделай комплимент» - «Волшебный клубочек» | |
3.Умение слушать партнёра по общению, быть внимательным, не перебивать. Цель: Учить детей внимательно слушать друг друга, чётко произносить слова, в процессе рассказа не перебивать собеседника. | - «Эхо» - «Расскажи сказку» - «Испорченный телефон» - «Цепочка слов» | |
Перцептивная сторона общения | 4.Умение выражать своё настроение и понимать эмоциональное состояние партнёра по общению. Цель: Учить детей замечать состояние других, понимать чувства собеседника, оказывать посильную для детей помощь. | - «Узнай настроение друга» - «Несмеяны и Смешилки» - «Сотворим маленькое чудо» |
Интерактивная сторона общения | 5.Умение сотрудничать и взаимодействовать в группе сверстников. Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, чувства принадлежности к группе. Дать дошкольникам опыт сотрудничества и взаимодействия в парах и подгруппах. Развивать умения согласовывать свои действия, договариваться. Способствовать сплочению коллектива. | - «Приготовим обед» - «Путаница» - «Ладошки» - «Цветок желаний» |
Методические рекомендации: Программа «Дружные ребята» разработана для детей 5-7 лет.
Для успешной реализации Программы необходимо:
-использовать комплекс игр в совместной деятельности, в организованной образовательной деятельности, в перерывах между организованной образовательной деятельностью (повторение игр), во время прогулок на участке детского сада;
-Учитывать инициативу детей при повторном проведении игр;
-обеспечивать доверительные отношения и взаимопонимание между педагогом и детьми, детьми и ребёнком, ребёнком и ребёнком;
- создавать положительный микроклимат в группе сверстников.
Всего, комплекс состоит из 16 игр. Основной частью, в разработанном комплексе игр, является коммуникативная сторона общения, направленная на развитие коммуникативных умений детей. Здесь применяются игры на обучение дошкольников устанавливать контакт при помощи речевых и неречевых средств общения с использованием этикетных формул и правил (приветствие, прощание, слова благодарности, обращение по имени, комплименты, улыбку, контакт глаз, приветливый взгляд, размещение партнёров по отношению друг к другу). А также игры на умение слушать партнёра по общению, быть внимательными и не перебивать собеседника в процессе разговора. Перцептивная и интерактивная сторона общения являются дополнением к основной части. Сюда входят игры на умение замечать состояние сверстников, понимать их чувства, оказывать посильную помощь, и игры на повышение сотрудничества и взаимодействия, сплочённости в коллективе группы.
На начальном этапе используются игры только из основной части (коммуникативной стороны общения), направленные на знакомство с невербальным общением. При помощи игр мы показываем детям, что люди могут общаться без слов, используя жесты и мимику, и понимать друг друга. В последующем, проводится игра из основной части, с добавлением игр из дополнительных частей, направленных на развитие перцептивной и интерактивной сторон общения.
Предполагаемый результат:
1.Дети будут владеть следующими коммуникативными умениями:
-устанавливать контакт, применяя невербальные и вербальные средства общения;
-использовать этикетные речевые формулы;
-слушать и слышать собеседника, быть внимательными, не перебивать;
2.При общении понимать и учитывать эмоциональное состояние собеседника;
3.Дети будут владеть умениями сотрудничать и взаимодействовать в коллективе, согласовывать действия, договариваться.
Практическая значимость: Программа может быть использована педагогами в дошкольных учреждениях при решении проблем развития общения дошкольников со сверстниками. В зависимости от срока реализации содержание может быть дополнено играми по выбору педагога или игры могут быть использованы повторно.
Рекомендуемый диагностический материал
Цели: Выявить умения межличностного общения детей в старшем дошкольном возрасте со сверстниками; понимание эмоционального состояния людей, их настроения, действий и поступков.
1.Входная диагностика-сентябрь
2.Итоговая диагностика-май
Методика Бычковой С.С. «Сформированность первого и второго ряда умений общения детей со сверстниками»
Уровень | Входная | Итоговая |
высокий | ||
средний | ||
низкий |
Умения общения оцениваются по трёх бальной системе:
- «3 балла» - общение ребёнка в соответствии с принятой нормой или одно отклонение от норм;
- «2 балла» - два отклонения от норм;
- «1 балл» - три и более отклонения от норм.
На основании оценочных баллов нами были установлены следующие уровни:
высокий уровень – «3 балла»
средний уровень – «2 балла»
низкий уровень – «1 балл»
Результаты:
Методика Урунтаевой Г.А. «Угадай эмоцию»
Уровень | Входная | Итоговая |
высокий | ||
средний | ||
низкий |
Оценка проходит по следующим критериям:
«высокий уровень» - ребёнок справился с заданием:
-все эмоции, изображённые на картинках, называет безошибочно, правильно характеризует состояние человека испытывающего указанную эмоцию;
-легко понимает настроение людей, дифференцирует поступки и оценивает их действия.
«средний уровень» - ребёнок справился не со всеми заданиями:
-не всегда называет правильно эмоции и состояния, изображённые на картинках;
-не совсем понимает настроение людей, не всегда правильно дифференцирует и оценивает их поступки.
«низкий уровень» - не справился с заданием:
-в большинстве случаев, эмоцию, изображённую на картинке, называет неправильно, и не может охарактеризовать состояние человека;
-понимает настроение людей, поступки и действия людей дифференцирует и оценивает неправильно.
Список литературы
1.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова– 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
2.Максимова А.А. Учим детей общаться. Методическое пособие / А.А. Максимова – М.: СФЕРА, 2005. – 95 с.
3. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина – М.: Педагогика, 1988. – 310 с.
4.Флопель К. Как научить детей сотрудничать друг с другом / К. Флопель – М.: «Генезис», 2010. – 541 с.
5.Кряжева Н.Л. Картотека коммуникативных игр [Электронный ресурс] / Н.Л. Кряжева, О.В. Хухлаева – Режим доступа http://stati-odetjah/igrykommunikativnoe-razvitie.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию. «Ребята давайте жить дружно»
«Ребята, давайте жить дружно» Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершен...

Мы - дружные ребята
Мы — дружные ребята Задачи: Учить детей доброжелательно относиться к сверстникам в детском саду. Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить передавать чувства через...

Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)
В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...

"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"
Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют : Витя и Маша, снежинки - дети; Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...
Конспект 5 физкультурного занятия в младшей группе «Уточка с утятами играют с ребятами" из цикла занятий "Ребята и зверята"
Конспект занятия на упражнение детей в разных видах ходьбы и бега, ползании, метании в горизонтальную цель, ходьбе по канату приставным шагом....

Коррекционно-развивающее занятие «Мы веселые ребята, мы ребята - лягушата».
middot; Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;· Развитие вербальных и невербальных средств...

Конспект музыкально-познавательного досуга в средней группе «Дошколята - дружные ребята ребята»
Музыкально-познавательный досуг, для создания положительного благоприятного климата , обеспечивающего сближение детей в группе....
