Программа "Дружные ребята"
методическая разработка (старшая группа)

Филиппова Екатерина Николаевна

 Огромную роль для формирования психики человека имеет такое понятие  как общение. Жизнь человека и его развитие невозможны без общения  и взаимодействия с другими людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_druzhnye_rebyata_vospitatel_filippova_e.n.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Дружные ребята»

Старший дошкольный возраст

        

                                                                 Воспитатель: Филиппова Е.Н.

        г. Улан-Удэ

Программа «Дружные ребята»

Пояснительная записка

 Огромную роль для формирования психики человека имеет такое понятие  как общение. Жизнь человека и его развитие невозможны без общения  и взаимодействия с другими людьми. Самой важной потребностью людей является потребность в общении, а отверженность и одиночество вызывают самые тяжёлые переживания.

 Значимую роль общения можно проследить во многих сферах, ведь оно включает отношение к миру, к людям и к самому себе, что ведёт к возникновению специфических личностных образований. Общение оказывает влияние и на успехи детей в области памяти, восприятия, мышления, воображения, игры, эмоциональной сферы и усвоении правильных способов действия. А игра - это средство коммуникации для детей, так как именно в игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. В игровой деятельности дети решают такие проблемы как межличностные отношения, партнёрство, совместимость и дружба. Через игру дошкольники познают первый социальный опыт взаимоотношения людей. Отсюда следует, что игра положительно влияет и на взаимоотношения самих детей, и на улучшение их общения со сверстниками и взрослыми людьми, удаляет психологические барьеры и придаёт уверенность в собственных силах. Игры детей - это своего рода уроки жизни, ведь в них ребёнок выполняет не только игровые действия, но и выражает своё отношение к партнёрам по играм.

 В данное время такую глобальную проблему как развитие межличностного общения связывают с очень неустойчивыми нравственными критериями воспитания, дефицитом культуры и доброты. А ведь для детей очень важно владеть навыками культуры общения со сверстниками, способностью строить отношения и взаимодействовать с его ближайшим социальным окружением.  И одной из главных задач, которые педагоги должны ставить в работе с дошкольниками - это формирование положительного опыта в общении детей со сверстниками, потому как отсутствие такого опыта приводит к возникновению негативных форм поведения, ненужным конфликтам. У ребёнка всегда есть стремление, но нет, должного умения вступать в контакт, выбрать нужные способы общения с детьми своего возраста, проявлять вежливое и доброжелательное к ним отношение, соблюдать этикетные нормы, слушать партнёра. Очень важно увидеть данную проблему в общении ребёнка и помочь ему преодолеть её.

 На основании выше изложенного  была разработана программа «Дружные ребята» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Способствовать развитию общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством игровой деятельности.

Задачи:

-Выявить уровень развития общения детей старшего дошкольного возраста;

-Учить  детей устанавливать контакт, используя вербальные и невербальные средства общения.

-Учить выражать своё настроение и понимать эмоциональное состояние партнёра по общению.

-Создать положительный микроклимат для повышения сотрудничества и взаимодействия в группе, способствовать сплочённости коллектива.

Работа по реализации программы с детьми

Коммуникативная

сторона

общения

ЦЕЛИ

ИГРЫ

1.Невербальное общение

Цель: Познакомить детей с невербальным общением. Показать, что люди могут общаться без слов и понимать друг друга. Научить детей общаться с помощью жестов и мимики.

        

- «Что нам расскажут части нашего тела»

- «Добрые гномики»

- «Приветствие без слов»

2.Устанавливать контакт, используя доброжелательное отношение к партнёру по общению.

Цель: Учить детей, устанавливая контакт, использовать речевые средства общения (приветствие, слова благодарности, обращение по имени, комплименты). Неречевые средства общения (улыбку, приветливый взгляд, контакт глаз, размещение партнёров по отношению друг к другу).

- «Назови ласковое имя»

- «Вежливые слова»

- «Сделай комплимент»

- «Волшебный клубочек»

3.Умение слушать партнёра по общению, быть внимательным, не перебивать.

Цель: Учить детей внимательно слушать друг друга, чётко произносить слова, в процессе рассказа не перебивать собеседника.

- «Эхо»

- «Расскажи сказку»

- «Испорченный телефон»

- «Цепочка слов»

Перцептивная сторона

общения

4.Умение выражать своё настроение и понимать эмоциональное состояние партнёра по общению.

Цель: Учить детей замечать состояние других, понимать чувства собеседника, оказывать посильную для детей помощь.

- «Узнай настроение друга»

- «Несмеяны и Смешилки»

- «Сотворим  маленькое чудо»

Интерактивная

сторона

общения

5.Умение сотрудничать и взаимодействовать в группе сверстников.

Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, чувства принадлежности к группе. Дать дошкольникам опыт сотрудничества и взаимодействия в парах и подгруппах. Развивать умения согласовывать свои действия, договариваться. Способствовать сплочению коллектива.

- «Приготовим обед»

- «Путаница»

- «Ладошки»

- «Цветок желаний»

 

Методические рекомендации: Программа «Дружные ребята» разработана для детей 5-7 лет.

Для успешной реализации Программы необходимо:

-использовать    комплекс  игр     в    совместной  деятельности,   в    организованной    образовательной     деятельности,   в   перерывах  между  организованной  образовательной  деятельностью (повторение игр),  во время прогулок на участке детского сада;

-Учитывать инициативу детей при повторном проведении игр;

-обеспечивать доверительные отношения и взаимопонимание между педагогом и детьми, детьми и ребёнком, ребёнком и ребёнком;

- создавать положительный микроклимат в группе сверстников.

 Всего, комплекс состоит из  16 игр. Основной частью, в разработанном  комплексе игр, является коммуникативная сторона общения, направленная на развитие коммуникативных умений детей. Здесь  применяются игры на обучение дошкольников устанавливать контакт при помощи речевых и неречевых средств общения  с использованием этикетных формул и правил (приветствие, прощание, слова благодарности, обращение по имени, комплименты, улыбку, контакт глаз, приветливый взгляд, размещение партнёров по отношению друг к другу). А также игры на умение слушать партнёра по общению, быть внимательными  и  не перебивать собеседника в процессе разговора. Перцептивная  и интерактивная сторона общения являются дополнением к основной части. Сюда входят игры на умение замечать состояние сверстников, понимать их чувства, оказывать посильную помощь, и игры на повышение сотрудничества и взаимодействия,    сплочённости в коллективе группы.

  На начальном этапе используются игры только из основной части (коммуникативной стороны общения), направленные на знакомство с невербальным общением.  При помощи  игр мы показываем детям, что люди могут общаться без слов, используя жесты и мимику, и понимать друг друга.  В последующем, проводится  игра из основной части, с добавлением  игр из дополнительных частей, направленных на развитие перцептивной и интерактивной сторон общения.  

 Предполагаемый результат:

1.Дети будут владеть следующими коммуникативными умениями:

-устанавливать контакт, применяя невербальные и вербальные средства общения;

-использовать  этикетные речевые формулы;

-слушать и слышать собеседника, быть внимательными, не перебивать;

2.При общении понимать и учитывать эмоциональное состояние собеседника;

3.Дети будут владеть умениями сотрудничать и взаимодействовать в коллективе, согласовывать действия, договариваться.

 Практическая значимость: Программа может быть использована педагогами в дошкольных учреждениях при решении проблем развития общения дошкольников со сверстниками. В зависимости от срока реализации содержание может быть  дополнено  играми по выбору педагога или игры могут быть использованы повторно.

 

Рекомендуемый диагностический материал

 Цели: Выявить умения межличностного общения детей в старшем дошкольном возрасте со сверстниками; понимание эмоционального состояния людей, их настроения, действий и поступков.

1.Входная диагностика-сентябрь

2.Итоговая диагностика-май

Методика Бычковой С.С. «Сформированность первого  и второго ряда умений общения детей со сверстниками»

Уровень

Входная

Итоговая

высокий

средний

низкий

                               

Умения общения оцениваются по трёх бальной системе:

- «3 балла» - общение ребёнка в соответствии с принятой нормой или одно отклонение от норм;

- «2 балла» - два отклонения от норм;

- «1 балл» - три и более отклонения от норм.

На основании оценочных баллов нами были установлены следующие уровни:

высокий уровень – «3 балла»

средний уровень – «2 балла»

низкий уровень – «1 балл»

Результаты:

Методика Урунтаевой Г.А. «Угадай эмоцию»

Уровень

Входная

Итоговая

высокий

средний

низкий

                         

Оценка проходит по следующим критериям:

«высокий уровень» - ребёнок справился с заданием:

-все эмоции, изображённые на картинках, называет безошибочно, правильно характеризует состояние человека испытывающего указанную эмоцию;

-легко понимает настроение людей, дифференцирует поступки и оценивает их действия.

«средний уровень» - ребёнок справился не со всеми заданиями:

-не всегда называет правильно эмоции и состояния, изображённые на картинках;

-не совсем понимает настроение людей, не всегда правильно дифференцирует и оценивает их поступки.

«низкий уровень» - не справился с заданием:

-в большинстве случаев, эмоцию, изображённую на картинке, называет неправильно, и не может охарактеризовать состояние человека;

-понимает настроение людей, поступки и действия людей дифференцирует и оценивает неправильно.

Список литературы

1.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова– 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

2.Максимова А.А. Учим детей общаться. Методическое пособие /                  А.А. Максимова – М.: СФЕРА, 2005. – 95 с.

3. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина – М.: Педагогика, 1988. – 310 с.

4.Флопель К. Как научить детей сотрудничать друг с другом / К. Флопель – М.: «Генезис», 2010. – 541 с.

5.Кряжева Н.Л.    Картотека     коммуникативных     игр  [Электронный ресурс] /  Н.Л.    Кряжева,  О.В.     Хухлаева     –     Режим доступа                              http://stati-odetjah/igrykommunikativnoe-razvitie.php        

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию. «Ребята давайте жить дружно»

«Ребята, давайте жить дружно» Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершен...

Мы - дружные ребята

Мы — дружные ребята Задачи:  Учить детей доброжелательно относиться к сверстникам в детском саду. Развивать эмоциональную отзывчивость.    Учить передавать чувства через...

Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)

В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...

"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"

Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют :  Витя и Маша, снежинки - дети;  Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...

Конспект 5 физкультурного занятия в младшей группе «Уточка с утятами играют с ребятами" из цикла занятий "Ребята и зверята"

Конспект занятия на упражнение детей в разных видах ходьбы и бега, ползании, метании в горизонтальную цель, ходьбе по канату приставным шагом....

Коррекционно-развивающее занятие «Мы веселые ребята, мы ребята - лягушата».

middot;        Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;·        Развитие вербальных и невербальных средств...

Конспект музыкально-познавательного досуга в средней группе «Дошколята - дружные ребята ребята»

Музыкально-познавательный досуг, для создания положительного благоприятного климата , обеспечивающего сближение детей в группе....