Виды связной монологической речи.
материал
Виды связной монологической речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 511.53 КБ | |
| 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 1 «Колокольчик»
Виды связной монологической речи
Подготовила: воспитатель
Алиярова Е.А..
г. Ханты-Мансийск
2024 г.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков.
Выделяются такие основные признаки:
- целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);
- структурное оформление (начало, середина, конец);
- связность (логические связи между предложениями и частями монолога);
- объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи:
- учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном,
- правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь;
- помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств;
- развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. Развитие монологической речи – это обучение рассказыванию.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию:
- пересказ народных сказок или рассказов;
- составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин;
- составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек;
- составление рассказа из личного опыта (по памяти);
- составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).
Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
Пересказ - сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца- воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества - это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. В детском саду практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие варианты, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.), инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).
Первые занятия по пересказу литературных произведений строятся на пересказе хорошо известных сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель предлагает придумать продолжение сказки, или изменить концовку, т.е. необходимо стимулировать развитие воображения.
В младшем и среднем дошкольном возрасте практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком слов, начатой фразы. Попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
В старшем дошкольном возрасте применяют прием «трансформации» текста: пересказ от первого лица, третьего лица.
Структура занятий по обучению пересказу
- Чтение детям произведения
- Беседа по прочитанному, позволяющая ребенку запомнить последовательность изложения событий и активизировать словарь, содействующая выразительности пересказа.
- Чтение текста с установкой на пересказ.
- Пересказ.
В развернутом виде план занятия строится так:
а) вводная беседа, чтобы вызвать интерес к содержанию рассказа и обеспечить правильное восприятие детьми художественного произведения;
б) чтение рассказа (или сказки) воспитателем; перед чтением он говорит детям, чтобы они внимательно слушали рассказ, постарались его запомнить, так как они будут пересказывать;
в) передача рассказа (или сказки) по вопросам, заранее составленным воспитателем; вопрос ставится всей группе, а затем один ребенок вызывается для ответа;
г) повторное чтение произведения;
д) пересказ произведения детьми (на это отводится большая часть занятия).
В зависимости от уровня умений детей, от того, читается ли новое или известное детям произведение, от степени трудности его содержания построение занятий может меняться. Может отсутствовать вводная беседа, если рассказ, сказка детям уже известны или содержание понятно без каких- либо пояснений и напоминаний.
Можно провести пересказ произведения без предварительных вопросов, если дети научились внимательно слушать и запоминать. Если содержание рассказа перекликается в какой-то мере с событиями из жизни детей, то целесообразно после пересказов (в конце занятия) побеседовать с ними на эту тему.
Методические приемы:
- Совместный пересказ педагога с ребенком.
- Подсказка слова или фразы.
- Вопросы к детям.
- Упражнения-указания.
- Поощрение.
- Пересказ по частям.
- По ролям.
- Как игра драматизация – игровой прием.
Обучение рассказыванию
Рассказ— самостоятельно составленное развернутое изложение какого- либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) — более сложная деятельность, чем пересказ.
По форме:
- Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события.
- Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.
Рассказывание по картине.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни.
Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:
- образец рассказывания (это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.
- анализ образца рассказывания;
- совместное рассказывание;
- план рассказывания (это 2—3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения). Целесообразно, опираясь на имеющийся у детей опыт, поделить тему рассказа на подтемы, а затем предложить детям конкретные планы к каждой подтеме.
- рассказывание по частям.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы- повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов:
- предметные (мебель, одежда, посуда);
- сюжетные картины (предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом);
- серия или набор картин, связанных единым сюжетом;
- пейзажные картины.
Виды занятий по игрушкам.
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:
- дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
- сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
- готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
- наборы, составленные воспитателем или детьми, - мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Виды занятий: описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. Описание можно проводить в виде дидактической игры: «Магазин игрушек», «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку». Занятия можно начинать с загадки. Структура занятия:
- Вводная.
- Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).
- Вопросы к детям.
- Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.
- Указания детям.
- Составление рассказов детьми.
- Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или родитель.
- Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность?
- Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке).
Описание можно проводить по схеме.
Описание животного
Рассказывание из опыта
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью.
Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
- рассказы, отражающие коллективный опыт;
- рассказы, отражающие индивидуальный опыт.
Структура занятий по обучению рассказывания из опыта:
- образец рассказа воспитателя (рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность. Это живые, коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без ненужного украшательства);
- план рассказа (это 2—3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения). Целесообразно, опираясь на имеющийся у детей опыт, поделить тему рассказа на подтемы, а затем предложить детям конкретные планы к каждой подтеме.
- вспомогательные вопросы воспитателя.
Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану и заранее обогатить содержание их высказываний, используется коллективный разбор плана. Этот прием употребляется большей частью на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов (придумывание по картине или на заданную тему).
Творческое рассказывание
Коллективное составление рассказа — своеобразный прием, используемый в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Последовательно разбирая намеченный заранее план рассказа, воспитатель и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключение педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей.
Преимущество этого приема заключается в том, что в работе активно участвуют все дети.
В комплексе приемов существенное место занимают указания относительно того, каким должен быть рассказ: рассказывать подробно или кратко, обдумать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои, и др. Оценка также обучающий прием. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он осудил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Развитие связной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полн...

НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ПУТИ КОРРЕКЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
К числу важнейших задач работы учителя - дефектолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной монологической речи. Это, прежде всего, необхо...

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.
Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование
laquo;Мы сказочники» составление связного монологического рассказа (сказки) с опорой на предметно-схематическое моделирование...
Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.
Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....
Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование
Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на ...



