Дыхательная гимнастика - путь к здоровью дошкольника
методическая разработка

О пользе дыхательной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_polze_dyhatelnoy_gimnastiki_dlya_doshkolnikov.odt24.6 КБ

Предварительный просмотр:

«От дыхания к здоровью»

(о пользе дыхательной гимнастики для дошкольников)

Выдающийся профессор, доктор Ранке в свое время сказал так: «Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят». Это действительно хлеб – то, без чего немыслима жизнь. Дыхательная гимнастика известна далеко за пределами нашей страны, ее исцеляющий и оздоровительный эффект поистине удивителен. С помощью нескольких, поразительно простых динамических дыхательных упражнений можно существенно снизить риск развития болезней, обрести небывало крепкое здоровье и наполнить свой организм благотворной жизненной силой.

Большинство из нас во время дыхания задействуют лишь 40% своих лёгких, что приводит к нарушению процессов газообмена. Уникальность гимнастики состоит в том, что человек вдыхает и выдыхает при совершении физических упражнений, которые затрудняют эти процессы. Кроме того, люди, регулярно занимающиеся дыхательной гимнастикой, меньше подвержены влиянию внешних факторов и реже испытывают стресс и нервное напряжение, так как правильное дыхание помогает стабилизировать эмоциональное состояние.

Дыхательная гимнастика выравнивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, оказывает положительное воздействие на нервно-регуляторные механизмы, которые управляют процессом дыхания. Представители традиционной и народной медицины давно сошлись во мнении, что именно дыхательная гимнастика способна нормализовать здоровье, укрепить иммунитет, улучшить кровообращение, ускорить обменные процесс, а также избавить от головных болей и некоторых хронических заболеваний. Помимо того, что во время дыхательной гимнастики наш организм насыщается кислородом, она оказывает ещё и ряд других положительных эффектов, о которых также стоит упомянуть. Прежде всего, запускаются и нормализуются обменные процессы, которые способствуют сжиганию жиров. Таким образом, контролируя своё дыхание, можно контролировать и переработку накопившихся жировых отложений. При правильном дыхании слои подкожного и брюшного жиров активно разрушаются, что способствует снижению веса, это актуально для детей имеющих лишний вес.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику.

Первое важное условие — свежий воздух. Лучше всего проводить занятия на природе. Если такой возможности нет, позаботьтесь о том, чтобы помещение было хорошо проветрено.

Второе условие можно условно назвать «пустой желудок». Он может быть и не совсем пустым, конечно. Но заниматься сразу после еды строго не рекомендуется, а вот перед едой — очень даже хорошее время, так как желудок уже пустой, а упражнения обычно разжигают аппетит. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи. Лучший режим занятий для детей: 10—15 минут два раза в день, но это зависит в том числе и от их возраста. Некоторые из упражнений можно встроить в повседневную жизнь в качестве забавы, не придерживаясь чёткого распорядка, а просто уделяя им свободные минутки между другими занятиями. Любые, даже самые полезные вещи, могут стать вредными, если не соблюдать меру. Поскольку все дети разные, отличаются по своим психофизическим характеристикам, никогда не достаточно просто следовать инструкциям. Главное — ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка и заставлять его выполнять упражнения через «не могу». Это не только отобьёт у малыша всякую охоту к дальнейшим занятиям, но и может нанести вред его здоровью. Даже если вы как будто только начали, но ребёнок отказывается выполнять предложенное упражнение, — не стоит настаивать. Актуальность Развитие детей и ухудшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных учреждениях- одна из актуальных задач современной педагогики.

Абсолютно все в жизнеобеспечении человеческого организма зависит от процессов газообмена, от дыхания. Чтобы газообмен происходил в оптимальном режиме, необходимо, чтобы органы дыхания были чистыми и способными эффективно работать. Дыхательная гимнастика является мощным фактором оздоровления детей и снижения заболеваемости, увеличения их работоспособности, повышает внимание, улучшает память. Выполнение гимнастики помогает выдерживать напряженный режим жизни, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Упражнения укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей. Способствуют выравниванию осанки. Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания. Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы. Цель: профилактика простудных

заболеваний, сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ через внедрение дыхательной гимнастики.

Задачи:

-научить правильной методике выполнения оздоравливающего вдоха -овладеть дыхательной гимнастикой, навыками согласовывания дыхания с выполнением упражнений, активизировать иммунные силы организма– развивать интерес у детей и их родителей к оздоровительным технологиям

-побуждать в детях желание выполнять с настроением дыхательные упражнения, учитывая их пользу для здоровья-определить методические рекомендации по использованию комплексов дыхательной гимнастики для воспитателей и родителей-использовать дыхательную гимнастику после дневного сна и во время утренней гимнастики. Оздоровление дошкольников посредством дыхательной гимнастики подробно и последовательно знакомит с целями, задачами и упражнениями дыхательной гимнастики посредством движений и коротких глубоких шумных вдохов через нос.

Дыхательная гимнастика направлена не только на формирование здоровья у здоровых детей, но и на реабилитацию детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, в частности бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объёмную скорость дыхания, жизненную емкость и другие качества. Дышать необходимо через нос – это одно из главных правил Школы дыхания. Анализ диагнозов детей выявил то, что более чем у половины детей не сформировано или нарушено носовое дыхание. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Через рот воздуха в легкие попадает значительно меньше, работают будут лишь верхние отделы, значит, организм получает меньше кислорода. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она 5 должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. В разработке дыхательных комплексов я учитываю все параметры. Все комплексы выстроены в сюжет, поэтому дети сразу принимают поставленные задачи, увлекаются и не устают.

Комплекс рассчитан на один месяц. Комплексы можно менять местами, они доступны для детей младшего возраста, но облегченные. Упражнения из комплекса используются на физкультурных занятиях. В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:– занятия носящий оздоровительный характер;– физкультурное занятие или дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;– утренняя гимнастика;– оздоровительный бег;– после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;– закаливающие мероприятия;– занятия по логоритмике;– двигательная деятельность детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей);– в домашних условиях. Перед проведением дыхательной гимнастики рекомендуется попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко выполняют их по наглядному показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразитель ность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Заключение Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки — отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного 6 тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие. Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке. Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма. Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке Дыхательные упражнения помогают детям в игровой форме решать проблемы, связанные со снижением заболеваний в ДОУ. Гимнастика может быть использована, как воспитателями в их работе с детьми, так и родителями. Оздоровление дошкольников посредством дыхательной гимнастики подробно и последовательно знакомит с целями, задачами и упражнениями дыхательной гимнастики посредством движений и коротких глубоких шумных вдохов через нос. Выполнение гимнастики помогает выдерживать напряженный режим жизни, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть.

Список литературы:

1. П173 Дыхательная гимнастика [Текст]: учеб. пособие / И.В. Папина. – Липецк: Изд-во Липецкого Государственного технического университета, 2017 − 65 с.

2. Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч. ред.: А. Г. Гогоберидзе.СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пение как лучшая форма дыхательной гимнастики, способствующая укреплению здоровья дошкольников»

Материал статьи может быть использован для выступления на пед. совете, как консультация для педагогов ДОУ, а так же, как консультация для родителей....

Консультации с родителями музыкального руководителя "Дыхательная гимнастика, как метод оздоровления дошкольников"

В данной консультации можно узнать, как важна дыхательная гимнастика для детей....

Консультация для родителей "Значение дыхательной гимнастики в укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста".

Анализ детской заболеваемости в ДОУ показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём- ОРВИ и ОРЗ. Поэтому очень важно уделять большое внимание дыхате...

Роль дыхательной гимнастики в формировании здоровья детей

Дыхание  - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое врем...

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика для профилактики здоровья детей старшего дошкольного возраста".

Дыхательная гимнастика для профилактики здоровья.Дыхательная гимнастика — популярная методика, которая активно используется в детских садах, школах и медицинских учреждениях.Регулярно...

Консультация для родителей "Значение дыхательной гимнастики в укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей«Значение дыхательной гимнастики в укреплении здоровья детей  младшего дошкольного возраста»...