Конспект мастер-класса на тему: " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования".
учебно-методический материал (старшая группа)

ОльгаИнгильдеева

     Сегодня мы нагружаем наших детей разными интеллектуальными дополнительными занятиями, и это правильно, это диктует наше время. Но помимо этого нужно сочетать с занятиями спортом, музыкой и рисованием. Занятия творчеством приносит большую, даже значительную пользу именно в этом возрасте. Развивается мышление, воображение, мелкая моторика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_risovanie.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса на тему: " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования".

Если спросить взрослых умеют ли они рисовать, то примерно 90% ответят отрицательно, а вот дети, с точностью до наоборот, скажут, что умеют, конечно. Дело в том, что дети это практикуют, делают это всегда, и на их взгляд, значит умеют.

Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, рисование -это проявление творческих способностей? Даже если это так называемые "каляки-маляки"? Да, даже если это маляки! Вы знаете, что только человек осознанно может взять орудие для рисования и нарисовать задуманное. Неважно, повторил рисунок, увидел и запомнил, придумал в голове. Здесь идет осознанная работа мысли. И фантазии, воображения. Это и есть творчество!

Что же такое детское творчество? Это одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Сегодня мы нагружаем наших детей разными интеллектуальными дополнительными занятиями, и это правильно, это диктует наше время. Но помимо этого нужно сочетать с занятиями спортом, музыкой и рисованием. Занятия творчеством приносит большую, даже значительную пользу именно в этом возрасте. Развивается мышление, воображение, мелкая моторика. Вы можете сказать, что у вашего ребенка все в порядке с мышлением, а вообразить он может побольше любого автора фантастических произведений! Да, конечно, ребенок так устроен, что он фантазирует! Но насколько продуктивна эта робота мысли? Мы же с вами хотим, чтобы в дальнейшем он мог самовыражаться, быть успешным, не посредственным, в конце концов, довольным своим делом, работой, и следовательно, цельной и счастливой личностью!

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное. Сегодня мы с вами остановимся на художественном творчестве, именно на изобразительном творчестве. Этот вид является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребенок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. В подростковом возрасте достигает пика и формирует восприятие мирового художественного наследия, и влияет на мировоззрение в целом. Важно не упустить и не затормозить этот процесс, ведь до 8 лет идет интенсивное развитие, а потом затухание. И часто родители, да и сам ребенок вынуждены отодвинуть творческий процесс на задний план, потому что школа, уроки, английский, математика не понимается. Какое уж тут рисование? Полностью с вами согласна - это очень важно! Но изобразительное детское творчество создает основу полноценного и содержательного общения с взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий. И не обязательно идти в кружки, это может быть дома, несколько минут. Единственное условие, чтобы ребенок занимался этим с охотой и интересом, а не по указке родителей, и чтобы ребенок развивался, его рисунок рос. Чтобы было развитие, нужно разнообразие, чтобы было разнообразие, нужно чтобы ему было интересно.

И я хочу предложить несколько нетрадиционных техник рисования:

  1. "Граттаж".
  2. "Ниткография".
  3. "Монотипия".
  4. "Кляксография".
  5. "Печать".

Хочется отметить, что нельзя переучивать леворуких детей. Ведь рука - это полушарие, полушарие-рука. Т.е. переучивая, мы замедляем работу полушария мозга, а другое полушарие продолжает развиваться в своем темпе. Кстати, леворукие и правополушарные люди добиваются больших успехов.

Сейчас проведу с вами маленький тест. Возьмите лист бумаги и ручку в неведущую руку и попробуйте нарисовать дерево. Трудно, не правда ли? Вот так и ребенку трудно, ведь он учится с нуля. Поэтому не ругайте, не критикуйте, что это за каракули, а лучше включите фантазию и вместе с ребенком придумайте нового волшебного героя.

А теперь, пожалуйста, распределитесь по парам и молча попробуйте взять лист и что- то поделайте с ним, что угодно, но без слов. Получается? Скажите, трудности есть? Заметили ли вы, что кто то был ведущим , а кто то ведомым? А сейчас прошу одного из вас подойти ко мне и это же действие мы произведем с вами (воспитатель ничего не делает). Что вы заметили? Было ли действие с листом? А сейчас (воспитатель активно участвует в действии)? Заметили мы с вами, что в первом случае действие было, но вот не взаимодействие! Потому что мне было не интересно, я не проявляла активности. В конечном итоге, оппоненту надоест только самому действовать и все прекратиться. Так и в творчестве, если нет взаимодействия, сам процесс обречен на потухание и прекращение. Если ребенок не заинтересован, вы не разовьете в нем творческого потенциала, и наоборот, если он пытается с вами взаимодействовать, ему интересно, но вы не идете на контакт, не будет никакого развития.

В заключении хотелось бы предложить вам игру, которая помогает ребенку построить связи между предложениями и частями текста, обогатить словарь, приобрести опыт в речи, отсюда развивается связная речь. А в психических процессах все взаимосвязано. Мышление, моторика, речь! Игра "Сочиним сказку вместе". Вы начинаете: "Жил был мышонок...". Следующим продолжает ребенок, и так по очереди продолжаете. Можете идти в сад и играть.

Предлагаю посмотреть вам презентацию "Наши дети" и их творчество на выставке работ.

Спасибо за внимание!

Проект для средней группы на тему:

«Развитие художественного творчества в детей

через нетрадиционные техники рисования».

Участники проекта: воспитатель, родители и дети средней группы.

Целевая группа: дети средней группы.

Срок реализации: с сентября 2013г. по декабрь 2013г.

Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей у детей.

Актуальность проблемы

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

По мнению Л.С. Выготского, ведущим свойством творческих способностей является воображение. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что некоторые дети боятся рисовать традиционным способом (кистью), им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка, превращает его из подражателя действиям взрослого, в субъекта собственной деятельности.

ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ:

  • Недостаточность дидактического материала для рисования.
  • Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.
  • Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.

ЦЕЛЬ: – поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа, развитие художественных (творческих) способностей детей среднего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Дети:

  • Развивать творческие способности, самостоятельность.
  • Поддерживать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
  • Расширить представления детей о нетрадиционных способах изображения, возможностях изобразительных материалов.
  • Формировать наблюдательность и внимание при рисовании нетрадиционным методом.
  • Учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками.
  • Прививать интерес к нетрадиционному рисованию.

Развивающая среда:

Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.

Родители

Привлечь родителей к процессу развития художественных способностей (возможностей) детей.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
  2. Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей средней группы.
  3. Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
  4. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей, переориентация ценностных установок в значимости данного вида детской деятельности.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
  2. Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.
  3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.

Практический этап:

  1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
  2. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  3. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей
  4. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта:
  5. Разработка и циклов мероприятий по развитию художественных способностей на основе нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов для детей средней группы.
  • Разработка рекомендация буклетов для родителей и воспитателями в рамках проекта,
  • Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок,
  • Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
  1. Организация работы по реализации проекта
  1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков
  1. Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Итоговый этап

  1. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
  2. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ, итоговая презентация.

План реализации проекта

п/п

Этапы работы

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Организационный

- разработка проекта,

- мониторинг,

- ознакомление родителей с проектом,

- пополнение развивающей среды,

- подбор материала для художественной деятельности,

- разработка тематического плана мероприятий.

сентябрь -октябрь

воспитатель

Внедренческий

1. Проведение мероприятий с детьми

2. Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».

3. Круглый стол родителей и детей «Рисование без кисточки»

4. Выставки детских работ

5. Беседы, праздники, занятия,

выставки, конкурсы

октябрь -

декабрь

воспитатель

Аналитический

1. Ознакомление родителей с результатами реализации проекта

2. Ознакомление педагогов ДОУ (проектный совет, презентация)

воспитатель

Вывод

Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу, что использования нетрадиционных техник, рисования создают ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

На мой взгляд, изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Используя новые и интересные технологии и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Детский сад «Тополек» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»План по самообразованию по теме«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастачерез нет...

Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

План самообразования по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования""

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать точные движения кистью, нетрадиционными материалами.Формировать; целостную  картину мира Расширять круг...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.Задачи:Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать...

План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования".

План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"....