Конспект мастер-класса на тему: " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования".
учебно-методический материал (старшая группа)
Сегодня мы нагружаем наших детей разными интеллектуальными дополнительными занятиями, и это правильно, это диктует наше время. Но помимо этого нужно сочетать с занятиями спортом, музыкой и рисованием. Занятия творчеством приносит большую, даже значительную пользу именно в этом возрасте. Развивается мышление, воображение, мелкая моторика. 
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса на тему: " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования".
Если спросить взрослых умеют ли они рисовать, то примерно 90% ответят отрицательно, а вот дети, с точностью до наоборот, скажут, что умеют, конечно. Дело в том, что дети это практикуют, делают это всегда, и на их взгляд, значит умеют.
Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, рисование -это проявление творческих способностей? Даже если это так называемые "каляки-маляки"? Да, даже если это маляки! Вы знаете, что только человек осознанно может взять орудие для рисования и нарисовать задуманное. Неважно, повторил рисунок, увидел и запомнил, придумал в голове. Здесь идет осознанная работа мысли. И фантазии, воображения. Это и есть творчество!
Что же такое детское творчество? Это одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Это один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Сегодня мы нагружаем наших детей разными интеллектуальными дополнительными занятиями, и это правильно, это диктует наше время. Но помимо этого нужно сочетать с занятиями спортом, музыкой и рисованием. Занятия творчеством приносит большую, даже значительную пользу именно в этом возрасте. Развивается мышление, воображение, мелкая моторика. Вы можете сказать, что у вашего ребенка все в порядке с мышлением, а вообразить он может побольше любого автора фантастических произведений! Да, конечно, ребенок так устроен, что он фантазирует! Но насколько продуктивна эта робота мысли? Мы же с вами хотим, чтобы в дальнейшем он мог самовыражаться, быть успешным, не посредственным, в конце концов, довольным своим делом, работой, и следовательно, цельной и счастливой личностью!
Психологи выделяют следующие виды детского творчества: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное. Сегодня мы с вами остановимся на художественном творчестве, именно на изобразительном творчестве. Этот вид является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4 года ребенок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. В подростковом возрасте достигает пика и формирует восприятие мирового художественного наследия, и влияет на мировоззрение в целом. Важно не упустить и не затормозить этот процесс, ведь до 8 лет идет интенсивное развитие, а потом затухание. И часто родители, да и сам ребенок вынуждены отодвинуть творческий процесс на задний план, потому что школа, уроки, английский, математика не понимается. Какое уж тут рисование? Полностью с вами согласна - это очень важно! Но изобразительное детское творчество создает основу полноценного и содержательного общения с взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий. И не обязательно идти в кружки, это может быть дома, несколько минут. Единственное условие, чтобы ребенок занимался этим с охотой и интересом, а не по указке родителей, и чтобы ребенок развивался, его рисунок рос. Чтобы было развитие, нужно разнообразие, чтобы было разнообразие, нужно чтобы ему было интересно.
И я хочу предложить несколько нетрадиционных техник рисования:
- "Граттаж".
- "Ниткография".
- "Монотипия".
- "Кляксография".
- "Печать".
Хочется отметить, что нельзя переучивать леворуких детей. Ведь рука - это полушарие, полушарие-рука. Т.е. переучивая, мы замедляем работу полушария мозга, а другое полушарие продолжает развиваться в своем темпе. Кстати, леворукие и правополушарные люди добиваются больших успехов.
Сейчас проведу с вами маленький тест. Возьмите лист бумаги и ручку в неведущую руку и попробуйте нарисовать дерево. Трудно, не правда ли? Вот так и ребенку трудно, ведь он учится с нуля. Поэтому не ругайте, не критикуйте, что это за каракули, а лучше включите фантазию и вместе с ребенком придумайте нового волшебного героя.
А теперь, пожалуйста, распределитесь по парам и молча попробуйте взять лист и что- то поделайте с ним, что угодно, но без слов. Получается? Скажите, трудности есть? Заметили ли вы, что кто то был ведущим , а кто то ведомым? А сейчас прошу одного из вас подойти ко мне и это же действие мы произведем с вами (воспитатель ничего не делает). Что вы заметили? Было ли действие с листом? А сейчас (воспитатель активно участвует в действии)? Заметили мы с вами, что в первом случае действие было, но вот не взаимодействие! Потому что мне было не интересно, я не проявляла активности. В конечном итоге, оппоненту надоест только самому действовать и все прекратиться. Так и в творчестве, если нет взаимодействия, сам процесс обречен на потухание и прекращение. Если ребенок не заинтересован, вы не разовьете в нем творческого потенциала, и наоборот, если он пытается с вами взаимодействовать, ему интересно, но вы не идете на контакт, не будет никакого развития.
В заключении хотелось бы предложить вам игру, которая помогает ребенку построить связи между предложениями и частями текста, обогатить словарь, приобрести опыт в речи, отсюда развивается связная речь. А в психических процессах все взаимосвязано. Мышление, моторика, речь! Игра "Сочиним сказку вместе". Вы начинаете: "Жил был мышонок...". Следующим продолжает ребенок, и так по очереди продолжаете. Можете идти в сад и играть.
Предлагаю посмотреть вам презентацию "Наши дети" и их творчество на выставке работ.
Спасибо за внимание!
Проект для средней группы на тему:
«Развитие художественного творчества в детей
через нетрадиционные техники рисования».
Участники проекта: воспитатель, родители и дети средней группы.
Целевая группа: дети средней группы.
Срок реализации: с сентября 2013г. по декабрь 2013г.
Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей у детей.
Актуальность проблемы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.
По мнению Л.С. Выготского, ведущим свойством творческих способностей является воображение. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что некоторые дети боятся рисовать традиционным способом (кистью), им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка, превращает его из подражателя действиям взрослого, в субъекта собственной деятельности.
ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ:
- Недостаточность дидактического материала для рисования.
- Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей (в младшем дошкольном детстве) со стороны родителей.
- Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
ЦЕЛЬ: – поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа, развитие художественных (творческих) способностей детей среднего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Дети:
- Развивать творческие способности, самостоятельность.
- Поддерживать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
- Расширить представления детей о нетрадиционных способах изображения, возможностях изобразительных материалов.
- Формировать наблюдательность и внимание при рисовании нетрадиционным методом.
- Учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками.
- Прививать интерес к нетрадиционному рисованию.
Развивающая среда:
Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.
Родители
Привлечь родителей к процессу развития художественных способностей (возможностей) детей.
Ожидаемый результат:
- Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
- Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей средней группы.
- Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей, переориентация ценностных установок в значимости данного вида детской деятельности.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.
- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.
Практический этап:
- Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
- Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
- Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей
- Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта:
- Разработка и циклов мероприятий по развитию художественных способностей на основе нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов для детей средней группы.
- Разработка рекомендация буклетов для родителей и воспитателями в рамках проекта,
- Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок,
- Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
- Организация работы по реализации проекта
- Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков
- Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Итоговый этап
- Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
- Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ, итоговая презентация.
План реализации проекта
№ п/п | Этапы работы | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1. | Организационный | - разработка проекта, - мониторинг, - ознакомление родителей с проектом, - пополнение развивающей среды, - подбор материала для художественной деятельности, - разработка тематического плана мероприятий. | сентябрь -октябрь | воспитатель
|
| Внедренческий | 1. Проведение мероприятий с детьми 2. Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования». 3. Круглый стол родителей и детей «Рисование без кисточки» 4. Выставки детских работ 5. Беседы, праздники, занятия, выставки, конкурсы | октябрь - декабрь
| воспитатель
|
| Аналитический | 1. Ознакомление родителей с результатами реализации проекта 2. Ознакомление педагогов ДОУ (проектный совет, презентация) |
| воспитатель
|
Вывод
Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу, что использования нетрадиционных техник, рисования создают ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
На мой взгляд, изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Используя новые и интересные технологии и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Детский сад «Тополек» - филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»План по самообразованию по теме«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастачерез нет...

Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

План самообразования по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования""
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать точные движения кистью, нетрадиционными материалами.Формировать; целостную картину мира Расширять круг...

План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.Задачи:Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.Прививать...

План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования".
План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"....
