«ПУСТЬ ДОБРЕЕ СТАНЕТ МИР ВОКРУГ…»
план-конспект занятия (старшая группа)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек» Козловского муниципального округа Чувашской Республики

Окружное методическое объединение работников дошкольных образовательных учреждений Козловского муниципального округа

на тему: «Социально- коммуникативное развитие и социальное воспитание в контексте ФГОС и ФОП дошкольного воспитания»»

Выступление  на тему:

«МАСТЕР – КЛАСС ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «ПУСТЬ ДОБРЕЕ СТАНЕТ МИР ВОКРУГ…»

 

                                     Разработала и провела:

                                           Сидоркина Ольга Борисовна

               воспитатель

                                                        первой квалификационной категории

                                               Дата проведения: 23.01.2025 г.

г. Козловка, 2025

Цель: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ.

Задачи:

  • Способствовать совершенствованию знаний, профессиональной        компетентности, педагогического мастерства коллег в осуществлении задач по социально – коммуникативному развитию;
  • Показать некоторые формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста понятий о доброте;
  • Способствовать развитию творческого потенциала педагогов.

Материалы и оборудование:

  • Практическое задание педагогам – участникам: «Продолжи пословицы и поговорки о добре и доброте» (карточки).
  • Яблоко, зубочистки

Ход:

Уважаемые коллеги, приглашаю Вас принять участие в мастер – классе «Пусть добрее станет мир вокруг».

Начать этот мастер – класс хотелось бы словами В. А. Сухомлинского:

Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка,

без которых он не может не делать добра, т.е. учить сопереживать.

В.А. Сухомлинский.

Тема это достаточно актуальна, нередко бывают такие ситуации, когда мы сталкиваемся с тем, что дети проявляют злобу, эгоизм и даже агрессию к своим сверстникам, к нам, педагогам и даже родителям. Поэтому, формирование таких важных качеств, как доброта и отзывчивость, лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.

Перед нами, воспитателями, стоит задача: как научить своих воспитанников добру, милосердию, состраданию, умению прийти на помощь, чтобы сделать обстановку вокруг более доброй, дружелюбной…

Для формирования у воспитанников понятий о добре и зле, доброжелательных отношений, используются все доступные формы и методы работы:

  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
  • организованная образовательная деятельность;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
  • беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • развлечения, просмотр видеофильмов;
  • организация выставок детского творчества;

 Так, что же такое добро, доброта?

Добро – это всё хорошее, положительное. Всё, что приносит пользу, счастье, благополучие.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему, стремление делать добро другим.

Сегодня я хочу вам предложить несколько заданий по теме нашего мастер-класса.

 Так как тема, по которой мы с вами работаем, звучит: «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игру», соответственно, задания будут игровые, их можно будет использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 Первое задание: игра «Продолжи пословицы и поговорки о добре и доброте»

 

У вас на столах приготовлены листы. На них напечатаны пословицы и поговорки не полностью. Продолжения этих пословиц и поговорок приготовлены отдельно на разрезанных листочках.

 Задание педагогам-участникам: подобрать подходящее продолжение для каждой фразы. (Выполнение задания)

(Раздать листочки педагогам)

 Проверка задания:

Доброе братство – … (лучше богатства).

Не одежда красит человека, … (а его добрые дела).

Жизнь дана на … (добрые дела).

Мир не без … (добрых людей).

Не ищи красоты, … (ищи доброты).

Доброе слово лечит, …(а злое – калечит).

За добрые дела… (добром платят).

 

Спасибо. Первое задание выполнено успешно.

 Предлагаю следующее задание.

 Ни для кого не секрет, что встречаются такие сказки, текст которых хотелось бы изменить… Так как наша тема сегодня «Пусть добрее станет мир вокруг», следующая игра будет: «Сказка с добрым продолжением (концом)».

 Цель: формировать умение изменять содержание знакомых сказок, изменяя злые, грубые события в сюжете на добрые и веселые.

 Правила игры: Нужно придумать продолжение (концовку) сказки так, чтобы все были счастливы: всем было хорошо, весело, никто не пострадал, не плакал, не обижался.

Эта половина придумывают концовку сказки «Заюшкина избушка» (педагоги выполняют задание).

Другая половина – «Колобок».

Спасибо за ваши замечательные новые сказки.

 

«Комплименты»

 Каждый должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент своему соседу.

Можно поиграть с детьми еще такие игры:

«Круг желаний»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.

 «Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

«Добрые слова» (предлагаю образовать внутренний внешний круг, встать лицом друг к другу).

 Цель: продемонстрировать значение добрых слов в жизни, показать необходимость умения радоваться вместе успехам и победам.

 Правила игры: участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу «добрые слова» (комплименты) по следующим направлениям:

 Одобрение внешности

Одобрение личностных качеств

Одобрение деловых (профессиональных) качеств

 Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнёры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

 Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.

Замени слова добрыми словами»

Злой – добрый

Не вежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – подарить, отдать

Поругать – похвалить

Обидеть – защитить

Грустный – веселый

Сломать – починить

Неряшливый – аккуратный

«Назови ласковое слово»

Птица – птичка

Дерево – деревце

Сказка – сказочка

Заяц – зайчик

Лиса – лисичка

Яблоко – яблочко

Рука – ручка

Кольцо – колечко

Стол – столик

Кошка – кошечка

Собака – собачка и т. д.

А сейчас предлагаю следующую игру.

Игра “Планета добра”. у меня в руках яблоко. Давайте представим, что это не яблоко, а наша планета Земля. Посмотрите, какая она красивая, гладкая, светлая. Но всегда ли она так выглядит? (Ответы: наверное, нет). - А когда она выглядит по-другому? (Ответы: когда мы совершаем плохие поступки). Какие именно? Какие слова противоречат слову “доброта”?  Назовите эти слова, с каждым названным словом втыкайте зубочистки в яблоко. ( злость, ненависть, невежество, грубость, хамство, жадность, обман, жестокость, враждебность, лень и другие)

 Посмотрите,что случилось с нашей планетой? (Ответы ) Как нам быть теперь? (Ответы: назвать хорошие слова и забыть плохие). Называйте, а я буду лечить нашу планету ( называют слова: доброта, вежливость, внимание, смелость, дружба, помощь, трудолюбие, забота, уважение, аккуратность и другие; вытаскивают по одной зубочистке на каждое слова). Посмотрите, стала ли наша планета такой, какой была? (Ответы: нет, остались ранки) Что же нужно делать, чтобы эти ранки поскорее затянулись? (Ответы: говорить больше добрых слов, совершать больше добрых поступков).

Пожелания.

 

«Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы - очень могущественные, и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Я буду ребенком, а вы пожелайте мневсе, что угодно.

«Добро - зло»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия: Взрослый по очереди называет любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то хлопают в ладоши. Если это слово – зло, грозят пальцем и топают ногами.

Защитить слабого

Порвать книгу

Проведать больного друга

Сказать маме приятные слова

Ударить котенка

Помочь младшей сестре одеться

Обидеть друга

Отнять игрушку

Помочь другу

Делиться с игрушкой с другом

Здороваться при встрече

Закончить свой мастер – класс хотелось бы старой притчей «О добре и зле»

Бабочка

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Все в наших руках, чтобы научить своих воспитанников добру, милосердию, состраданию, умению прийти на помощь, чтобы сделать обстановку вокруг более доброй, дружелюбной…

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУСТЬ ДОБРО НАВЕКИ ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!»

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе "Пусть добро навеки побеждает зло!" Цель занятия: раскрыть сущность полярных понятий "добро" и "зло" и эмоций, котор...

"Пусть дорога станет безопасней"

консультация для родителей по профилактике ПДД...

пусть добрые традиции живут

материал по нравственно- патриотическому воспитанию...

«Пусть серое станет цветным!»

Сценарий развлечения по изодеятельности....

Акция ко дню защиты детей " Пусть серое станет цветным"

Цели акции - Привлечь внимание родителей к празднику Дню защиты детей; сплотить детей и родителей в совместной деятельности: раскрашивание серого асфальта с помощью ...

Информационно-познавательный проект: «Пусть дорога станет безопасной!»

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение         детский сад № 4 «Родничок»...