СТАТЬЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
статья
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ «СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Сказка греет,
сказка лечит,
сказка учит жить.
Дж. Киплинг
Сказка – одно из эффективных терапевтических средств в работе с дошкольниками.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического и эмоционального развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением. Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия. В последнее время термин «сказкотерапия» звучит чаще и чаще. С уверенностью можно сказать, что всё большее количество практических психологов используют сказкотерапию как один из методов в своей деятельности.
Сказкотерапия - набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека (Т.Д. Зинкевич Евстигнеева)
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими (И.В. Вачков).
Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь (С.А. Черняева)
Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому.
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Кроме того, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
С другой стороны, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей свободно мечтать и фантазировать.
Ведущие психологи в данной области отмечают следующие основные достоинства сказок:
-отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий;
- отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события;
- образность и метафоричность языка;
- победа добра, дающая психологическую защищенность;
- наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.
Так же как любой другой метод практической психологии, сказкотерапия имеет свою специфику, которая заключается в следующих особенностях ее применения.
Во-первых, это возрастные ограничения. Безусловно, сказки полезно и необходимо читать детям всех возрастов, но именно процесс сказкотерапии с анализом и разбором ситуаций, поставленных в сказках, лучше проводить с ребенком, начиная с 3-4 лет. Это связано с тем, что ребенок до этого возраста еще не понимает того, что может существовать некая другая реальность, сказочная, отличная от нашей повседневной жизни. Все это, однако, индивидуально и зависит от совокупности личностных особенностей ребенка.
Во-вторых, важную роль в процессе сказкотерапии играет наше состояние, мироощущение и миропонимание, способность осознавать происходящие события и оценивать их, опираясь на жизненные принципы. При передаче содержания сказок большое значение имеет отношение к тому, с кем читают сказку. Доброжелательный спокойный тон дает возможность добиться желаемого результата и поставленной цели. Нельзя забывать, что если говорить о проведении сказкотерапии как методе практической психологии, то взрослый должен проявлять эмпатию в отношении ребенка. Все это очень важно, так как от этого зависит степень открытости ребенка и степень усвоения им того, что хотят до него донести. Следующим фактором, влияющим на поведение ребенка, с которым проводиться сказкотерапия является интонация, которая в большей степени воздействует не на сознание ребенка, а на сферу его бессознательного, на его мироощущение и принятие взрослого как человека стремящегося ему помочь.
В-третьих, сказка должна быть подобрана или сочинена в соответствии с возрастом, ситуацией и личностными особенностями ребенка и направлена на формирование определенных свойств в зависимости от ведущей деятельности ребенка.
Следующей особенностью является временное ограничение сказкотерапии. С ребенком до 4-5 лет не следует проводить ее дольше 20-25 минут, так как ему трудно воспринимать информацию в течение более длительного времени, его внимание рассеивается, и он начинает отвлекаться. Таким образом, эффективность использования данного терапевтического метода зависит и от возраста ребенка, с которым его хотят провести, и от его личностных особенностей, темперамента, и от его понимания жизни и осознания своего места в мире, от уже сформировавшихся или еще только формирующихся моральных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия в работе с дошкольниками
В настоящее время психолого-педагогической литературе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребёнка, становление его, личности, раскрытия твор...
статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Статья на тему «Метод сказкотерапии в работе с дошкольниками »
В данной статье рассматриваются некоторые особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками....

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...

Статья на тему «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».
Сказкотерапия - самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему ска...
Статья "Сказкотерапия в работе учителя-логопеда"
Статья посвящена сказке, как удивительному по силе, красивому, звучному инструменту в работе учителя-логопеда, о развитии умения тонко чувствовать форму и ритм языка, преподать прекрасные образцы родн...

