Статья "Сказкотерапия в работе учителя-логопеда"
статья (старшая группа)

Статья посвящена сказке, как удивительному по силе, красивому, звучному инструменту в работе учителя-логопеда, о развитии умения тонко чувствовать форму и ритм языка, преподать прекрасные образцы родного языка детям. Сказкотерапия - наиболее эффективный и доступный способ, всесторонне развитой речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия в работе учителя - логопеда»

Грузд Ольга Михайловна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад» №1 Иркутская область г Слюдянки.

«Хорошую речь хорошо и слушать»

Пословица

Аннотация. Статья посвящена сказке, как удивительному по силе, красивому, звучному инструменту в работе учителя –логопеда, о развитии умения тонко чувствовать форму и ритм языка, преподать прекрасные образцы родного языка детям. Сказкотерапия- наиболее эффективный и доступный способ, всесторонне развитой речи дошкольников.

Ключевые слова: Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. [1]

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Как важно любить родную речь! Любовь к родной речи связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово.

Первой ступенькой любви к родному языку является сказка. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес, приключений, это любимый детьми жанр, доступный и понятный.

Художественные произведения народного творчества помогают окунуться в удивительный мир любви волшебства родного языка. Сказка, которая учит нас доброте, красоте, заботе, уважению, терпению по отношению друг другу, к братьям нашим меньшим. Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на развитие речи, на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его психического и физического здоровья.

К числу важнейших задач в работе с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии речи, относится формирование у них связной, монологической, диалогической речи. Дети на занятиях по сказкотерапии получают тот эмоциональный отклик, который способствует развитию добромыслия, которое рождает добрую речь, прекрасномыслия, которое рождает прекрасную речь. [2 c 193] Главным образом, на занятиях по сказкотерапии происходит развитие родного языка, дети учатся взаимодействовать с помощью речи. У детей развивается артикуляционный аппарат, происходит формирование новых навыков общения. Сказкотерапия помогает дошкольникам вводить звуки в свободную речь, совершенствовать слоговую структуру слова, уточнять структуру предложения. С помощью сказки происходит совершенствование связных высказываний. Дети учатся строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к ним. Развитие просодической стороны речи: развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, интонацией. Занятие по сказкотерапии можно проводить с детьми любого возраста, так как ребенок с самых первых дней жизни знаком с этим жанром благодаря своему родному языку. Представленная ниже сказка способствует развитию связной, монологической, просодической стороны речи.

Сказка колобок на новый лад

Жили-были старик со старухой.

Вот как-то говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, испеки мне колобок

Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял, да и покатился — с окна на лавку, с лавки на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится Колобок по дороге, навстречу ему Петушок: Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Петушок, давай ты мне предложения из слов составишь

Миша по идет лесу! Грибы Маша в корзину собирала! Спасибо Петушок

И покатился колобок — только Петушок его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Волк:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Серый Волк, Давай ты лучше произнесешь фразу В «Лес сказочный» сначала тихо, потом громко, быстро и медленно. Спасибо серый волк.

И покатился колобок дальше — только Волк его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Медведь:

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Медведь не ешь меня, а лучше продолжи фразу.

Иван Царевич, Маша и Медведь, Петушок Золотой гребешок, Волк и семеро козлят, Волк и заяц, Лисичка и скалочка. Лисица, кот и петух.

И покатился колобок дальше — только Медведь его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

— Колобок, какой ты румяненький хорошенький

А колобок и говорит знаю я, что ты лиса хитрая, а я хитрей тебя. Лисичка сестричка продолжи мои предложения. Если я стала волшебницей? Если бы я превратилась в зайца? И пока лиса думала колобок укатился к бабушке и дедушке…. Придумайте хороший конец к сказке! Вот и сказке Колобок конец, а кто слушал и рассказывал сказку – молодец!

С помощью сказкотерапии мы имеем возможность помогать нашим детям развиваться, учить любить родную речь и с помощью нее обогащать свой внутренний мир добротой и пониманием всех сторон нашей родной речи. Очень важно в 21 веке не забывать, как важна сказка в жизни каждого ребенка. Сказка творит чудеса, в которые мы верим!

На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (Ушинский К.Д, Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Максаков А.И. и др.).

Литература

1. Амоношвили Ш.А. Основы гуманной педагогики Кн 7 Легко быть садовником трудно быть уроком семени/ 2-e изд-М.; Свет, 2017 – 400 с

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб медошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

3. Колпакова, Е. В. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях / Е. В. Колпакова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 680-683.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

Конкурс "Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда"

Педагог всегда стремится помочь развиться личности ребёнка. Чтобы этот процесс проходил естественно, нельзя "выдергивать" ребенка из привычной ему среды, мы лишь можем постараться применить эту среду ...

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

В то время как, сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дош...

Сказкотерапия в работе учителя-логопеда ДОО

Нетрадиционные методы работы учителя-логопеда по использованию опорных схем в развитии связной речи детей с ТНР....

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Использование элементов сказкотерапиив работе учителя-логопеда...

Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...